Программа по педагогике для специальности 050148 Педагогика дополнительного образования по областям
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Читинский педагогический колледж»
Утверждаю
Зам директора по УР Т.В. Кулакова
Программа учебной дисциплины
Педагогика
Чита 2013
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050148 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Разработчик: Луханина А.П., преподаватель педагогики ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины «Педагогика»
утверждена на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин
Протокол №_______от_____2013г
Зав ПЦК ППД _________Веригина Н.А
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Педагогика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050148 «Педагогика дополнительного образования».
Программа учебной дисциплины предназначена для использования при реализации ОПОП по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования» при изучении дисциплины «Педагогика»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл – общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 125 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 83 часа;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 125
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 83
в том числе: практические занятия 40
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 42
в том числе: Внеаудиторная самостоятельная работа 42
Итоговая аттестация в форме - дифференцированный зачет, экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Педагогика»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общие основы педагогики 31 2
Тема 1.1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития
Содержание учебного материала
Характеристика педагогической деятельности: ее аспекты, содержание, компоненты. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. Перспективы развития педагогической профессии в условиях информационно-технологической революции. 4 Педагогика как наука. Возникновение и становление педагогики как науки. Отрасли современной педагогики. Связь педагогики с другими науками. Задачи педагогики. 2 Практические занятия
1. Круглый стол по теме «Профессиональная деятельность и личность педагога».
2. Составление схемы соотношения функций педагога и педагогических качеств, умений, способностей необходимых для их осуществления. 4 Самостоятельная работа обучающихся
1. Поиск высказывания, пословиц и поговорок о педагогической профессии определение сущности и социальной значимости профессии педагога.
2. Подготовка выступления (написание сочинения) на тему: «Профессиональная деятельность и личность педагога».
3. Оформление реферата на тему (по выбору студента):
Я.А.Коменский – основоположник прогрессивной педагогической системы и научных систем воспитания. Вклад И.Г.Песталоцци в развитие педагогики. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта. Ведущие принципы, содержание и методика свободного воспитания в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая деятельность А. Дистервега. Педагогические опыты Р.Оуэна. Педагогическая теория Дж.Локка. Вальдорфская педагогика Р.Штайнера. К.Д. Ушинский – основоположник оригинальной русской педагогики. Педагогическая деятельность А.С.Макаренко. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Яснополянский педагогический эксперимент Л.Н.Толстого. Педагогическая теория Н.К.Крупской. Педагогические взгляды П.Ф. Каптерева 1
2
4
Тема 1.2. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования. Содержание учебного материала
Структура системы образования в России. Типы и виды образовательных учреждений. Задачи образовательных учреждений. Преемственность в работе образовательных учреждений. Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире. 2 3
Сущность и функции целостного педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Условия эффективности педагогического процесса. Особенности организации педагогического процесса в образовательных учреждениях разного вида и типа. 4 Практические занятия
1. Типы и виды образовательных учреждений. Ступени образования. 2 Контрольная работа по разделу 1. 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение Закона РФ «Об образовании» конспектирование основных принципов государственной политики.
2. Оформление презентации содержания и организации педагогического процесса определенного вида образовательного учреждения. 2
2 Раздел 2. Педагогика школы 74 2
Тема 2.1. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности
Содержание учебного материала
Основные понятия педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, формирование, социализация. Взаимосвязь педагогических понятий. 2 Понятие цели воспитания и обучения. Задачи нравственного, физического, умственного, эстетического, трудового воспитания детей.
Целеполагание в педагогической деятельности. Значение планирования педагогической деятельности. Логика формулирования целей и задач педагогического процесса. 2 Практическая занятия
Целеполагание в педагогической деятельности, его значение при оценивании результатов педагогической деятельности.
