Рабочие программы и календарно-тематическое планирование ИЗО В 1-6 классах коррекционной школы II вида
СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I, II,Vвидов»
Рабочие образовательные программы
и календарно-тематическое планирование
уроков ИЗО
в 1-6 классах слабослышащих
(Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений II вида)
2015 -2016 учебный год
учитель Климова В.Н.
Заместитель директора по УВР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ИЗО
(I - VI классы )
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 год);
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида – Москва, Просвещение, 2006г, II отделение, II вариант;
БУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, II отделение, II вариант (приказ Мин. Обр. РФ от 10.04.2002 года, № 29/2065 – п);
учебного плана СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I, II, V видов на 2013-14 учебный год.
Искусство как один из учебных предметов имеет важное значение в обучении.
Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию слабослышащих детей, развитию их мышления и познавательной деятельности, формированию их личности.
В процессе обучения осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.
Основными задачами обучения являются:
воспитание у учащихся доброжелательности, отзывчивости, душевной красоты, гражданского отношения к явлениям и событиям окружающей действительности;
воспитание интереса и любви к искусству, развитие стремления к познанию действительности посредством искусства;
развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;
ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;
развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения учащихся;
усвоение учащимися элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки.
Наряду с общими учебно-воспитательными задачами настоящая программа предусматривает решение специфической задачи: всемерно содействовать компенсации недостатков психического развития слабослышащих учащихся. Программа рассчитана на шесть лет обучения. Она состоит из следующих разделов: «Композиция», «Цвет и краски», «Форма, пропорции, конструкция», «Пространство», «Восприятие произведений искусства».
Распределение учебных часов в течение года по разделам программы показано в таблице:
Раздел программы
Количество часов по классам
I
II
III
IV
V
VI
Композиция
10
10
9
8
9
8
Цвет и краски
10
10
10
6
5
5
Форма, пропорции, конструкция
8
7
7
8
6
6
Пространство
5
5
4
4
4
5
Восприятие произведений искусства
1
2
4
8
10
10
Всего
34
34
34
34
34
34
Изучение большей части учебного материала осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций.
Программой предусмотрены следующие виды рисования: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование. Обучение этим видам изобразительной практической деятельности охватывает все учебные задачи, поэтому на рисование следует отводить наибольшее количество часов.
Лепка и выполнение аппликаций, в процессе которых дети работают с объемными предметами, имеющими определенную форму и конструкцию, особенно важны в начальной школе, где налаживание взаимодействия двигательно-осязательного компонента со зрительным играет большую роль в развитии изобразительной деятельности детей.
В процессе лепки и выполнения аппликаций формируются первоначальные навыки изображения человека и животных.
Целесообразно перед лепкой человека или животного предложить детям собрать объемную игрушку из деталей в соответствии с конструкцией этой игрушки, а затем дать им задание составить целое изображение той же игрушки (аппликацию) из ее нарисованных частей. Эти занятия способствуют выработке у младших школьников навыков аналитико-синтетической деятельности (видения формы в целом и выделения в ней основных частей).
Поэтому в IIII классах на них отводится больше учебного времени, чем в IVVI классах.
Рисование с натуры способствует формированию у учащихся умения внимательно рассматривать предметы, анализировать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения и т. д. В процессе рисования с натуры обогащаются зрительные представления детей, развивается их воображение и творческое мышление, ""занятия по рисованию с натуры могут быть длительными (1 2 и даже 3 урока) и кратковременными (выполнение набросков и зарисовок в течение 1020 мин). Как правило, наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока, но иногда начиная со II класса им посвящается весь урок. В I и во II классах на выполнение изображения с натуры не следует отводить больше одного урока.
Предметы для рисования с натуры в I и во II классах ставятся перед учащимися во фронтальном положении. Знакомя учащихся с натурой, учитель прежде всего создает условия для ее эмоционального, целостного восприятия. Внимание детей в основном направляется на определение и передачу общего пространственного положения, конструкции, цвета изображаемых объектов. Чтобы облегчить учащимся передачу сходства с натурой, им предлагают изображать в натуральную величину предметы небольших размеров (листья, фрукты, игрушки, грибы и др.).
Объекты изображения, за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся (при нормальной наполняемости класса не менее трех на класс). Модели небольших размеров раздаются на парты.
Со II класса детей учат сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и с его правильным изображением, проводить планомерный анализ этого предмета, в котором важное место занимает выявление общей формы. При этом используются обводящие по контуру движения рукой, которые затем повторяются в воздухе, а также соотнесение формы изучаемого предаете со знакомой геометрической формой («На что похоже по форме на круг йли на треугольник?» и т.д.).
При анализе объекта для изображения внимание учащихся обращают на вертикальные и горизонтальные линии, добиваются их правильного воспроизведения в изображении. Сопоставляя объект и рисунок, уже во II классе детям показывают целесообразность использования некоторых вспомогательных линий (осевой линии, линии, обрисовывающей общую форму объекта, и т.д.), а с III класса требуют их применения.
В последующих классах учебные задачи постепенно усложняются. Учащиеся должны научиться более точно передавать форму изображаемых предметов, особенности их конструкции и пропорций, а также соблюдать целесообразную последовательность при выполнении рисунка.
Большое внимание на уроках рисования с натуры следует уделять показу рациональных способов изображения, обеспечивающих передачу в рисунке сходства с натурой. В III классах школы для слабослышащих детей при рисовании таких трудных для изображения объектов, как человек, животное, птица и др., наряду с планомерным анализом, вычленением геометрических форм полезен показ доступного детям простейшего способа изображения, отвечающего требованиям грамотного построения рисунка с натуры. В более старших классах способы изображения следует усложнять, вводить вспомогательные средства для более точной передачи в рисунке соотношения частей и конструкции изображаемых объектов.
При показе способа изображения нового и сложного объекта в начальных классах, особенно в I и во II, допускается поэтапное рисование совместно с учителем (ученик рисует в альбоме, учитель на доске).
Рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на темы и декоративных работ.
Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных особенностей объектов, пространственного положения, освещенности, цвета предметов, а также формируется умение выполнять рисунок выразительно. Необходимо поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, использование оригинальных композиций и техники исполнения.
Обучение декоративному рисованию начинается с работы над узором. Учащиеся рисуют узоры по образцу или составляют их творчески, исходя из назначения, формы и материала украшаемого предмета. Декоративные работы выполняются на основе переработки, стилизации форм изображаемых с натуры предметов листьев, цветов, бабочек и т. д.
