Урок литературного чтения на тему И.А.Крылов Мартышка и очки (3 класс0
Палкина С.Г.
МБО УСОШ № 64
Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки»
Цель: определить приём (аллегория), который использовал И.А.Крылов в своих баснях,учить видеть иносказательный смысл басен.
Предметные результаты:
Знать значение словарных слов, основные сведения о И. А. Крылове.
Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.
Личностные УУД: воспитание морально- нравственных качеств у детей, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение работать в группе.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Метапредметные УУД: развивать речь и коммуникативные особенности учеников, умение рассуждать, проявлять склонность к обмену впечатлениями, уверенность в своих силах.
Основные понятия: Басня, мораль.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс, презентация, карточки для работы в группе.
Организация пространства: Фронтальная и групповая работа.
Ход урока
1.Актуализация знаний
1) На предыдущих уроках мы познакомились со сказкой А.С.Пушкина. Вспомните ее название. (ответы детей)
Несмотря на великий талант А.С.Пушкина и огромное количество его почитателей, он был отправлен в ссылку. Причём не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).
Да потому, что он писал не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. А.С. Пушкин ненавидел ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях.
2. Рассказ об И.А.Крылове
Знаете те ли вы, кто такой И.А.Крылов?
Слайды 2,3,4
3.Создание проблемной ситуации
И.А. Крылов, великий русский баснописец, смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.
Слайд5: Проблемный вопрос: Какой прием придумал?
Работать мы будем в группе. Напоминаю вам правила работы в группе.(Памятки)
Итоговая отметка за урок будет отражать достижения каждого из вас.
4. Работа в группах: Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).
5.Решение учебной проблемы (через исследовательскую групповую деятельность)
А) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:
Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы
1-я: качества, которые может высмеивать поэт;
2-я: качества, которые могут одобряться поэтом;
(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, верность, самоуверенность, неблагодарность скупость, эгоизм, невежество, нежность, зазнайство, хвастовство, назойливость, трудолюбие)
Б) Проверка
Расскажите, как вы разделили слова на группы
- Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.
- Что писал И.А Крылов? (басни)
В) Групповая работа
- Что такое басня? (ищут пояснение в карточках. Приложение)
Слайд 6
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
6. Решение учебной задачи (через знакомство с басней И.А.Крылова)
А)- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».
Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)
Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая)
- Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.
Б) Физминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
В) Слушание в аудиозаписи басни «Мартышка и Очки» Слайд 7
-Понравилась басня? Что можете сказать?
- Прочитайте про себя, отметьте непонятные слова.
Г) Работа в группах
- Попробуйте объяснить друг другу непонятные слова
Д) словарная работа (слайд 8)
· маленькая обезьянка
ДЮЖИНА 12
ПОЛДЮЖИНЫ 6
ТЕМЯ верхняя часть головы
НАНИЖАЕТ оденет подряд на нитку, проволоку
К ХУДУ КЛОНИТ к плохому клонит
ПОЗНАТНЕЙ знать в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса
НЕВЕЖДА необразованный, несведущий человек
НЕВЕЖА грубый невоспитанный человек
Е) Работа над содержанием
Почему Мартышка решила завести очки?
Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?( нет пользы)
- Так какова же главная мысль басни?
- Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).
- Как вы думаете, Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос.
Слайд 9: Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.
- Кто главные герои басен? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)
- Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? (Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).
- Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока? Какой прием использовал И.А.Крылов?
И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки. Такой прием называется – аллегория.
И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.
Слайд 10: Домашнее задание: выучить наизусть, инсценировать, прочитать по ролям
7) Рефлексия
Прежде, чем мы закончим урок, подведите итог работы в группе.
Работа с таблицами «Групповая работа».
Как оценили работу своей группы? (ответы капитанов)
Слайд 11
Я узнал
Мне было трудно
Групповая работа
Оценивание деятельности каждого ученика
имя
Участвует в распределении
обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы
Внимательно слушает и задаёт вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия с вопросах, вызвавших споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленной учебной задаче)
Не нарушает дисциплину при обсуждении
Количество баллов
Групповая работа
Оценивание деятельности каждого ученика
имя
Участвует в распределении
обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы
Внимательно слушает и задаёт вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия с вопросах, вызвавших споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленной учебной задаче)
Не нарушает дисциплину при обсуждении
Количество баллов
Оценивание работы групп учителем
Номер группы
Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)
поведение
Раскрытие материала, задания, темы
Умение слушать другие группы,
задавать
вопросы
Общий балл
1
2
3
4
5
Групповая работа
Оценивание деятельности каждого ученика
имя
Участвует в распределении
обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы
Внимательно слушает и задаёт вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия с вопросах, вызвавших споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленной учебной задаче)
Не нарушает дисциплину при обсуждении
Количество баллов
Стихотворение –
это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.
Басня –
это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком.
Сказка –
это древнейший жанр устного народного творчества с волшебным сюжетом.
15