Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов мартышка и очки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского района Пермского края
Конспект урока литературного чтения
в 3 классе
И.А.Крылов
«Мартышка и очки»
подготовила
Кудрина Марина Викторовна
учитель начальных классов
с. Калинино
2016
ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
Воспитательные:
Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись, презентация, фильм.Ход урока
І. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели,
Ноги вместе,
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать –
И учиться лучше всех!
ІІ. Речевая разминка( Слайд 2).
Прочитайте текст, определите жанр этого отрывка. (Это небылица)
Ваня - Ваня простота,Купил лошадь без хвоста.Сел задом напередИ поехал в огород
Прочитайте небылицу с ворчащей интонацией (с удивлением, весело).
Прочитайте небылицу быстро.
ІІІ.Проверка домашнего задания
- Послушайте стихотворение Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кто догадался о ком оно?
- Какие сообщения об И.А, Крылове вы подготовили?
Дети читают сообщения о И.А.Крылове.
ІV. Актуализация знаний (СЛАЙД 3,4)
- На доске зашифрованы названия литературных жанров.
ЛИНЦЫБЕ, КЗАСАК,
ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК
- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?- Сегодня мы обратимся к жанру басни и познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова - А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.(- Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.) (СЛАЙД 5,6)
Кто такая мартышка?
(СЛАЙД 7)- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и Очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
(СЛАЙД 8)
В соответствии с темой поставьте задачи на урок.
На доске опорная запись:
1) Узнать, …(что такое басня)
2) Учиться понимать мораль басни, т.е. что хотел сказать своей басней Крылов.
3) Для чего мы читаем басни И. А. Крылова?
V. Работа над темой урока
(СЛАЙД 9)
1)-Что такое басня?
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- Так кто главные герои басен? (Животные.)
- Чьи поступки высмеивает автор? (Людей)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на (Животных).- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки
2). Словарно-лексическая работа. (СЛАЙД 10)
- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:
Работа в парах (пользуются словарями):
Дюжина- 12;
Полдюжины- 6;
Темя - верхняя часть головы;
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
Нет проку - нет толку;
Невежда - необразованный, несведущий человек;
К худу клонит - к плохому клонит;
Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
3). Физминутка (СЛАЙД 11)
Ребята, прежде чем начнём слушать басню, давайте поиграем: представим, что мы мартышки.
Рано утром на полянке,Так резвились обезьянки:Левой ножкой: топ, топ!Правой ножкой: топ, топ!Руки вверх, вверх, вверх!Кто поднимет выше всех?Все присели, снова всталиВы резвиться не устали?
4). Прослушивание басни в аудиозаписи (Слайд 12)
- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.
- Понравилось ли вам исполнение басни?
- Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внёс тем самым долю юмора. А что такое юмор? ( Способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии представить её в шутливом виде.)
5).Чтение басни учащимися. (Слайд 13)
- Почему слова Мартышка и очки написаны с большой буквы?
- Подумайте, почему автор выбрал для своей басни именно мартышку? (Она не очень сообразительна)
VІ. Выборочное чтение и анализ произведения
- Как читаем первые строчки? (Спокойно)
- Найдите фразеологический оборот речи? (Зло не так большой руки)
- Что это означает? (Не так уж большое горе)
- Замените одним словом выражение «Лишь стоит завести очки» (Купить, достать, приобрести)
Прочитайте, какие действия с очками совершала мартышка?
-Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
- Подберите синоним к слову нанижет. (Наденет)
-Прочитайте как развивались действия дальше.
- Какие фразеологические обороты встретились? ( Проку на волос в них нет)
- Что это значит? (Очень мало пользы)
- Подберите синонимы к словам: прок- польза, враки- неправда, ложь, налгали- обманули.
- Прочитаем , чем закончился эксперимент мартышки.
- Что значит «хватила» (швырнула, бросила)
- Прочитайте мораль басни.
- Объясним значение непонятных оборотов; цены не зная ей- для чего нужна, чем полезна вещь
К худу клонит – говорит плохо о ней,то он её ещё и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом.
- Ребята, скажите, в каких строках заключена главная мысль басни? (В морали)
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью.)
- Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами)
- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.VІІ. Чтение по ролям.
Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку читая басню
Работа с карточками: выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А. в басне «Мартышка и Очки»
VІІІ. Подведение итогов.
Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать? (Узнали что такое басня, научились понимать мораль)
- Для чего люди читают басни И. А. Крылова? (Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок)
- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?
ІX. Рефлексия.
- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.
Урок был для меня:
интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный
X. Домашнее задание:
- читать басню выразительно
- изобразить характер героев с помощью мимики, жестов
- выучить наизусть басню.
Список использованной литературы
1. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий Литературное чтение Ч.1.-М: «Просвещение», 2015г.
2. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс- М:ВАКО 2014г.