Основной задачей работы над композицией в I классе является освоение поверхности листа бумаги, ее гармоничное заполнение изображением, а в лепке и аппликации создание целостной формы. Во II классе закрепляются навыки, приобретенные в I классе; дети учатся подбирать для композиции соответствующие замыслу объекты изображения. В IIIIV классах вырабатывается умение находить композиционное решение при передаче пространственного положения предметов. В работе над композицией в VVI классах основное внимание уделяется совершенствованию усвоенных навыков, качеству передачи пространства, цвета и освещения. При выполнении в VVI классах заданий, связанных с выбором точки зрения, передачей явлений перспективы, высокого и низкого горизонта, цветовой гаммы и освещенности объектов изображения, следует использовать разнообразные наглядные материалы (предметы, макеты, таблицы, рисунки учащихся).
В разделе программы «Цвет и краски» предусматривается развитие у учащихся IIII классов умения видеть многообразие цветов, различать и составлять сложные оттенки цветов посредством смешения красок. В IVVI классах в результате выполнения изображений с натуры и целенаправленных наблюдений представления школьников о цвете расширяются.
Особое внимание уделяется формированию у учащихся технических навыков работы с красками. Большое значение при этом имеют демонстрации учителем приемов работы.
Обучение способам передачи пространства начинается с I класса и осуществляется в основном в процессе рисования на темы. Большое внимание в программе уделяется формированию у младших школьников понятия об изломе пространства и границе излома (граница стены и пола, земли и неба), а также умения правильно размещать в рисунке предметы на поверхности пола или земли.
При показе основных способов передачи пространства, его глубины на плоскости (зрительное уменьшение дальних предметов, загораживание одних предметов другими и т.д.) в начальных классах широко используется «подвижная» аппликация на магнитной доске или специальное панно с прорезями, куда вставляются вырезанные изображения предметов или их силуэты.
Основными задачами при изучении раздела «Пространство» в IVVI классах являются ознакомление учащихся с понятием «единая точка зрения» и развитие навыков передачи перспективного уменьшения формы и пропорций изображаемых предметов в зависимости от их положения по отношению к рисующему. В этих классах изучаются влияние света на цвет и приемы выявления объемной формы предметов средствами светотени и с помощью цвета.
Систематическое развитие у детей способности сознательно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимания значения искусства в жизни общества осуществляется на уроках восприятия произведений искусства. В IIII классах учащихся прежде всего обучают приемам рассматривания картин, скульптур, декоративно-прикладных работ, знакомят с особенностями труда художника и скульптора. В начальных классах дети должны научиться сознательно воспринимать произведения изобразительного искусства (называть изображенные предметы, явления природы, времена года, определять взаимоотношения персонажей, их настроение и т. д.).
Начиная с IV класса ставятся более сложные задачи: знакомство с образным языком искусства, формирование умения выражать свое отношение к произведению, получение определенных знаний и представлений об искусстве и его истории. Учащиеся V и VI классов должны уметь рассказывать о содержании произведений искусства, употреблять специальные слова и термины, а также определять и называть некоторые изобразительные средства.
В программе дан примерный перечень произведений искусства для восприятия в каждом классе. Рекомендуемые произведения можно заменять другими, близкими по содержанию и художественному уровню. -
На уроках изобразительного искусства обязательной является I работа по развитию речи слабослышащих школьников и работа над произношением. /Г"** ~В программе для каждого класса дается речевой материал, который дети должны усвоить в течение года: примерный перечень \слов, словосочетаний, понятий, терминов и типовых фраз.
Работа по развитию речи начинается с первых занятий по изобразительному искусству, когда учитель приступает к формированию у детей навыков культуры художественной работы (обучает организации рабочего места, демонстрирует правильную рабочую позу и т. д.). Она продолжается, когда дети изучают объекты для изображения (анализируют, сравнивают и т.д.), осваивают приемы работы карандашом, красками, инструментами, овладевают навыками изображения с натуры, по памяти, по представлению и т. д.
Речевой материал, усвоенный и закрепленный в IIV классах, в V и VI классах не только пополняется, но и актуализируется на более высоком уровне. Так, от учащихся этих классов требуется умение рассказать содержание произведения искусства, назвать некоторые изобразительные средства, используемые художником и скульптором, выделить специфику произведений различных жанров.
Учителю необходимо отчетливо определить для себя направления работы с речевым материалом:
а) накопление слов, обозначающих материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, бумага и др.), предметы, рисуемые на уроках {лист, чашка, гриб
и др.);
б) накопление слов, обозначающих практические действия, связанные с изобразительной деятельностью (нарисовал, изобразил, рисую, нарисую; сотри, стираю...; работаю (красками), леплю, слепил, примакиваю и др.);
в) накопление слов, обозначающих мыслительные операции (наблюдать, рассматривать, сравнивать и др.);
г) накопление слов, обозначающих признаки предметов: их форму (квадратный, овальный, цилиндрический, широкий, узкий и др.); величину (большой, маленький, средний)-, цвет (красный, светло-зеленый, темно-синий и др.); фактуру (гладкий, блестящий, шероховатый, прозрачный и др.); материал (стеклянный, деревянный, металлический и др.); состояние (мокрый, сухой, влажный и др.);
д) накопление слов, обозначающих протяженность направления, пространственное расположение (вертикально, горизонтально, наклонно (располагаться, направляться, находиться) и др.) и т.д.
Следует обратить особое внимание на усвоение специфического для изобразительной деятельности речевого материала. В начальных классах такие слова, как линия, штрих, смешивать, вертикально и т. д., вводятся не как понятия: учащимся лишь наглядно разъясняется значение этих слов (учитель рисует на доске, использует готовое изображение, демонстрирует действие). Слова как понятия даются в начальных классах при максимальном использовании наглядных средств и практическом показе изобразительных действий. Так, в III классе учитель, подводя детей к осмыслению понятий «рисование по памяти» и «рисование с натуры», предлагает им нарисовать предмет, рассмотренный ими в определенном положении, по памяти. При этом учитель вывешивает инструкцию «Сделай рисунок по памяти». После выполнения задания, проанализировав отдельные хорошие работы и работы с ошибками, учитель дает задание нарисовать тот же предмет в том же положении вновь, более точно, вывесив при этом другую инструкцию «Сделай рисунок с натуры». В элементарной форме учитель рассказывает о преимуществах изображения с натуры и о пользе рисования по памяти, разъясняет приемы и последовательность изображения с натуры.
