Конспект урока по литературному чтению на тему И.А.Крылов Лебедь, Щука и Рак


Предмет: литературное чтение
Тема урока: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,
вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.
Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
2.Развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы;
развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса;
развивать навыки выборочного, выразительного чтения.
3.Воспитывать любовь к чтению, пробуждать добрые чувства;
содействовать формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам.
Планируемые результаты урока:
Предметные: познакомиться с басней «Лебедь, рак и щука», Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике, словаре.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, принимать участие в работе парами.
Личностные: Осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; принимать образ « хорошего ученика»
Ход урока:
1.Организационный момент:
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
Будет интересно!
2.Речевая разминка:
«Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим».
а) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
задуть свечи
сдуть перышко, кораблик подгоняем, имитируем волны
едем в лифте и объявляем этажи (чем выше этаж, тем выше голос и наоборот)
б) Интонационная разминка: чтение блоков (1 раз – чтение, 2 раз – с заданием).
Бра гка вра кла нра гла – на вдохе
Впря взти мски ткну ткни сгру – на выдохе
в) Пунктуационная разминка
1 ученик: Утро! (Бодро, торжественно).
2 ученик: Утро. (С жалобным вздохом).
3 ученик: Утро? (Капризно, с удивлением).
4 ученик: Урок! (Восторженно).
5 ученик: Урок? (Беспокойно, с удивлением).
6 ученик: Урок. (Мечтательно).
7 ученик: Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).
8 ученик: Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).
9 ученик: Тут урок! ( Дерзко, властно).
3. Актуализация знаний.
- Сейчас я вам прочитаю несколько строк, а вы внимательно подумайте и послушайте, и скажите, о каком авторе говорят эти строки.
Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта — наша боль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят,Её давно мы затвердили,Её и внуки затвердят. 
П. А. Вяземский
4. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Работа в парах.
Прочитайте что написано на карточках, только справа налево (тренировка произвольного внимания):
КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак)
– Что вы знаете об этих животных?
– Какими вы их себе представляете? (картинки)
– Как вы думаете, в каком произведении мы можем встретить лебедя, рака и щуку? Кто догадался?
– Правильно, в басне Крылова.
Кто сформулирует тему нашего урока, чем мы будем сегодня заниматься? (Сегодня познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука».)
5. Знакомство с новым материалом.
- Давайте уточним.
- Что мы сегодня будем читать? (басню)
- Кто автор басни? (И.А.Крылов)
- Как называется басня? («Лебедь, Щука и Рак»)
- Посмотрите на этих животных.
- Какой характер имеет каждое животное?
- Кто лишний? (Лебедь, т.к. он летает, а щука и рак нет)
- Что общего у них? (Все не могут жить без воды, все животные)
- Чем они отличаются? (Птица, рыба, членистоногое животное)
- Как они передвигаются? (Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает)
Первоначальное прослушивание басни (МПЗ) .
– Понравилась ли вам басня?
– Что заставило вас улыбнуться?
– Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
Словарная работа.
Как вы понимаете, значение этих слов, рассуждайте.
А сейчас в паре найдите определение каждого слова в словаре.
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
ФИЗМИНУТКА
(Игра «Что я делаю – скажи, точно так же покажи»)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
На травинку опустилась.
- Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу.
(Чтение по учебнику басни учащимися про себя с нацеливанием)
- Почему у героев басни ничего не получилось?
- Был ли воз на самом деле тяжёлым?
- Почему у героев басни ничего не получилось?
- Был ли воз на самом деле тяжёлым?
(Ответы обучающихся после повторного прочтения басни)
- Как ведут себя животные?
- Найдите в тексте об этом.
- Лебедь рвется в облака (стремительный, упрямый).
- Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный).
- Щука тянет в воду (упрямо делает свое дело).

- А почему же воз и ныне там? (Нет согласия, нет единой цели).
- А сейчас найдите слово, которое подсказывает, что воз они могли свезти,
- Назовите это слово.
(ТОВАРИЩИ)
- А можно ли героев басни назвать товарищами? (Нет)
- А могли ли подружиться герои басни?
(Нет, они совершенно разные, разная среда обитания)
(Да, если бы прислушивались друг к другу)
- Бывают ли похожие случаи среди людей?
(Да, когда работают недружно)
- Найдите главную часть в басне. (Когда в товарищах …)
- Как можно назвать эти слова? (мораль)
– Чему же учит эта басня?
- Какая пословица подходит к басне по смыслу?
(Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.)
- Как будем читать басню? С каким настроением?
Сейчас, ребята, прочитайте басню в парах друг другу.
-Кому очень понравилось, как читал его сосед, поднимите руку?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какой урок вам преподала басня?
-Какой момент запомнился больше всего?
- Что было самым интересным?
7. Итог урока.
- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?
«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретится своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова».
М.Исаковский