Технологическая карта по ИЗО на тему «Выражение характера человека через украшение. Флот Салтана и флот пиратов».


Тема урока: «Выражение характера человека через украшение. Флот Салтана и флот пиратов».
Цель урока: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.



Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и тематического содержания (пейзаж); продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением; cоотносить высоту музыкального звука (низкий - высокий) со степенью светлоты цвета (легкий - тяжелый; звонкий - глухой); расширять кругозор детей; отражать полученные впечатления в творческих работах; совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения; формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.
Развивающие
развивать эмоциональную сферу детей;
развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства
Воспитательные
воспитывать умение рисовать коллективно (парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.








Материалы и оборудование:
репродукции картин серии «Календарь о временах года»,
отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»,
карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета»,
стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.

Ход урока.
Этап урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные действия

1.Организационный момент

Добрый день. Меня зовут Анжелика Викторовна, и сегодня я буду у вас вести урок изобразительного искусства.
Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку.
У вас на столах должны лежать: краски, альбом, кисть, стаканчик с водой.
Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета.
Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

- личностные: самоопределение;
- регулятивные : целеполагание;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализа-ция знаний обучающихся
А вы знаете, что такое теплые и холодные цвета?
Огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета - красный, оранжевый, желтый.
Голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «холодные» цвета.
«Теплые» воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» цвета - более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.
Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
А сейчас внимательно послушайте стихотворение:
Погас последний солнца луч. Устало голову склонило Дневное жаркое светило На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло, Накрылось тучею. Заснуло. Померкли краски, потемнели, Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой, Раздвинув мрак, пробился снова Последний луч. И утонул В нагроможденье туч сливовых. Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль Убрал сиреневую даль.
Как вы думаете, какие цвета в этом стихотворении использовал автор?
Хорошо, а теперь вы прочтите стихотворение и подумайте тёплыми или холодными цветами будет нарисована картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым Загорелись сосен кроны, Мир зарею обновленный, Встрепенулся, ожил вдруг. Алою зарей плененный, Обновленный, удивленный, Алый, голубой, зеленый, Разноцветный мир вокруг. (Т. Курбатова «Утро»)
Я предлагаю внимательно прослушать отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане»:
Прослушивание «Сказки о царе Салтане»
Какую картину вы представляли, когда слушали этот отрывок? Какой у царя Салтана был флот?(добрый или злой) А у пиратов?
Ребята, для чего мы читали стихи, слушали сказку?
(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Правильно. И мы сегодня построим свой флот. Но у нас их тоже будет два- добрый и злой. Ребята, для этого нам нужно разделится на две команды. Кто хочет быть в команде пиратов? А кто будет рисовать добрые корабли?
Я сейчас вам раздам корабли– и ваша задача – украсить их.
- Какими красками вы будете украшать?
Опора на знания детей сказок и сказочных героев.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности.



4.Практическая направленность.
Цель: усвоение новых знаний


(презентация)Рассмотрите, какими они были корабли.
И так украшение может выражать намерение людей, двух флотов.
И в жизни украшения помогают человеку выразить свои намерения.
Задание:
украсить два сказочных флота - добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения - добрые и злые.
Теперь самостоятельно раскрасьте лодки. А пока: слушаем музыку. (шаблон корабля)
(Консультации учителя во время самостоятельной работы)



Работа гуашевыми красками.



Формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Выделяют главное, анализируют.


5. Итог урока.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось?
- Вам нравятся лодки, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают? Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке? Назовите теплые и холодные цвета?   Спасибо за работу. Занятие окончено.
Дети смотрят на доску.



6. Рефлексия
- Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я научился рисовать..
– Почему раскрасили именно так?

Каждый ребенок мысленно соотносит свои впечатления с впечатлениями других.
Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты.






15