Работая над понятиями, учитель тщательно продумывает, все ли значения слов, которыми он будет оперировать при объяснении, знакомы детям. При этом следует учитывать, что слабослышащие дети как бы заново усваивают каждую новую грамматическую форму, испытывают большие трудности в грамматических обобщениях.
Целенаправленно проводимая словарная работа должна обеспечить прочное усвоение слабослышащими учащимися значений слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается и усвоение изобразительной грамоты.
При проведении словарной работы на уроках изобразительного искусства надо учитывать, что часть необходимого речевого материала дети усваивают на уроках русского языка, математики, трудового обучения и др. Поэтому необходима координация получаемых детьми знаний на разных уроках. Практика показывает, что из-за отсутствия единого и точного словесного обозначения у детей не вырабатываются достаточно четкие понятия и представления о целых категориях пространственных признаков (формы, величины, направлений и т.д.). В связи с этим не следует вместо слова линия употреблять слова палочка, черточка; вместо слова квадрат клеточка, окошечко; вместо слова прямоугольник квадрат и т. п.
Следует также учитывать, что слабослышащие дети могут отождествлять сходные в произношении .слова, например кружок кружка, линия линейка, форма платформа и др., и в связи с этим путать значения слов.
С целью закрепления речевого материала, развития речи, мыслительной деятельности и воображения на уроках изобразительного искусства рекомендуется требовать от слабослышащих учащихся, чтобы они не только словесно обозначали свои действия (я рисую линию, я работаю красками), но и планировали свою деятельность (сначала я нарисую дом; он будет одноэтажный, желтого цвета; потом сбоку нарисую дерево; перед домом будет забор и т.д.). Указанную работу проводят с учетом накопленного словаря, знакомых детям образцов высказываний и имеющихся у них знаний сначала фронтально (в младших классах), а затем индивидуально (вплоть до VI класса).
Через определенные промежутки времени необходимо осуществлять контроль накопленного лексического запаса, речевых навыков и умений учащихся. Его можно осуществлять раз в месяц, в конце четверти и в конце года, отводя на это по 1015 мин на уроке. Чтобы работа проходила живо и интересно, учитель может использовать наглядный и игровой материал. В I и III классах рекомендуется использовать игры типа «Угадай, что у меня есть»,
«Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а также «подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, разных геометрических форм и размеров (большой средний маленький квадрат, круг и т.д.), а также предметов, отличающихся по цвету, светлоте, насыщенности (вазы, цветы, листья и т. п.). Учащиеся по указанию учителя достают из кассы то или иное изображение, составляют композицию на листе бумаги из вазы, цветов, листьев и т. п.
В более старших классах формы опроса усложняются. Детям предлагают вспомнить усвоенные технические приемы, правила, элементарные формулировки основных законов изобразительного искусства и т. д. Такие уроки должны быть оснащены достаточным количеством наглядного материала (репродукциями, работами учащихся, образцами и др.).
На уроках изобразительного искусства от учащихся следует не только добиваться знания определенного речевого материала, но также требовать от них правильного произношения слов, учитывая при этом уровень овладения ими звуком (закрепление, дифференциация или только начальный этап работы над звуком).
Речь учителя на уроках изобразительного искусства должна быть предельно доступна учащимся. Инструкции к выполнению задания, а также словесное сопровождение демонстраций различных приемов работы следует продумать заранее, с тем чтобы фразы были краткими, четкими, понятными. Младшим школьникам следует предъявлять инструкцию в письменном виде (таблички) и оставлять ее до окончательного выполнения задания, чтобы они могли в своем ответе использовать забытые слова, словосочетания или обороты речи из данной инструкции.
Специфика урока изобразительного искусства заключается прежде всего в использовании звукоусиливающей аппаратуры для работы над развитием слуховой функции слабослышащих учащихся, в способах общения учителя с учащимися, в работе над развитием их речи, в организации и ритме урока, в особенностях фронтальной и индивидуальной работы.
Занятия по изобразительному искусству в школе слабослышащих проводятся на слухозрительной основе. Звукоусиливающая аппаратура используется на протяжении всего урока (в процессе объяснения учителя, беседы, опроса, делового общения учащихся друг с другом и с учителем и т. п.).
Работа над новыми словами, словосочетаниями, фразами ведется как на слухозрительной основе, когда используется слуховое восприятие через звукоусиливающую аппаратуру, чтение с губ, чтение табличек или надписей на доске, так и при восприятии речи или ее элементов только на слух при выключенном зрении (учитель закрывает лицо специальным экраном).
Учитель требует от каждого учащегося правильного произношения нового речевого материала, закрепляет его на последующих занятиях, добиваясь успешного результата.
Усвоение нового речевого материала, определенного программой по изобразительному искусству, осуществляется на разных этапах урока, при объяснении нового материала, закреплении и обобщении знаний и умений. , При обсуждении пространственно-временных факторов и отношений, трудно усваиваемых детьми, наряду со словесной речью допускается использование жестов. Например, в тех случаях, когда нужно подчеркнуть направление, протяженность, сравнить формы предметов, их размеры (такие понятия, как вертикально, наклонно, широкий узкий, далеко близко и др.), жесты наряду со словесными обозначениями помогают учащимся усвоить речевой материал.
Содержание программы должно быть усвоено учащимися в учебное время. На внеклассных занятиях можно поручать детям заготовить подсобный материал, провести наблюдения, прочитать художественное произведение.
На уроках изобразительного искусства следует широко использовать наглядные пособия и технические средства обучения. При этом основные приемы работы учитель должен показывать сам. Современный уровень проведения уроков обеспечивается с помощью создания специального кабинета изобразительного искусства, оснащенного необходимыми техническими средствами и проекционной аппаратурой.
Содержание уроков изобразительного искусства увязывается с содержанием занятий по другим учебным предметам. В начальной школе особое внимание должно уделяться взаимосвязи уроков изобразительного искусства, чтения, развития речи, трудового обучения и природоведения.
Цели курса
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
Воспитание в детях эстетического чувства.
Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
Развитие воображения и зрительной памяти.
Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Задачи ФГОС
Расширение художественно-эстетического кругозора.
Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Личностные.
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (можно с помощью учителя);
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства;
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3. Предметные.
Знать:
элементарные средства выразительности рисунка (своеобразие композиции, использование разнообразной штриховки, удачных сочетаний цветов и т.д.);
основные законы линейной и воздушной перспективы, цветовидения;
отличительные признаки различных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве 9масло, акварель, гуашь, бронза, мрамор, дерево, фарфор);
речевой материал, изучаемый на уроках изобразительного искусства (программа спец. (коррекц.) общеобраз. учреждений II вида, 2-е отд., стр.217)
Иметь представление:
о роли изобразительного искусства в жизни общества;
об особенностях пейзажного жанра (сельский, городской пейзаж), о связи искусства с природной средой (элементарно);
о роли эскиза и зарисовки с натуры в работе художника.