Цели воспитания, образования и обучения. Задачи воспитания. Особенности формулировки цели и задач в обучении 4 Самостоятельная работа обучающихся
Составление схемы взаимосвязи основных понятий педагогики 1 Тема 2.2. Принципы обучения и воспитания Содержание учебного материала
Сущность понятий: закономерность, принцип, правило. Закономерности обучения и воспитания. Сущность и современная трактовка принципов обучения и воспитания. Реализация принципов в педагогическом процессе. 4 2
Практическая работа:
Система современных принципов обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип научности, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории и практики
Принципы воспитания: единство цели, содержания и организации воспитания в современной школе, системность воспитания, единство воспитательных воздействий субъектов воспитания, взаимосвязь сознания, деятельности поведения в воспитании 4 Контрольные работы. Современные концепции воспитания. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Конспектирование трудов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили о принципах обучения
Конспектирование принципов воспитания, раскрываемых в современных концепциях воспитания В.А. Караковского, Н.К Таламчука, Е.Н. Щурковой, О.С. Газмана 3
Тема 2.3. Содержание образования Содержание учебного материала
Понятие о содержании образования. Факторы формирования содержания образования
Понятие о стандарте. Особенности современных федеральных государственных образовательных стандартов различных уровней образования.
Понятие об учебном плане, программе, учебнике. 4 2
Практическая работа.
Виды учебных программ. Структура учебной программы. Требования к разработке программ.
Учебная литература. Учебник. Функции учебника. Учебно-методическая литература 2 Самостоятельная работа:
Изучение структуры основных документов, регламентирующих содержание образования в начальной школе: федеральный государственный стандарт начального общего образования, структура учебного плана начального общего образования, структуру и содержание учебных программ дисциплин начального общего образования. 2 Тема 2.4. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения Содержание учебного материала
Понятие о методах, формах и средствах обучения. Взаимосвязь понятий.
Классификация методов обучения (традиционная, комплексный подход к классификации методов обучения Ю.К. Бабанского) Характеристика методов обучения. Факторы влияющие на выбор методов обучения. 2 3
Классификация средств обучения. Условия использования разнообразных средств обучения. История возникновения форм обучения. Современные классификации форм обучения: индивидуальная, групповая, коллективная. Формы обучения, зафиксированные в Законе РФ «Об образовании»
Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения. Современные технологии обучения: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии. Характеристика классно-урочной системы. 3 Понятие о воспитательной системе школы. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации опыта деятельности и поведения. Методы стимулирования. Выбор методов воспитания. Средства воспитания 2 Практическая работа
Урок как основная форма организации процесса обучения. Требования к современному уроку. Типы уроков. Планирование урока. Психолого-педагогический анализ урока.
Нетрадиционные формы организации обучения. Особенности планирования и организации нетрадиционных форм организации обучения
Формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы по месту проведения, по количеству участников, по характеру деятельности. Условия эффективности использования разнообразных форм воспитательной работы 6 Самостоятельная работа обучающихся:
Составление фрагмента урока с использованием практических методов обучения.
Разработка урока с использованием игровых технологий обучения
Разработка воспитательного мероприятия 2
4
4 Тема 2.5. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Содержание учебного материала
Понятие мотивации учения. Виды мотивов.
Сущность индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания 2
2
Практическая работа
Приемы развития мотивации учения школьников. Приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников
Основы развивающего обучения. Роль развивающего обучения в формировании мотивов учения
Роль индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания в развитии способностей школьников 4 Самостоятельная работа обучающихся:
Составление словаря методов и приемов развития мотивации учения 1
Тема 2.6. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения; Содержание учебного материала
Характеристика учебно-познавательной деятельности школьников.
Структура учебной деятельности: постановка цели и задач учебной деятельности, определение учебных действий, выполнение учебных действий, контроль и самоконтроль. 2 2
Практическая работа
Методы и приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения: создание ситуаций успеха 2 Самостоятельная работа:
Изучение приемов управлениями этапами научного познания и приемов активизации познавательной деятельности школьников 1 Тема 2.7. Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога Содержание учебного материала
Сущность контрольно-оценочной деятельности педагога. Основные принципы организации контрольно-оценочной деятельности. Понятие «контроль», «диагностика», «оценка», «отметка»
Влияние контрольно-оценочной деятельности на мотивационную сферу школьника.
Характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении: методы устного, письменного, лабораторного, графического и комбинированного контроля. Понятие «Качество образования»
Выбор методов контроля и самоконтроля. Требования к организации и проведению контроля знаний школьников на разных этапах обучения 2 2
Практическая работа
Альтернативные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности педагога
Диагностика воспитанности школьников 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Разработка рекомендаций к организации контрольно-оценочной деятельности преподавателя
Подбор диагностических средств для определения уровня воспитанности школьников 3 Раздел 3. Коррекционная педагогика 22 Тема 3.1.Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации Содержание учебного материала
Понятие адаптация и дезадаптация. Характеристика социальной и школьной дезадаптации. Роль педагога в предупреждении и коррекции социальной и школьной дезадаптации. 2 2
Практическая работа
Взаимодействие с семьей школьника как условие предупреждения социальной и школьной дезадаптации. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов по теме «Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации»
Конспектирование трудов психологов об особенностях развития ребенка 4
Тема 3.2. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику Содержание учебного материала
Понятие нормы и отклонения развитии человека (ребенка).
Виды и причины отклонений в развитии у детей. Причины возникновения врожденных и приобретенных нарушений в развитии ребенка. 2 2
Практическая работа
Особенности соматического, психического, интеллектуального, сенсорного развития ребенка на разных возрастных этапах
Характеристика видов отклонений в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка) 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщения по определенному виду нарушения. 3 Тема 3.3. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; Содержание учебного материала
Понятие одаренность, талант, гениальность. Диагностика одаренности детей младшего школьного возраста. Характеристика детей с особыми образовательными потребностями.
Сущность понятия «девиантное поведение». Виды девиантного поведения. Условия возникновения девиантного поведения. 2 3
Практическая работа
Особенности организации работы с одаренными детьми в начальной школе. Индивидуализация обучения одаренных детей
Особенности организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Роль педагога в коррекции поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Условия предупреждения девиантного поведения школьников. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с девиантным поведением 2 Самостоятельная работа обучающихся: (на выбор)
Составление программы организации работы с одаренным ребенком
Составление программы работы с ребенком с особыми образовательными потребностями
Составление программы работы с детьми с девиантным поведением 3 Всего: 125
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс «Педагогика»;
Технические средства обучения:
- компьютер и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
Подласый И.П. Педагогика. Учебник. Издание, 2009.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Закон РФ «Об Образовании»
Дополнительные источники:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебник, 2006
Шумакова Н.Б Обучение и развитие одаренных детей, 2004
Интернет-ресурсы:
1. http://pedagogy.ru2. http://www.pedlib.ru3. http://pedsovet.su4. http://www.uroki.net5. http://www.it-n.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля
Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.
Знать: взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.
Форма: письменный контроль.
Метод: сочинение-рассуждение.
Тема 1.2 Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования. Знать: особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования. Форма: деловая игра.
Метод:
наблюдение за студентами
Раздел 2. Педагогика школы
Тема 2.1 Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности. Знать: значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности. Форма: устный контроль.
Метод:
собеседование.
Тема 2.2 Принципы обучения и воспитания. Уметь: находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
Знать: принципы обучения и воспитания. Форма: практический
Метод: проверка умений пользоваться педагогическими принципами.
Тема 2.3 Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения.
Уметь: определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания.
Знать: формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения. Форма: практическая работа.
Метод: решение педагогических задач.
Тема 2.4 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Уметь: ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
Знать: психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания Форма: практическая работа.
Метод:
Контрольная работа: анализ педагогических ситуаций.
Тема 2.5 Средства контроля и оценки качества образования. Знать: средства контроля и оценки качества образования. Форма: сетевой зачет
Метод: взаимоконтроль.
Тема 2.6 Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Уметь: анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления.
Знать: психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. Форма: практический контроль
Метод: презентация проекта.
Раздел 3. Основы коррекционной педагогики
Тема 3.1 Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика. Знать: понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику. Форма: тестирование.
Метод:
дидактический тест
Тема 3.2 Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. Уметь: находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
Знать: Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. Форма: практический контроль.
.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.