Урок литературного чтения в 7 классе Мартышка и очки в классах с казахским языком обучения
«Доска объявлений» – Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.Урок литературного чтения по теме «Басня И.А. Крылова "Мартышка и очки"»
Эпиграф к уроку. Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;(И.А. Крылов)
Цели: Ознакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова;
Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения)
Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
Развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.
Воспитывать активность, самостоятельность и ответственность при работе в коллективе и группе.
Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления, потребность в систематическом чтении.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование : компьютер,
Тип урока изучение новых знаний
Ход урока
3 мин
10 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап. Подготовительный этап.
Мобилизация детей к активной деятельности;
Формирование темы урока. Мы с вами знаем, что басни были написаны более 200 лет назад, зачем же нам в 21 веке, в веке мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни? (Потому что и сейчас есть человеческие пороки.)
- Правильно, басни Крылова сейчас как никогда актуальны. Он создавал свои басни для того, чтобы каждый человек посмотрел на себя со стороны, увидел свои недостатки и постарался избавиться от них. В историю русской литературы И. А. Крылов вошёл как великий баснописец. На протяжении уже многих поколений читатели знакомятся с его баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них – в нашу обыденную жизнь. Поэтому большинство басен остаются понятными и злободневными и в наши дни.
Откройте учебник на странице 107. Сегодня мы знакомимся с новой басней И.А. Крылова "Мартышка и очки".
- Не читая басни, рассмотрите иллюстрацию на доске
Прогнозирование событий.
- Что делает мартышка? Дети анализируют иллюстрацию к басне.
- Проверка домашнего задания в форме конкурса выразительного чтения или инсценирования;
Сегодня мы проведем конкурс выразительного чтения стихов, которые были заданы на дом.
- В жюри выберем гостей урока - Это могут быть и дети с класса. Но нам достаточно трех человек. Учащиеся совестно с учителем выбирают трех представителей жюри.
Инсценирование отрывка басни, подготовленная учащимися «Мартышка и очки». Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.
Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5-балльной шкале Смотрят инсценирование или слушают выразительное чтение, жюри оценивает
- Мы уже знам из домашнего задания о ком пойдет сегодня речь на нашем уроке? - Иван Андреевич Крылов
Подготовленные заранее ученицы (Сания и Асем) рассказывают об этом великом баснописце. Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, на службе получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ивану приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь – именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.
Уже при жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.
В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии (воспаления легких).
У нас представлена выставка книг из нашей библиотеки хорошо вам знакомого писателя.
- Крылов написал много басен. И вы их можете прочитать, взяв книги в нашей школьной библиотеке. Представлена выставка книг и учитель читает список басен И.А. Крылова, для возможного чтения детей. Учащиеся знакомятся с ним.
- Конкурс для групп «Найди пару» (Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш)
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Какое произведение писателя вам уже известно? (слайд 2) - "Стрекоза и муравей", «Лебедь, рак да щука», «Лисица и ворона», «Квартет»
- Конкурс«Карта жанра» – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Подготовьте рассказ о нём.Давайте вспомним, какие характерные признаки есть у басни?
- Чем она отличается от рассказа, сказки или стихотворения? Дети опять вспоминают определение басни.
Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость. (слайд 3)
II этап. Применение знаний.
Изучить новые трудные слова; Попробовать самостоятельно выявить мораль басни.
- Какие действующие лица обычно присутствуют в баснях?
- Как называется такой прием? Записать в тетради - В баснях обычно действуют животные, в которых не сложно узнать людей.
Аллегория(иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость) (4 слайд)
- В баснях обязательно есть мораль.
Дети знакомятся с определением морали.
Мораль – нравоучительный вывод, где объясняется смысл басни. (слайд 4)
- Давайте прослушаем басню Дети прослушивают аудиозапись басни.
- Вы должны были выписать трудные слова и редко нами употребляются. Но что они обозначают?
- Выслушивает высказывания учащихся, уточняет значение слов, которые могут быть непонятны.
Словарно-лексическая работа.
- Какие слова вызвали у вас затруднение?
Кто их попробует объяснить? Дети читают определения трудных слов и выписывают их в свои тетради. Пытаются объяснить значения непонятных слов басни, Уясняют их правильное значение
Слаба глазами стала-плохо видеть (нашар көру)
Не так большой руки(фраз)-незначительно
Очки-көзілдірік
Мартышка - обезьянка (кішкене маймыл).
Полдюжины (усиарев)- шесть штук (немесе бірталай)
Темя - верхняя часть головы (бастың төбесі, орай)
Нанижет - надеть подряд на нитку (жіпке тізу).
Налгали-обманули(отірік айтқан)
Хватить- швырнуть, ударить (лақтыру)
Свой толк-свое понимание (өз түсінігі)
Невежда - необразованный человек (оқымаған адам)
Познатней-билігі бар адам
Задает вопросы по прочитанному:
Почему Мартышка решила завести Очки?
Почему Очки не помогли ей?
Кого подразумевает автор в образе Мартышки?
4. Почему она разбила все очки?
5. Как вы думаете, какой будет мораль? Сформулируйте своими словами.
Слушают басню, отвечают на вопросы, поставленные заранее учителем.
Ответы детей: Если невежде дать в руки полезную вещь, с которой он не догадается что делать, не поймет ее ценность, то этот самый невежда посчитает вещь и всю ее науку бесполезной.
- Мораль его в том, что невежество во всех своих бедах всегда обвиняет что угодно, но только не себя. - - Но здесь в басне мы видим, что мартышка никогда в жизни не имела дела с очками, а добрые люди ей посоветовали, но не научили как пользоваться этим прибором. Поэтому, если вы хотите добиться от человека результата, сперва обучите его и покажите что это и для чего они. Человек, а тем более мартышка не обязана знать то, что знаете вы, а незнание вовсе не преступление.
«Конкурс Знатоков».Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить текст басни И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Для 1 гр. ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась,Да _________________, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил._______________ к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,И говорит так __________, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за ____________, что за глазки!Рассказывать, так, _________, сказки!
Для № 2гр
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах ___________ нет,На _________ их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только _________.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с ___________ воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.
Для № 3гр.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья СтрекозаЛето ___________ пропела; Оглянуться не успела,Как зима ___________ в глаза.__________________ чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.Все прошло: с зимой ____________________________, голод настает;Стрекоза уж не поет;И кому же в ум пойдетНа _____________ петь голодный!
- В каких словах выражена главная мысль басни? "Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее ещё и гонит."
III этап. Итог урока на рефлексивной основе. Проверить понимание морали и идеи произведения; Развить умение делать выводы.
Задание по группам: привести в пример ситуацию из жизни, подобную мартышке
- Какие могут быть жизненные ситуации похожие на эту? 1 гр. Не зная как пользоваться вещью, неграмотный человек ее отвергает, к примеру блендер или миксер и.т.д показывают на примерах
2 гр.Человек борется против компьютера или планшета, если не умеет им грамотно пользоваться.
3 гр.зачем
IV этап. Домашнее задание. Выразительно читать басню «Слон и Моська»;
В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
И закончить урок мы хотим словами П.Вяземского (Читает ученица):
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. Детям задаются вопросы: Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.
Конкурс «Найди пару»
СЛОН МОСЬКА
СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ
ОЧКИ ОБЕЗЬЯНА
ЛЕБЕДЬ РАК
ВОРОНА ЛИСИЦА
ЩУКА ВОЛК
ЯГНЕНОК