Уметь:
создавать композиции на основе наблюдения окружающей действительности;
передавать в рисунке глубину открытого пространства и замкнутого пространства (пол и задняя стена);
учитывать единую точку зрения при изображении предметов в открытом пространстве;
добиваться зрительного равновесия в изображении
согласовывать элементы декоративной композиции с общим замыслом.
Тематическое планирование уроков ИЗО
в 1 - 6 классах слабослышащих
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II видов. М., «Просвещение» 2006г.
Количество часов – 34 часа в год, 1 урок в неделю.
Учебники - «Изобразительное искусство» 1-6 классы Л.А.Неменская- Москва, «Просвещение» 2012 г.
Класс
Разделы программы
Кол-во часов
Примерные задания
1 кл.
КОМПОЗИЦИЯ:
10
- Понятия «середина листа» и «край листа».
- Расположение одного или несколь-ких изображений на листе бумаги: снизу вверх, слева направо и т. д. (в аппликации путем передвижения по листу подготовленных к наклеи-ванию фигур).
1
Рисование по памяти и по представлению: «Листопад».
Горизонтальное и вертикальное положение листа бумаги в зависи-мости от содержания рисунка или формы изображаемого предмета.
1
Выполнение аппликации «Осенние листья»
Зависимость размера рисунка от размера листа бумаги.
2
- Воспроизведение в рисунке «Снеговик».
- Аппликация «Матрешка»
Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.
1
Рисование по памяти и представлению «Богатый урожай»
Размещение предметов на рисунке при передаче пространства: ближние ниже, дальние выше, загораживание одних предметов другими.
3
Рисунок:
«Зимний лес»,
«Лес осенью»,
«Кораблики на воде»
Стилизация форм изображаемых объектов (листьев, цветов, бабочек и т.д.) при составлении узора. Чередование элементов узора
2
- Составление узора на изделии.
- Аппликация «Бабочка».
Цвет и краски:
10
Гуашь и акварель. Приемы работы кистью, пользования палитрой.
2
- Рисунки «Осенние листья»
- Изображение ягод тычком.
- Выполнение цветных кругов с темной и белой «оживкой» (дужки, точки, штрихи), используемых в изображении «розанов» и «купавок» в современной городецкой росписи; изображение ягод «тычком».
Знакомство с приемами, используемыми в народной росписи
4
Роспись «Матрёшки» (2 ч.)
Рисунок «сказочной птицы» (2 ч.)
Названия основных и составных цветов в пределах солнечного спектра. Черный, серый, белый цвета. Узнавание и называние цвета предметов.
3
- Рисунки овощей.
- Рисунки фруктов.
Эмоциональное восприятие цвета: цвет радостный и мрачный.
1
- Рисование по памяти и представ-лению «Цветы и бабочки».
Форма, пропорции, конструк-ция
8
Основные детали изображаемых предметов, особенности формы предметов.
2
н°Выполнение упражнений: проведение горизонтальных и вертикальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга; рисование квадрата и круга, нескольких кругов на одинаковом расстоянии друг от друга (воздушные шары, мячи, колеса велосипеда); раскрашивание геометрической фигуры квадрата, круга, треугольника.
Изображение различных по форме предметов, животных, имеющих разную форму тела. Сравнение предметов по величине и форме. Основные пропорции предметов (соотношение ширины, Шины и высоты).
2
Рисование с натуры предметов разной формы:
- яблоко и груша,
- морковь и свекла.
Особенности строения различных видов деревьев (ель, береза, сосна). Ствол и ветви деревьев. Утоньшение ствола, сучьев, веток.
2
- Рисование народных игрушек.
- Рисунки деревьев.
Строение тела человека и животного (туловище, конечности, шея, голова); положение частей тела в рисунке и лепке при передаче простого движения (в рисунке преимущественно параллельно плоскости листа). Пропорции и силуэт при лепке предметов объемной формы
2
- Лепка русской матрёшки.
- Роспись «Русские матрёшки» (2 ч)
Пространство
5
Передача в рисунке пространства при помощи разнопланового изображения предметов на плоскости (ближние ниже, дальние выше); загораживание одних предметов другими.
5
- Изготовление аппликации:
«Летом в деревне»
«Машины в городе».
- Воспроизведение в рисунке аппликации:
«Летом в деревне»,
«Машины в городе» (гуашь).
-Рисование на тему «Дети лепят снеговика» (рисунок выполняется сразу кистью на тонированной бумаге, гуашью).
Восприятие произведений искусства
1
Беседы по плану
1
Произведения живописи А.Соврасов «Грачи прилетели» (или иллюстра-ции Ю.Васнецова к сказкам)
2 кл.
КОМПОЗИЦИЯ
10
Понятия «середина (центр) листа», «край листа (верхний, нижний, левый, правый)».
1
Рисование на тему «В магазине игрушек»
Закрепление умения определять положение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенности формы изображаемого предмета.
2
- Зарисовка рельефа «Ветка с вишнями».
- Выполнение аппликации «Ваза с цветами».
Совершенствование умения организовывать предметы в группы по смыслу.
2
- Рисование на тему :
«Осень в лесу»
«Осень в саду»
Формирование умения изображать предметы в перспективе (ближние ниже, дальние выше, уменьшение величины удаленных предметов, загораживание одних предметов другими).
1
Рисование на тему:
«Новогодняя ёлка и Дед Мороз».
Выполнение по образцу или самостоятельное составление более сложных, чем в I классе, узоров в рисунке или аппликации
2
- Выполнение аппликации «закладка для книги».
- Выполнение рельефа «Девочка пасёт козу»
Ознакомление с различными вариантами построения композиции (в вертикальном, горизонтальном формате) в декоративной работе.
1
- Выполнение рельефа «Ветка с вишнями».
Планирование изобразительной деятельности (определение содержания и последовательности выполнения замысла).
1
- Выполнение узора «Снежинки» с помощью штампа.
ЦВЕТ и КРАСКИ
10
Гуашь и акварель. Ознакомление с приемами получения составных цветов. Совершенствование умения узнавать и называть цвет предметов. Выработка приемов работы кистью, пользования палитрой.
