Доминантное занятие по развитию у детей музыкально — сенсорных способностей Ярмарка(старшая группа).


«Весёлая ярмарка». Доминантное занятие по развитию музыкально – сенсорных способностей детей старшей группы.
Цель. Развивать у детей музыкально – сенсорные способности.
Задачи.
Закреплять умение детей различать двухчастную форму музыкального произведения.
Развивать мелодический, гармонический и ритмический слух дошкольников.
Различать музыкальные жанры: марш, танец, песня.
Развивать тембровый слух детей – умение различать музыкальные инструменты в оркестре по звучанию.
Узнавать песню по мелодии запева или припева, закреплять эти понятия.
Под весёлую русскую народную музыку в зал вбегает Скоморох Тимошка, дети стоят возле входа в музыкальный зал.
Скоморох:Эй, прохожие! Сюда! Сюда! Все приглашаются! Наша ярмарка открывается!
В зал вбегают дети.
Музыкальный рук. Вот она и ярмарка! Только нас уже опередили. Посмотрите, сколько гостей собралось! Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Дети.Здравствуйте, люди добрые!
Музыкальный рук.Ещё издавна, в выходной день весь народ и стар и млад спешил на весёлую ярмарку: на людей посмотреть, да себя показать. А на ярмарке чего только нет! Расписная посуда, сладости разные, ткани и платочки яркие. Можно купить здесь и доброго коня, и звонкую балалайку.Со всех деревень собирались зеваки на весёлый праздник: посмотреть на выступления Скоморохов, Петрушек, послушать разные шутки, прибаутки, весёлые наигрыши и шуточные песни.
Скоморох.Народ собирается – ярмарка открывается!
Музыкальный рук.Давайте, ребята, пройдёмся по ярмарке! А гулять мы будем под музыку. Только вам надо быть очень внимательными. На 1-ую часть музыки вы будете идти хороводным шагом, а на вторую – дробным.
Русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Скоморох.Уважаемая публика! Спешите в наш театр! Представление начинается! Выступают лучшие артисты сезона! В кассе билетом запаситесь, Тогда вдоволь наглядитесь!
Дети берут билет в кассе и садятся на стулья.
Скоморох.Представление на ять – интереснее, чем голубей гонять. Билеты не обычные, на них лица симпатичные: Один плачет, другой хохочет. Присмотритесь-ка, кто хочет?
Музыкальный рук.Ребята, посмотрите внимательно на билеты. Какие лица изображены на них?
Дети. Грустные и весёлые.
Скоморох.Вот сейчас можно проверить, кто музыку понимать умеет. Где надо грустить, а где веселиться?
Музыкальный рук.Дети, сядьте все красиво и приготовьтесь внимательно слушать музыку. Поднимайте тот билет, который соответствует настроению данного произведения.
«Полька». П. Чайковского. Дети поднимают карточку с изображением весёлого лица, определяют х-р музыки (радостная, задорная, озорная, весёлая, солнечная и т. д.).
Музыкальный рук.Молодцы! А какие изменения вы заметили в музыке? В каком регистре звучала мелодия?
Дети.В начале и в конце музыка звучала в высоком регистре (высоко), а в середине – в низком (низко).
Музыкальный рук.А теперь давайте послушаем ещё одно музыкальное произведение.
«Старинная французская песенка». Музыка П. Чайковского.
Музыкальный рук.Почему ты (имя) поднял эту картинку?
Ребёнок.Музыка была грустная, печальная, нежная, протяжная, напевная.
Музыкальный рук.Эти произведения написал великий русский композитор П. И. Чайковский. Они вошли в его «Детский альбом». Это «Полька» и «Старинная французская песенка». А какие вы, ребята, ещё знаете произведения из «Детского альбома»?
Дети.«Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Скоморох.Сюда, сюда спешите, выбирайте на любой вкус часы большие, маленькие, средние. А у вас, господа хорошие, часы имеются?
Музыкальный рук.Нет, не имеются, но мы про часы песенку знаем. Давайте споём её, дети, и покажем хлопками, как бьют большие и тикают средние и маленькие часы.
Попевка «Часы». Дети выкладывают три ритмических рисунка часов. Скоморох выкладывает ритм, но делает ошибку. Дети его исправляют. Все поют песню, ребёнок показывает указкой ритмический рисунок песенки.
Скоморох.Да, ребята, ритм я не умею выкладывать, но зато умею загадки загадывать. А вы любите загадки?
В оркестре хороша! Зазвучит – поёт душа! Просит: «Ну-ка, поиграй-ка». Озорная…(балалайка.)
Деревянные подружки пляшут на его макушке. Бьют его, а он гремит, В ногу всем шагать велит. (Барабан.)
Очень весело поёт, если дуете в неё. Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка.)
Музыкальный рук.Тимошка, у тебя три музыкальных инструмента, а ребята знают три музыкальных жанра. Какие жанры вы знаете?
Дети.Марш, песня, танец.
Музыкальный рук.Тимошка, а ты знаешь, к какому жанру ближе всего подходит каждый из этих музыкальных инструментов?
Тимошка.Да это очень просто! Под барабан надо весело плясать, под балалайку надо спать, а под дудочку легко коров гонять.
Музыкальный рук.Ну, и насмешил ты нас. Ребята, давайте поможем Тимошке разобраться. В каком музыкальном жанре барабаны просто необходимы? А для какого жанра подойдет весёлая балалайка? Ну, а дудочка конечно для.. А сейчас мы поиграем в игру «Определи жанр».
Д/игра «Определи жанр». Тимошка меняет местами инструменты, запутывая ребят.
Тимошка.Какие внимательные и быстрые. Ребята, посмотрите, сколько разных инструментов есть на нашей ярмарке. Показывает на стол с музыкальными инструментами. А вы сможете узнать эти инструменты по звучанию в оркестре?
«Узнай инструмент в оркестре». Дети поднимают карточки с изображением инструментов народного оркестра.
Музыкальный рук.Ну что, Тимошка, все инструменты узнали ребята?
Скоморох.А какой оркестр сейчас звучал, знаете? (Народный.) А песни народные вы знаете? Отгадайте песню, которую я сыграю на металлофоне. Дети узнают песню. Что я сейчас сыграл: запев или припев песни?
Музыкальный руководитель предлагает исполнить песню в хороводе.
Музыкальный рук.Тимошка, ребята так старались: пели, плясали, все загадки твои отгадали. Ты угощенье нам так дашь, или шутить станешь?
Скоморох.Да разве вас тут обманешь? Целый мешок для вас на ярмарке купил. Пряников, сушек, да всяких там безделушек. А вы меня чай пить пригласите? (Да!) Тогда получите!
Музыкальный рук.Спасибо тебе, Тимошка, за угощение и веселье. Пойдем с нами чай пить. (Уходят в группу.)