Конспект комплексного логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР Пересказ стихотворения В.Лифшица «Перчатки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад компенсирующего вида № 46 "Малышок"
Конспект
комплексного логопедического занятия
для детей старшей группы с ОНР
Пересказ стихотворения В.Лифшица «Перчатки»
Разработала:
учитель – логопед
Писарева Е.А.
г.Саров 2014
Цель: Обучение детей последовательному связному пересказу стихотворного текста с опорой на картинный план.
Задачи:
Формирование навыков пересказа с интерпретацией стихотворного текста в повествовательный с опорой на картинный план.
Формирование навыков планирования связного высказывания.
Упражнение детей в записи схем предложений с предлогами.
Упражнение детей в слоговом и звуковом анализе слов.
Средства: предметные картинки с изображением членов семьи, предметов одежды и мебели (по стихотворению), схемы-предлоги и схемы-глаголы, набор для каждого ребёнка фишек, касс и карточек для записи слов.
Способы: загадывание загадки, прослушивание записи стихотворения, активизация речевой деятельности детей с помощью вопросов, использование схем и предметных картинок в д/и «Составь предложение», «Определи самое короткое слово», упражнение в звуковом анализе слова, пересказ детьми.
Ожидаемые результаты: Связный последовательный пересказ детьми по цепочке стихотворного текста с опорой на картинный план; формулирование и запись схем предложений с предлогами; слоговой анализ слов «буфет, шкаф, диван»;звуковой анализ слова «шкаф».
Пропедевтическая работа:
Занятия по лексическим темам: "Дом. Мебель", "Одежда", "Семья", составление рассказа по плану о предметах мебели, одежды, членах семьи, инсценировка стихотворения С. Маршака «Маша -растеряша», заучивание пальчиковой гимнастики "Перчатки", физминутки, чтение художественной литературы по темам.
Текст стихотворения «Перчатки» (прил.1).
План комплексного занятия по обучению детей старшей группы
пересказу стихотворения В.Лифшица «Перчатки».
I.Орг.момент: отгадывание загадки, прослушивание «видео –письма».
II. Основная часть.
1.Разбор стихотворного текста.
2. Пальчиковая гимнастика «Перчатки».
3. Упражнение детей в записи схем предложений с предлогами.
4. Свободный пересказ детьми с опорой на картинный план-схемы предложений.
5. Физкультурная пауза «Валя – растеряша».
6. Упражнение в звуковом и слоговом анализе слова.
III. Подведение итогов занятия.
I.Организационная часть.
Мотивация предстоящей деятельности.
II.Основная часть.
Усвоение, закрепление знаний и умений.
1. Чтение стихотворения
В. Лифшица «Перчатки».
(развитие слухового внимания).
2.Словарная работа: «кувырком» (обогащение словарного запаса).
3.Разбор текста с составлением картинного плана будущего рассказа (работа с предметными картинками).
4. Пальчиковая
гимнастика «Перчатки» (развитие мелкой моторики).
5. д/и «Составь предложение» - запись схем предложений с предлогами (совершенствование грамматического строя речи: закрепление предложно падежных конструкций в предложении).
6. Пересказ стихотворения детьми
по цепочке (формирование навыков планирования связного высказывания, развитие связной речи).
7. Физкультурная минутка «Валя – растеряша» (координация речи с движением).
8. Упражнение в слоговом и звуковом анализе слова (развитие фонематического восприятия, предупреждение дисграфии).
III. Итог занятия (положительная оценка деятельности детей, анализ своей деятельности).
В группу приносят красиво упакованную коробку.
Рассматривание коробочки, чтение записки, находящейся в ней, отгадывание загадки о предмете будущего рассказа (перчатках).
Загадка:
Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В тёмные чуланчики.
Каждый мальчик –
В свой чуланчик. (перчатка)
Логопед достаёт из коробочки отгадку и «флэшку», на которой записано видео – письмо.
Просмотр видео – письма, в котором бабушка рассказывает стихотворение о своей внучке Вале.
Логопед задаёт вопросы, а дети отвечают:
- Ребята, что значит: в доме всё кувырком?
1). Почему в доме всё кувырком?
2). Зачем Вале нужны были перчатки, куда она собиралась?
3). Кто помогал Вале искать перчатки?
4). Что и где нашли родные Вали вместо перчаток?
5). Где же и кто нашёл перчатки?
6). Почему перчатки оказались в валенке?
7). В какое время года происходило действие? Как вы догадались? Какая картинка вам поможет?
8). Как можно назвать такую девочку Валю?
9). Как нужно обращаться с вещами, чтобы их потом не искать, как Валя?
Дети с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику.
Логопед предлагает детям рассказать историю о девочке Вале и записать предложения по картинкам плана для соблюдения последовательности рассказа с использованием схем – предлогов и слов - действий.
Запись на доске:
Сестра передник под диван
Сестра нашла (увидела) передник под диваном.
Папа кофта за шкаф
Папа нашёл (обнаружил) кофту за шкафом.
Дед платье на буфет
Дед отыскал платье на буфете.