8
Рисование с натуры: листьев и цветов более сложной формы (листья дуба, клевера, цветы ромашки, нарцисса, подснежника; тонированная бумага, гуашь), фруктов и овощей (с ровной и неравномерной окраской; акварель, гуашь), хлебобулочных изделий.
Развитие эмоционального восприятия цветов: цвет радостный и мрачный.
2
Рисование по памяти или по представлению: «Туча», «Дождь начинается».
Форма, пропорции, конструкции
7
Развитие наблюдательности; элементарный анализ формы и конструкции предметов. Сравнение формы и конструкции предметов в состоянии покоя и в движении.
3
- Лепка человека в несложном движении (пластилин).
- Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих различные пропорции (кружки разных размеров, бутылки из-под молока, простокваши).
Передача основных пропорций фигуры человека. Изображение человека в движении.
1
Зарисовка по памяти вылепленного человека в несложном движении (работа кистью «пятном» без предварительной прорисовки карандашом; гуашь).
Изображение различных деревьев в ветреную погоду и в состоянии покоя (передача изгибов и «узора» ветвей).
2
Рисование на темы (на основе наблюдений): «Ветреный день» (акварель, гуашь),
«Деревья зимой» (тушь, гуашь, перо, шариковая ручка).
Формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе
1
Выполнение аппликации «Сказочная птица».
Пространство
5
Формирование представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещение изображе-ний предметов на рисунке при различных положениях листа бумаги.
1
Выполнение упражнений: проведение вертикальных, горизонтальных, округлых и изогнутых линий разной толщины тупым и острым концом палочки (тушь, гуашь).
Изображение предметов в открытом пространстве в пейзаже (ближние ниже, дальние выше); загораживание одних предметов другими..
2
Рисование по памяти с передачей зрительной глубины пространства:
«Зимние каникулы»,
«Зимой в деревне».
Изображение предметов, примерно одинаковых по размерам, но удаленных от рисующего на различные расстояния с учетом их перспективного уменьшения.
2
Рисование по памяти с передачей зрительной глубины пространства: «Строят новый дом» (2 ч.)
Восприятие произведений искусства
2
Как работает художник.
1
Беседа по плану.
Русский народный узор.
1
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, городецкие деревянные изделия.
3 кл.
Композиция
9
Формирование понятия о размере и форме листа бумаги.
Зрительное равновесие в композиции. Достижение зрительного равновесия в рисунке с помощью симметрии. Размещение предметов на листе при рисовании с натуры натюрморта (23 предмета). Сознательный выбор формы листа.
2
Выполнение с натуры натюрморта из двух округлых предметов (акварель).
Передача с помощью цвета радостного настроения в тематическом рисунке. Цветовое решение композиции на увеличенном формате бумаги.
1
Рисование на тему:
«Праздничная иллюминация».
Изображение коллективной сценки с относительно большим количеством персонажей (35); передача движения персонажей
2
Рисование на тему:
«Катание в горок»
«Дождь»
Достижение зрительного равновесия в декоративной композиции посредством чередования элементов. Выявление формы изображаемого предмета с помощью узора. Использование штампа.
1
Выполнение рельефа «Петушок».
Совершенствование умения использовать различные варианты построения композиции (в вертикальном, горизонтальном формате) в декоративной работе
2
Лепка по представлению композиции к сказке «Маша и медведь» (глина, пластилин). (2 ч.)
Растительные мотивы в декоративно-прикладном искусстве. Особенности национального узора (элементы, цвет, композиция). Выполнение декоративных рисунков с предварительной зарисовкой объектов, формы которых подвергаются стилизации.
2
- Составление узора для круглого блюда.
- Выполнение аппликации «Платок для мамы».
Цвет и краски
10
Расширение представлений о цвете и красках. Основные цвета: красный, желтый, синий. Составные цвета: зеленый, -оранжевый, фиолетовый, коричневый. Контрастные и мягкие сочетания цветов. Теплая и холодная гамма.
3
- Упражнения - «Составление цвета и приемы работы».
- Рисование осенних листьев и веток (красно-оранжевых, желто-оранжевых; желто-зеленых; работа акварелью по сырой бумаге). (2 ч.).
Развитие навыков работы красками. Приемы получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового. Приемы работы акварелью: заливка краской, работа по сухой и сырой бумаге, работа в два слоя.
2
Рисование предметов (например, вазы), имеющих в окраске сине-зеленые, сине-фиолетовые, красно-фиолетовые оттенки (работа акварелью по сухой бумаге) (2 ч.).
Знакомство с явлениями пространственного изменения цвета: ослабление цвета предметов по мере их удаления.
5
Рисование по памяти и по представлению:
«Праздничный салют» (черная, темно-синяя бумага; гуашь, акварель, восковые мелки),
«Гроза в лесу» (2 ч.),
«Солнечное утро» (акварель, гуашь) (2 ч.).
Форма, пропорции, конструкция
7
Связь основных частей изображаемого предмета и его деталей. Выявление и передача строения предмета, детализация изображения с помощью линий (тушь, перо, палочка, шариковая ручка). Передача пропорций и особенностей формы в рисунке и лепке.
1
Рисование с натуры игрушечных машин (тушь, палочка, перо, шариковая ручка).
Передача в рисунке с помощью тени формы или силуэта предметов, освещенных справа, слева, сзади
1
Рисование на основе наблюдений: «Машины на улице» (карандаш, акварель).
Закрепление навыков изображения фигуры человека, а также животных, птиц в движении; передача их пропорций и строения
4
Выполнение с натуры, по памяти и по представлению набросков, зарисовок фигуры человека в трех положениях: стоит, идет,бежит.
Лепка по памяти:
«Лыжник», «Гимнасты»
«Играющая кошка»
Передача в рисунке с помощью тени формы или силуэта предметов
1
Зарисовка вылепленных фигурок (уголь, карандаш).
Выявление формы изображаемых предметов с помощью узора. Знакомство с перспективными изменениями круга.
Выполнение аппликации «Детская шапочка».
Пространство
4
Явления наглядной перспективы в открытом пространстве (пейзаж). Ознакомление с высоким и низким горизонтом. Развитие умения размещать на рисунке предметы: изображение удаленных предметов с учетом их зрительного уменьшения.
2
Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (гуашь) передача полета птиц (низкий горизонт).
Рисование по представлению: «Дождь, лужи; я с мамой иду под зонтиком» (гуашь, цветная бумага).
Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
1
Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего и зимнего леса, городского и сельского пейзажа (тушь, палочка, карандаш, акварель, гуашь).
Загораживание в рисунке одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга: рядом, над, под.
1
Выполнение сельского пейзажа.
