Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по басне И.А. Крылова Лебедь, Рак и Щука


Урок литературного чтения во 2 «Б» классе
Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
-познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука»,
дать понятие о басне.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
-формировать умения положительного отношения к учебному труду,
высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
-формировать умение адекватно оценивать свою работу
-способствовать формированию нравственных качеств
Предметные:
- дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)
- развивать умение выразительно читать, рассуждать, решать проблемные вопросы, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Матапредметные:
- регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу
- коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; принимать участие в работе парами, классом, отвечать на уроке, слушать и слышать
- познавательные: развивать речевые умения и творческие способности детей.
Средства обучения: УМК «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина), аудиозапись, презентация, мультимедийное приложение, карточки для индивидуальной работы и работы в парахТехнология обучения: здоровьесберегающая Компетенции:
- ставить конкретную педагогическую цель, задачу
- ясно и чётко излагать учебный материал
- владеть правильной грамотной речью
- подводить итоги проделанной работы
ХОД УРОКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕНИКА ФОРМИРУЕМЫЕ
УУД
Мотивация
-Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кому нравится каждый день узнавать что-то новое, интересное, кто у нас любознательный?
- Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
Будет интересно! (слайд) Выполняют просьбу учителя Регулятивные
(самооценка,самоконтроль)
Речевая разминка (игра «Дождик»)
- Начинаем наш урок
С речевой разминки.
Постарайся повторить
Чётко, без запинки. (слайд)
Проговаривают всем классом:
- Говорим всегда красиво,
Ясно, четко, говорим,
Смело и неторопливо,
Потому что не спешим.
Коммуникативные
(умение работать всем классом)
Актуализация знаний
- С какими видами литературных жанров мы уже познакомились? (слайд) Отвечают на вопрос учителя:
- Фольклор, сказка, рассказ, стихотворение Коммуникативные
Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний
- Чтобы узнать новый литературный жанр, вам надо в задании № 1, начиная с выделенной буквы, по часовой стрел-ке, зачеркнуть те буквы, которыми обо-значаются всегда мягкие и твердые согласные звуки.
- Какое слово получилось? (слайд)
- Что такое «басня»?
- В задании № 2 прочитайте имя и фамилию писателя справа налево (слайд)
-Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят.
Её давно мы затвердили.
Её и внуки затвердят.
(князь Пётр Вяземский – русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, мемуарист, гос. деятель 19 в.)
- Название басни Крылова узнаете,
если загадки мои отгадаете… (слайд)
1.Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход,
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
2.Все движутся вперёд,
А он – наоборот.
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
3.Полосатая злодейка Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.
- Кто догадался, как называется басня? (слайд)
Отвечают на вопросы учителя:
- Басня ( сам-но вписывают)
- Это небольшой нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи
- Иван Крылов (сам-но вписывают)
Отгадывают загадки:
- Лебедь
- Рак
- Щука
- «Лебедь, Рак и Щука»
Общеучебные познавательные
Коммуникативные
(умение работать всем классом)
Регулятивные
(прогнозирование)
Постановка цели урока
- Выскажите, пожалуйста, свои предположения: чем сегодня будем заниматься на уроке? (слайд)
Отвечают на вопросы учителя:
Познакомимся … с жизнью и творчеством русского писателя И.А. Крылова, новым литературным жанром (басней)
Узнаем, что такое …басня, её особенности
Научимся …читать басню «Лебедь, Рак и Щука»
Регулятивные
(целеполагание)
Открытие нового знания
Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова
- Ребята, а что вы уже знаете о писателе-баснописце Иване Андреевиче Крылове? (слайд)
Чтение статьи из учебника
- А что ребята нам не досказали, вы узнаете, самостоятельно прочитав статью в учебнике на с.102
Беседа о прочитанном по вопросам
// выборочное чтение (вопрос № 2):
- Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни?
Что говорил современник Крылова художник Федотов?
- Сколько черновых строчек было к басне «Кукушка и Петух»?
- Сколько строк в ней всего?
- Чем занимался всю жизнь
И.А. Крылов?
- Что удивило вас в этой статье?
Знакомство с басней (слайд)
- Назовите действующих персонажей
- Что они пытаются сделать?
- Получится ли у них?
- Давайте послушаем, что же вышло на самом деле…
– Понравилась ли вам басня?
– Что заставило вас улыбнуться?
- Оправдались ли наши прогнозы в том, что у героев басни ничего не получит-ся?
Работа над басней:
1.Словарная работа
– Прочитайте басню самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо
- Как вы понимаете значение этих слов:
Лад -  
Мука - 
Поклажа -  
Воз –
Впряглись - 
Ныне -
«Из кожи лезут вон» -
Ответы учеников
Сообщение подготовленных учеников:
Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский басно-писец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и Твери. Отец умер рано. Нужно было помочь матери прокормить семью. Вот и пошёл маленький мальчик работать в том воз-расте, когда другие дети за партой сидят.
На работе у него было своё место за столом, завален-ное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья (в то время пи-сали ими) и потихоньку читал оставшиеся от отца кни-ги, за что хозяин не раз его бил. Мальчику тогда было 11 лет.
Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в городской библиотеке. Свои басни он начал писать в 37 лет и подписывался НАВИ ВОЛЫРК. Популярность и известность его была велика. Ещё при жизни писателя было опубликовано 9 книг с его баснями. А их около двухсот.
Умер великий баснописец в 75 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге. Скульптор Пётр Клодт установил бронзовую статую писателя на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями персонажей из басен Крылова. Эти басни бессмертны. Они подоб-но зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постара-ется от них избавиться.
Самостоятельное чтение
«птичьим базаром»
Отвечают на вопросы учителя:
- Надо быть очень трудолюбивым человеком.
- «Будет очень просто, как переделаешь раз сто»
- Около двухсот строк.
- 21 строка.
- Работал и учился.
- Начал учить греческий язык в 50 лет и за 2 года овладел им в совершенстве.
Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя:
- Лебедь, Рак и Щука
- Пытаются сдвинуть воз (телегу) с места
- …
Слушают аудиозапись
(сеанс воображения)
Отвечают на вопросы учителя:
- Глупые: тянут в разные стороны-…
7. Первичное закрепление во внешней речи
-----------------------------------------------------------
Самостоятельная работа
(чтение «птичьим базаром»)
Отвечают на вопросы учителя:
- Действовать совместно, не расходясь- Сильное физическое или нравственное страдание
- Уложенные для перевозки вещи, груз, багаж
- Повозка или сани с какой-либо поклажей
- Вместо лошадей
- Теперь, в настоящее время
- Усердствовать, стараться изо всех сил
Познавательные
Коммуникативные
(согласованность действий с партнерами)
Общеучебныепознавательные
Коммуникативные
(построение речевых высказываний)
//
Общеучебныепознавательные
(умение работать с текстом)
Коммуникативные
(построение речевых высказываний)
Регулятивные
(прогнозирование)
Регулятивные
(самоконтроль)
Коммуникативные
(построение речевых высказываний)
Регулятивные
(самоконтроль)
Коммуникативные
(построение речевых высказываний)
Включение нового знания в систему знаний и повторение
2. Анализ произведения
– Как вы думаете, случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?
- Почему (что их связывает)?
- Какой синоним указывает на то, что они – друзья?
- Почему же у них ничего не получилось? Докажите словами из текста
- Дайте характеристики героям
«Мозговой штурм»:
- Возможно ли им было сдвинуть воз с места? Докажите словами из текста
- Почему же «воз и ныне там», ничего не получилось?
(В задании № 3 лишнее зачеркнуть)
«Мозговой штурм»:
- Найдите главную часть басни. Прочитайте.
- Почему она – главная (чему учит)?
- А как называется главная часть в басне, вы узнаете, если поменяете слоги местами в задании №4?
- Так что такое «басня»?
3. Работа над выразительностью
4. Работа над пословицей
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось»
- Соберите пословицу, объясните смысл
Рассуждают,
отвечают на вопросы учителя:
- Не случайно
- У всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями
- Товарищи
Выборочно читают:
- Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
Щука тянет в воду.
Рассуждают (работа в группах):
«Лебедь рвётся в облака» – стремительный, упрямый, быстрый
«Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, ползёт назад
«Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает
Выборочно читают:
- «Поклажа бы для них казалась и легка…»
Самостоятельно зачеркивают неподходящие выражения:
*очень спешили
*не договорились, как будут действовать
*не пригласили на помощь кого-то более сильного
Выборочно читают:
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
- Мораль
- Это небольшой нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи
Выразительное чтение басни
Игра «Собери пословицу»
(работа в парах) Коммуникативные
(построение речевых высказываний)
Общеучебныепознавательные
(умение работать с текстом, выделять существенное)
Коммуникативные
(умение работать в группах,построение речевых высказываний)
Общеучебныепознавательные
(умение работать с текстом,
выделять существенное)
Регулятивные
(самоконтроль)
Коммуникативные
(построение речевых высказыванийКоммуникативные
(умение работать с классом, в парах)
Рефлексия учебной деятельности
- С каким новым жанром познакомились? (Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.
Басне «Лебедь, Рак и Щука» – 202 года (написана в 1814 г.)
Аллегория – иносказание)- Как называется басня, с которой познакомились?
- Кто её написал?
- В заключение урока посмотрите мультфильм
- Отразите свое отношение к уроку,
к своей работе на уроке.
- Д/з: выразительное чтение басни
(по желанию – выучить наизусть)
- Спасибо всем, кто работал
старательно и слушал внимательно! Отвечают на вопросы учителя:
-Басня
- «Лебедь, Рак и Щука»
- Иван Андреевич Крылов
Просмотр мультфильма
Показывают карточки, на карточке рисуют смайлики
Записывают в дневник Коммуникативные
(построение речевых высказыванийРегулятивные
(самоконтроль, самооценка)

навИ волырК
Почему же «воз и ныне там»?
Очень спешили;
Не договорились, как будут действовать;
Не позвали на помощь кого-то более сильного.
ральмо