Мама перчатки в валенок
Мама нашла перчатки в валенке.
Логопед повторно читает стихотворение В.Лифшица «Перчатки» и начинает пересказ, а дети продолжают его в повествовательной форме с опорой на схемы предложений.
Логопед задаёт проблемный вопрос - что могла бы сказать мама Вале и снова обращается к письму бабушки, озвучивая основную мысль стихотворения:
«Я думала, эти стихи про перчатки,
А вышло, что это стихи о порядке.
На этом, ребята, они и кончаются
И всем растеряхам они посвящаются».
Дети выполняют движения под руководством логопеда.
Логопед предлагает детям назвать предметы мебели, о которых говорилось в стихотворении (диван, шкаф, буфет), найти среди них самое короткое слово и записать это слово фишками.
Логопед произносит слово, выделяя нужный звук, дети определяют, гласный или согласный звук и выкладывают фишку.
Логопед: « Что нового вы узнали сегодня на занятии из стихотворения?
Что было интересного?
Мне понравилось, как сегодня активно работали ребята. Рассказ наш получился очень интересным и поучительным. Расскажите рассказ о Вале воспитателям и родителям, попробуйте нарисовать картинку к своему рассказу. А потом сделаем выставку ваших работ».
Прил.1
Перчатки.
Ну, всё пропадает у внученьки Вали!
Сегодня у Вали перчатки пропали.
Старательно ищет перчатки весь дом,
Поэтому в доме всё кувырком.
Под старым диваном их ищет сестра,
Оттуда передник достала она.
- Быть может за шкафом?- додумался папа,
Но папе не сдвинуть тяжёлого шкафа.
Он с помощью мамы подвинул его,
Там найдена Валина кофта – и всё!
-Быть может попали они на буфет?
- Ворчит недовольно старенький дед.
Там Валино платье, перчаток там нет.
Вдруг мама воскликнула:
-Вот они, Валенька!
И вынула обе перчатки из валенка.
Прил.1
Перчатки.
Ну, всё пропадает у девочки Вали!
Сегодня у Вали перчатки пропали.
Старательно ищет перчатки весь дом,
Поэтому в доме всё кувырком.
Под старым диваном их ищет сестра,
Оттуда передник достала она. Сестра - передник - диван
- Быть может за шкафом?-
Додумался папа,
Но папе не сдвинуть
Тяжёлого шкафа.
Он с помощью мамы подвинул его,
Там найдена Валина кофта – и всё! Папа - кофта – шкаф
-Быть может попали они на буфет?
- Ворчит недовольно старенький дед.
Там Валино платье, перчаток там нет. Дед - платье - буфет
Вдруг мама воскликнула:
-Вот они, Валенька! Мама - перчатки - валенки
И вынула обе перчатки из валенка.
Прил.2
Пальчиковая гимнастика «Перчатки».
Мы перчатки надевали как будто надевают перчатку
И учились мы считать. указат. палец пр. руки «пересчитывает» пальцы левой руки
Сколько домиков в перчатке? сжимают – разжимают кулачки
Раз, два, три, четыре, пять! загибают по очереди пальчики на обеих руках
Каждый пальчик – в каждый домик разгибают поочерёдно пальчики на обеих руках
Мы запомним без труда. ритмично сжимают и разжимают кулачки
Вот так весело перчатки «фонарики» кистями обеих рук
Надеваем мы всегда! как будто надевают перчатку
Физминутка «Валя – растеряша»
Ищет вещи Валя наша идут с поворотами вправо – влево
Валя наша – растеряша: руки к плечам, развести в стороны, к голове – покачать головой
Под диваном нет наклон, руки «под», развести в стороны
И за шкафом нет, руки «за», развести в стороны
На буфете нет, руки вверх – «ищут», развести в стороны
Во всём доме нет! потянуться – руки вверх, развести в стороны
Вот какая Валя наша, руки к щекам, покачать головой
Валя наша – растеряша! погрозить пальцем
13 EMBED PBrush 1415
Перчатки.
Ну, всё пропадает у девочки Вали!
Сегодня у Вали перчатки пропали.
Старательно ищет перчатки весь дом,
Поэтому в доме всё кувырком.
Под старым диваном их ищет сестра,
Там Валин передник был найден вчера.
- Быть может за шкафом?
Додумался папа.
Но папе не сдвинуть тяжелого шкафа.
Он с помощью мамы его поволок.
Перчатки не найдены, найден носок.
-Быть может, попали они на буфет?
Там Валина кукла, перчаток там нет.
Вдруг мама воскликнула:
-Вот они, Валенька!
И вынула обе перчатки из валенка.
PlayToday Свитер для девочки (арт. 128005) в Интернет-магазин детской одежды "Василек" Где купить, сколько стоит в Уфеv a
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·©
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·
·ъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·в
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·N
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·“
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ш
·
·
·
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·м
·
·
·
·
·
·5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·w
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Q
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·`
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·a
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·З
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·б
·
·
·(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·і
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·n
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Й
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·щ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·d
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·И
·
·
·
·й
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·f
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·p
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Root Entry