Восприятие произведений искусства
4
Как создаются картины
2
Как художник рисует с натуры, по памяти. Последовательность работы над картиной (наблюдения, наброски, эскизы, рисунок, живопись). Материалы и инструменты, используемые художником (бумага, холст, картон, кисти, краски, перо и т.д.). Что изображают художники (предметы, людей, события). И.Левитан «Март», «Первая зелень» (2 ч.)
Как создаются скульптуры
2
Как работает скульптор. Как он выбирает выразительную позу модели, материал для скульптуры. Последовательность работы над скульптурой (наблюдения, наброски, зарисовки, эскизы, выбор материала и т.д.). Какую роль играет освещение в работе над скульптурой Произведение скульптуры В.Ватагин «Баран», «Идущий зубр». (2 ч)
4 кл.
Композиция
8
Выполнение композиции в течение нескольких уроков:
- предварительный набросок,
-разметка общей композиции, уточнение рисунка,
- завершающий этап работы.
3
Рисование по памяти и представлению: «В зимние каникулы» (3 ч)
Сочинение сюжетных композиций по мотивам сказок, литературных произведений (из курса классного и внеклассного чтения).
1
Рисование по памяти и представлению: «Ребята на экскурсии»
Достижение зрительного равновесия в декоративной композиции при асимметричном заполнении плоскости. Использование приема чередования элементов. Развитие умения самостоятельно составлять узоры из стилизованных форм растительного мира. Использование штампа.
1
Декоративная лепка: «Кувшин в виде поющего петуха» (цветной пластилин).
Двухфигурная композиция в лепке: подчинение пластического решения задачам образной передачи замысла.
1
Выполнение двухфигурной композиции: «Мальчик с собакой», (одноцветный пластилин, проволока, палочки).
Переработка реальных форм живой природы в орнаментальные: ритмическое соотношение элементов в простом декоративном рельефе.
1
Выполнение рельефных украшений:
«Растение» (пластилин).
Разработка композиции плаката (совместно с учителем).
1
Выполнение к празднику композиции из 23 элементов с кратким текстом (гуашь, аппликация).
Цвет и краски
6
Совершенствование приемов работы акварелью по сухой и сырой бумаге.
2
Рисование на основе наблюдений: «Зима» (цветная бумага, гуашь), «Лето»
Наблюдение и передача изменений цвета в зависимости от освещения (солнечно, пасмурно). Использование теплой и холодной гаммы цветов в зависимости от темы работы.
2
Рисование на тему с использованием наглядных средств: «На верблюдах в пустыне» (теплая гамма цветов), «На оленях по снегу» (холодная гамма цветов тонированная бумага, гуашь).
Особенности использования цвета при декоративном изображении (чистота, определенность цвета, условность окраски предметов).
1
Выполнение аппликации: «Клоун» (цветная бумага, гуашь).
Значение цвета в рисунках на темы сказок. Воспроизведение сюжета сказок с применением разнообразных оттенков белого, голубого, зеленого цветов (гуашь, акварель, цветные мелки).
1
Зарисовки «Клоун в цирке»
Форма, пропорции, конструкции
8
Передача с использованием элементарных средств выразительности характерных особенностей предметов с учетом их пропорций, конструкции, размера деталей. Соблюдение симметрии формы.
2
Рисование с натуры предмета симметричной формы: «Бабочки» (акварель, тушь) (2 ч).
Совершенствование навыков передачи пропорций фигуры человека. Формирование умения передавать графическими средствами особенности модели (форму головы, черты лица, прическу, одежду, ее фактуру и расцветку).
4
Рисование на основе наблюдений:
-«Портрет моего товарища» (перо, тушь),
-«Богатыри» (гуашь).
- Рисование фигуры человека с натуры (позирующий ученик).
- Лепка фигуры животного по памяти и по представлению (пластилин, глина).
Передача фактуры поверхности изображаемого предмета с помощью штриха и пятна.
2
Выполнение с натуры набросков и зарисовок человека, животных (карандаш) (2 ч).
Пространство
4
Изображение замкнутого (закрытого) пространства комнаты во фронтальном положении (пол и задняя стена). Изображение предметов в пространстве комнаты, расположенных на разном расстоянии от рисующего. Изображение двух видимых граней прямоугольных предметов передней и верхней. Формирование понятия о «высоком» и «низком» горизонте.
3
Рисование нескольких предметов в ограниченном или закрытом пространстве (по памяти):
«В зоопарке» (2 ч),
«На выставке картин» (тонированная бумага, гуашь).
Передача пространственного положения предметов с учетом единой точки зрения.
1
Рисование с натуры и по представлению: «Окно и пейзаж за окном» (акварель).
Восприятие произведений искусства
8
Виды изобразительного искусства. Живопись (2 ч)
2
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Живопись как вид искусства. Расширение представления о работе художника-живописца, о материалах и инструментах, используемых художником. В. Серов. «Девочка с персиками».
Скульптура
1
Отличие скульптуры от произведений живописи и графики: объемность скульптуры, ее обозримость с разных сторон. Выбор материала в зависимости от замысла и характера изображения. Инструменты скульптора.
Народная скульптура (игрушки), ее образность, выразительность. Материал к урокам. Скульптуры из мрамора, металла, бетона, дерева; народные игрушки (глина, дерево).
Декоративно-прикладное искусство
2
Единство формы предмета и его декоративного оформления. Игрушка как произведение народного искусства. Современная глиняная игрушка; использование традиций народной игрушки (матрешка, барыня, конь, олень). Юмор в произведениях декоративно-прикладного искусства. Упрощение формы в игрушке.
Материал к уроку. Игрушка-матрешка, богородская деревянная игрушка, глиняная игрушка. Диафильм «Народное художественное творчество», фотографии или реалистические рисунки коня, оленя.
Графика. Знакомство с книжной иллюстрацией
1
Как художники помогают читать книги. Оформление книг для детей. Связь иллюстрации с содержанием. Обложка, композиция книжной страницы: сочетание иллюстрации с текстом. Плакат, особенности плаката.
Материал к уроку. Иллюстрации Ю. Васнецова, Т. Маври-ной, Е. Чарушина, В. Конашевича к сказкам.
Выразительные средства живописи
1
- Цвет и освещение как средства выразительности в живописи. Изменение цвета в пространстве. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Передача настроения посредством цвета и освещения.
Развитие образной памяти, умения передать в рисунке общее впечатление от картины.
- Выполнение набросков (гуашь) по памяти после просмотра произведений: И. Левитан. «Сумерки. Стога»; И. Грабарь. «Мартовский снег».
