Методическая разработка развлечения с элементами драматизации для детей дошкольного и младшего школьного возраста Есть калачи — не сидеть на печи

Автор: Н.Ю. Соколова
МДОУ ДС№ 8 (филиал 1)
Копейского городского округа,
учитель-логопед


Методическая разработка

«Есть калачи – не сидеть на печи».
Интерактивное занятие
(для детей дошкольного и младшего школьного возраста)


Цель:
Расширить представление детей о быте уральских крестьян начала XX века, раскрыть значение хлеба в жизни человека.

Задачи:
Знакомство с этапами приготовления крестьянского хлеба.
Развитие творческих способностей, речи, образного и логического мышления детей методами народной педагогики.
Воспитание уважительного отношения к человеку труда, прежде всего к крестьянину как носителю лучших народных идеалов.
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца-матери, мужа-жены, хозяина-хозяйки своего дома, своей родной земли.

Форма проведения: интерактивное занятие с элементами театрализации.

Оборудование:
экспозиция избы;
предметный ряд: молотильный конный каток, ступа, жернова, крынка, кувшин, коромысло, печь, лопата для хлеба, скалка, сито, корчага, дрова, подовый хлеб (настоящий).
костюмы для роли Деда и Бабы.

Раздаточный материал: картинки с этапами изготовления хлеба.

Этапы реализации:
Мотивационный этап. Эмоциональное погружение детей в атмосферу крестьянского быта.
Основной этап. Проигрывание с детьми сказки, в ходе которой дети «выпекают» домашний хлеб.
Заключительный этап. Дети едят «выпеченный» хлеб; проводится игра «Перепутанные картинки», в ходе которой дети закрепляют все этапы крестьянского труда по приготовления хлеба.

Ожидаемый результат:
Расширятся представления ребят о быте уральских крестьян начала ХХ века.
Дети познакомятся с видами крестьянских работ по выращиванию и изготовлению хлеба.
Осознание и приобщение детей к внутрисемейному распределению ролей.
Дети усвоят конкретный смысл народной мудрости «Есть калачи – не сидеть на печи».
Дети будут осознанно бережливее обращаться с хлебо-булочными изделиями.

Ход занятия

Мотивационный этап

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь встречаемся с вами в нашей уральской избе. Каждая вещь в ней может рассказать свою историю, но услышать её смогут только самые внимательные зрители и слушатели. Сегодня свою историю расскажет нам вот этот предмет (показывает деревянную лопату для выпечки хлеба).

- Как вы думаете, что это за предмет, как могли его использовать?
Давайте послушаем его историю.

Расскажу я вам, ребята, сказ про давнее житьё.
На копейских славных землях, уж тому назад 100 лет
Жили-были, не тужили, одна бабушка и дед.

(ведущий выбирает из числа детей девочку-бабушку и мальчика-деда)

С ними жили и внучата, (показывает на остальных детей)
Все хорошие ребята.
Дед и баба всё трудились,
И внучата не ленились,
По хозяйству помогали
И на солнышке играли. (Все дети машут руками)


Основной этап


Вот как только петушок во всё горло пропоёт,
Рано утром баба встанет и к коровушке пойдёт.
Подоит она корову, в крынку молочка нальёт.

(баба находит на посуднике крынку и ставит ее на стол)

Баба: Надо мне в избе прибрать.
А вы, милые внучатки, вылезайте из кроватки.
Дружно веники возьмите,
Чисто дворик подметите.

(дети встают и делают движения, подметающие пол)

Ведущий: С поля дед привёз пшеницу,
Разболелась поясница.

Дед: Это нам за труд награда.
Обмолотить пшеницу надо.

(Ведущий рассказывает, как раньше молотили колосья вручную и показывает цеп и конный каток. Дети имитируют движения молотьбы.)

Мы работали все долго, сколько было силы.
Посмотрите, сколько с вами мы зерна намолотили.

Баба: Чтобы стряпать пироги,
Надо намолоть муки.
Кто на мельницу пойдёт,
Муки намелет, принесёт?

Дети: Мы! («Взваливают мешок» и «идут» на месте.)
(Ведущий рассказывает и показывает жернова для помола муки)

Ведущий: Долго мельник наш работал, сколько только мог.
И муки нам намолол большой мешок.
А теперь из смолотой муки
Испеки нам, баба, пироги.
Баба: Я хочу, внучата, вас спросить:
Кто поможет тесто мне месить?

Дети: Мы!

(Ведущий рассказывает, как и в чём месили тесто. Показывает предметный ряд: корчагу – керамический горшок для теста, деревянную ложку, скалку и т.п. Дети движениями показывают, что нужно делать, чтобы замесить тесто: наливаем молоко или воду, сеем муку через сито, добавляем сахар, соль, замешиваем тесто.)