Материал к уроку. И.Шишкин. «Полдень»; А.Куинджи. «Березовая роща»; И.Левитан. «Сумерки. Стога», «Деревня», «Март»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Больная», «Московский дворик»; И. Грабарь. «Мартовский снег», «Февральская лазурь».
Значение и место искусства в жизни
1
Обобщение и закрепление знаний по разделу «Восприятие произведений искусства», полученных в IV классе. «Жизнь» произведений искусства в городском и сельском пейзаже, в книгах, в музеях, в быту: скульптура, иллюстрация, картина, плакат, игрушка.
Материал к уроку. Иллюстрации Ю.Васнецова к сказке Л. Толстого «Три медведя»; рисунки и скульптуры животных В. Ватагина; плакаты Д. Моора; В. Серое. «Девочка с персиками» (картина). Деревянные народные игрушки, дымковские глиняные игрушки
5 кл.
КОМПОЗИЦИЯ
9
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации изобразительной плоскости как единого зрительного целого. Характеристика персонажей с помощью сюжетно-смысловых атрибутов (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Приемы передачи в рисунке движения и настроения персонажей.
2
Рисование по представлению с передачей нескольких фигур в движении:
«Школьный кросс»,
«Урок физкультуры».
Выбор формата рисунка в зависимости от замысла работы. Компоновка изображаемых предметов в заданном нестандартном формате.
3
- Рисунок «Катание с ледяной горки».
- Выполнение аппликаций: народные национальные костюмы (цветная бумага).
Использование возможностей цвета, формы и пространственного расположения предметов для передачи в тематическом рисунке изображаемого сюжета.
3
Рисование на темы труда:
«На заводе»
«Сбор урожая»
Развитие умения оформлять плакаты, праздничные открытки. Самостоятельная разработка замысла плаката композиции. Согласовывание шрифта с изображением. Композиционная, цветовая и смысловая связь обложки и разворота пригласительного билета.
1
Изготовление макета пригласите-льного билета (акварель, гуашь).
Цвет и краски
5
Совершенствование умения различать оттенки одного и того же цвета. Формирование понятия об ахроматических и хроматических цветах. Изменение цвета объемных предметов в зависимости от освещения; цвет в тени.
2
Рисование по памяти и по представлению:
«Цирк: артисты на арене» (гуашь), «Корабли в море» (с использованием различных оттенков серо-голубого цвета; гуашь).
Выбор цветовой гаммы при изображении различных состояний природы. Рисование по собственному замыслу с использованием определенной цветовой гаммы мягких оттенков (замутнение цвета черным и белым) и ярких чистых цветов («праздник красок»).
3
- Рисование с натуры одного и того же предмета цветка, фрукта, овоща вначале с использованием хроматических цветов, затем с использованием ахроматических цветов.
- Рисование на темы по памяти или по представлению(акварель по сырой бумаге).:
«Дождливый день»,
«Весна на пришкольном участке»
Форма, пропорции, конструкции
6
Передача особенностей конструкции предметов округлой формы в перспективе.
2
Рисование с натуры натюрморта, составленного из двух стеклянных предметов конической и цилиндрической формы: стакана, мензурки (тонированная бумага, карандаш, уголь, пастель).
Рисование с натуры предмета сложной формы: бумажной полосы, свернутой - спиралью.
Передача пропорций фигуры человека в движении в связи с его образной характеристикой.
2
Выполнение с натуры набросков фигуры человека в движении (карандаш).
Лепка фигуры человека в интенсивном движении
Расширение представлений о выразительности формы; контрастные формы массивные и легкие, спокойные и динамичные
2
Иллюстрирование литературных произведений: сказки «Три медведя».
Изображение фигуры медведя в рисунке.
Пространство
4
Изображение предметов в закрытом (фронтально расположенном) пространстве с учетом границы пола и стены.
1
Рисование на основе наблюдений:
«Мама на кухне готовит обед» (гуашь).
Выполнение натюрморта «Предметы на столе» с использованием приема загораживания одних предметов другими.
1
Рисование с натуры натюрморта, составленного из двух-трех предметов; фрукты, овощи, предметы простой формы.
Развитие навыков передачи перспективы при изображении группы предметов в открытом пространстве. Изображение поворота дороги, трамвайной линии между домами, трассы слалома (лыжник движется между флажками).
2
Рисование по памяти или по представлению:
«Букет цветов» (восковые мелки, акварель),
«Катание с гор» (гуашь).
Восприятие произведений искусства
10
Цвет как средство выразительности в живописи
1
Передача пространства с помощью цвета. Изменение цвета в пространстве. Использование оттенков цвета, цветовых сочетаний для передачи настроения.
Материал к уроку. И.Шишкин. «Полдень»; И. Левитан. «Владимирка»; И. Грабарь. «Березовая аллея»; Ф. Васильев. «Мокрый луг».
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства
2
- Связь народной игрушки с образами и мотивами русских сказок. Фантазия мастера, декоративность цвета, забавность. Использование народных традиций при выполнении современных игрушек, сувениров, вышивок, аппликаций, костюмов.
- Связь формы предмета и его утилитарного назначения. Особенности выразительных средств, используемых в декоративно-прикладном искусстве.
Материал к уроку. Иллюстрации к русским народным сказкам. Эскизы костюмов В. Васнецова к сказке А. Островского «Снегурочка». Произведения художественных промыслов: белорусское ткачество, русская набойка, изделия Хохломы, Гжели.
Особенности выражения действия в произведениях изобразительного искусства
1
Спокойный, описательный, напряженный и динамичный рассказ о событиях.
Значение композиции в раскрытии содержания произведений батального и исторического жанров (живопись, скульптура).
Образы детей в изобразительном искусстве
1
Работа художника над портретом. Характеристика портретируемого с помощью композиции и цвета. Портрет как жанр искусства.
Материал к уроку. В. Серов. «Мика Морозов»; И.Шеван-дронова. «В сельской библиотеке»; В. Маковский. «Свидание»; П.Рубенс. «Портрет сына» (рисунок); П. Пикассо. «Девочка на шаре».
Работа художника над произведением
1
Процесс создания произведения от замысла к его воплощению: наблюдения, этюды, зарисовки, наброски с натуры и по памяти (в карандаше, цвете, скульптуре).
Творческие поиски, постепенное формирование и развитие замысла произведения. Использование различной техники исполнения на разных стадиях работы. Варианты произведения.
Тиражная графика
2
- Политический плакат, газетно-журнальный рисунок, книжная иллюстрация, карикатура, кинореклама, театральная афиша.
- Общественная роль наглядной агитации. Сочетание в оформлении цвета, шрифта и изобразительной символики.
Материал к уроку. Образцы тиражной графики.
Обобщение знаний и представлений о произведениях искусства
2
- Основные виды и жанры изобразительного искусства. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой жанры; их особенности.
- Разнообразие произведений других видов искусства: скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.
Материал к уроку. Произведения живописи: В. Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом»; И. Репин. «Портрет П. М. Третьякова»; С. Герасимов. «Снова весна»; П. Кончалов-ский. «Персики»; Произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.
6 кл.
КОМПОЗИЦИЯ
8
Создание многофигурной композиции. Достижение целостности изображения
1
Рисование на темы(карандаш, гуашь).:
«В походе»,
Развитие навыков изображения человека. Характеристика портретируемого с помощью цвета. Выбор цветовой гаммы в зависимости от замысла портрета.
1
Выполнение портретов с натуры и по памяти на основе наблюдений: «Моя мама» («Мой папа»), «Мой товарищ» («Моя подруга») (акварель, гуашь).
Элементы оформления книги, ее конструкция.
2
Выполнение эскизов элементов оформления книги: заставок, буквиц, концовок, иллюстраций (карандаш, тушь, акварель).
Использование элементов символики в эмблеме, фирменном знаке, почтовой марке и т. п.
2
- Изготовление экслибриса для школьной или домашней библиотеки (тушь, перо, линолеум, резцы, краска).
- Выполнение серии почтовых марок, посвященных знаменательным датам, например Празднику Победы (акварель, тушь).
Знакомство с графическими способами печатания (линогравюра).
1
Иллюстрация линогравюрой.
Пластика и фактура в прикладной скульптуре
1
Выполнение эскиза медали, посвященной спортивным соревнованиям (карандаш, гуашь).
Цвет и краски
5
Закрепление знаний об изменении цвета объемных предметов в зависимости от освещения
1
Рисование с натуры натюрморта, составленного из нескольких простых по форме ярких предметов (акварель).
Особенности работы с красками с использованием ограниченной цветовой гаммы
1
Рисование на тему: «Цветовые прожекторы в театре» (гуашь).
Приемы достижения целостности изображения
2
Рисование на темы (гуашь):
«Бассейн»,
«На катке»
Световой и цветовой контраст. Передача в композиции контрастного освещения при изображении фигур, находящихся в тени и на свету
1
Рисование по памяти или по представлению группы людей, находящихся вокруг или на фоне одного источника света («Туристский костер»).
Форма, пропорции, конструкции
6
Знакомство с особенностями конструкции отдельных предметов призматической и комбинированной формы. Формирование представления о вырезах, сечениях применительно к форме различных предметов.
2
Рисование по представлению предметов геометрической формы с вырезом 1/2, 1/4, 1/8 части (карандаш). (2 ч)
Использование вспомогательных линий для передачи строения предметов. Совершенствование навыков выявления формы предметов.
1
Рисование с натуры фигуры человека в движении (карандаш).
Совершенствование навыков выявления формы предметов средствами светотени (тон, полутон и т.д.).
1
Рисунок шара.
Стилизация формы предмета в символическом изображении
2
Лепка двух-, трехфигурных композиций(рельеф, круглая скульптура):
«Девочка с собакой»,
«Медведица и медвежата»
Пространство
5
Сознательный выбор точки зрения на группу предметов в соответствии с изобразительной задачей. Передача в рисунке пространственного положения группы предметов, достижение их пластического единства.
3
-Рисование на основе наблюдений(акварель, гуашь).:
-«Хоровод»,
-«Дети лепят снеговика».
Рисование на темы:
-«В больнице», (гуашь).
Совершенствование навыков передачи в рисунке зрительной глубины пространства. Способы выделения в изображении первого плана (с помощью тона, цвета, детализации).
2
- Выполнение с натуры натюрморта, составленного из 23 предметов простой геометрической формы (карандаш).
- Выполнение с натуры набросков (слабо завязанного морского узла из толстого шнура и чучел мелких птиц карандаш).
Восприятие произведений искусства
10
Беседы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
- Роль деталей (костюм, окружающие предметы, интерьер, фон-пейзаж) в произведениях жанровой живописи (77. Федотов, Э. Делакруа, Ю. Пименов, Б. Кустодиев).
- Различные композиционные решения портрета (головной, поясной, фигурный, групповой). Детали (поза, жест, одежда и т. п.) в классических портретах (живопись, графика, скульптура Леонардо да Винчи, Рембрандт, О. Кипренский, К. Брюллов, В. Серов, П. Корин, В. Мухина).
- Образы поэтов и писателей-классиков в изобразительном искусстве.
- Понятия «станковое искусство» и «монументальное искусство».
- Монументальное искусство, его особенности (крупные формы, значительность содержания, обобщенность образов) на примерах скульптурных памятников и ансамблей (Фальконе. «Медный всадник»; А. Васильев, Е. Левинсон. Мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище). Монументальная живопись (витраж, фреска, мозаика). Выразительные средства монументальной живописи. Взаимосвязь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой и природной средой (средневековый витраж, Ми-келанджело, Д. Сикейрос, Поликлет, Донателло, В. Цигаль, М. Манизер).
- Выражение социальных проблем эпохи в произведениях изобразительного искусства. Тема труда в искусстве (О. Домье, Ф. Милле, Н. Ярошенко, А. Архипов, Т.Яблонская, А.Пластов).
- Ознакомление учащихся на примере творчества В. Сурикова или И. Репина с эмоционально-образным отражением в живописи исторических событий. Работа художника над произведением исторического жанра (сбор материала, подготовительные эскизы, поиски деталей и т. д.).
- Понятие о натюрморте как образном отражении духовного мира человека. Натюрморты, являющиеся фрагментами картин бытового и исторического жанров (Я. Вермеер, Ж. Шарден, П. Федотов, К. Коровин, М. Сарьян, И. Машков, К. Петров-Водкин).
- Развитие самостоятельности суждений о произведениях изобразительного искусства. Обобщение и закрепление знаний по материалу раздела «Восприятие произведений искусства». Развитие умения рассказывать о произведениях изобразительного искусства, используя полученные знания (И. Остроухое. «Золотая осень»; С. Герасимов. «Лед прошел»; М. Сарьян. «Фрукты на блюде»; К. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня»; П. Кончаловский. «Сирень»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»;
- Народные игрушки, произведения декоративно-прикладного искусства.
15