Ведущий:

- Что баба положила, чтобы получился хороший каравай?

Положила баба то, что в воде родится, а воды боится. (Соль)

Не солено, не варено, а едят. (Молоко)

В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)

Бел как снег, а в чести у всех.
В рот попал, там пропал. (Сахар)

Белое, да не снег,
Вкусное, да не мёд,
От рогатого берут
И ребятам дают. (Молоко)

Не конь, а бежит,
Не лес. А шумит. (Вода)


Баба:
Вот спасибо вам, ребятки! Пока тесто у нас подходит, я коромысло возьму
и за водою схожу.

(Баба берет коромысло, и как-будто идёт за водой).

Ведущий: А пока тесто подходит, давайте обратимся к деду:
Ты же дед, давай не спи!
Огонь в печи нам разожги.

(Дед кладет в печь дрова, «разжигая огонь»)

Баба: Ох, да скоро уж обед!
Будет вам пирог и хлеб!

Ведущий:

Наше тесто подошло, стала из него баба пирог да хлеб делать. Пока делала – все молитвы прочитала, чтоб получился хлебушек пышный да румяный. Затем чисто вымела в печи, положила кирпичи, а на них тесто. Так пекли хлеб на поду, и назывался он подовым.

Скоро времечко идёт.
Дед на лавке хлеба ждёт.
А по всей избе, чудесный,
Ароматный дух плывёт! (Дед садится на лавку за стол)

Баба достаёт лопатой из печи хлеб (он кладётся в печь заранее до начала занятия) и ставит его на стол.

Ведущий:

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

(С. Погореловский)

Баба угощает всех детей хлебом, начиная с Деда – хозяина семьи. Дети отламывают себе хлеб по кусочку.

Ведущий рассказывает, как раньше относились к хлебу, как его ели (текст преломляется в зависимости от возраста и уровня подготовленности детской аудитории)

С вечера хозяйка затваривала тесто на чуть подогретой речной воде. Домовитое ритмичное постукивание мутовки о края квашни, словно мурлыканье кота, или шум самовара, или поскрипывание колыбели, дополняло ощущение семейного уюта и основательности.
Квашню завязывали скатертью и ставили на теплое место. Иногда на шесток, иногда прямо на печь. Ночью большуха(самая старшая женщина в семье) заботливо просыпалась, глядела, “ходит” ли, а утром замешивала. Пока топилась печь, тесто продолжало подниматься, и хозяйка начинала его катать над сеяльницей. Она брала тесто деревянной хлебной лопаткой, клала в посыпанную мукой круглую деревянную чашу (тоже называемую хлебной) и подкидывала тесто в воздухе. Оно на лету поворачивалось с боку на бок. Круглые, облепленные мукой лепехи кувыркали на чистую холщовую ширинку. Печь, начисто заметенная сосновым помелом, должна быть хорошо протопленной, но не слишком жаркой. Караваи опрокидывали с ширинки на широкую деревянную лопату и поспешно, один за другим, совали в жар. Шесть-восемь караваев сидели на поду закрытой печи столько, сколько требовалось. В избе и на улице появлялся удивительный, ни на что не похожий запах печеного теста.
По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом – солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представилась в виде круга. И вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Поэтому и хлеб – символ жизни – был круглым. Ну а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами. Относились к ним с почтением.

Ведущий: - Эй, друзья,
Хватит молча жевать,
Пора и загадки мои отгадать.

Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (Блин)

На железном мосту
Коковяшки растут? (Оладьи)

Меня бьют, колотят, режут,
А я все терплю,
Людям добром плачу.(Хлеб)

Бежали овцы по калиновому мосту,
Увидали зорю – покидались в воду. (Пельмени)

Возьму пышно, сделаю жидко,
Брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)


Заключительный этап

Ведущий проводит с детьми игру «Перепутанные картинки»: детям раздаются картинки с рисунками (посев хлеба, жатва, молотьба, помол муки, изготовление теста, готовый хлеб). Ребята с рисунками выходят вперёд, каждый ребёнок рассказывает, что нарисовано на его картинке. Затем дети должны расставить ребят с картинками в правильном порядке, чтобы отобразить весь процесс крестьянского труда по изготовлению хлеба.

Ведущий:

- Ребята, наша сказка называлась «Есть калачи – не сидеть на печи». Как вы понимаете эту поговорку? Подходит ли это название к нашей сказке? Почему?

- Что можно сказать ребятам, которые неуважительно относятся к хлебу, берут его слишком много, не доедают и бросают?

- Давайте скажем «Спасибо» нашей хлебной лопате за её поучительную историю. До новых встреч и новых музейных историй!










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215