Программа кружка «Музыкальная карусель»
Программа кружка
«Музыкальная карусель»
Сёмина В.В., учитель начальных классов
МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района
Рязанской области
Пояснительная записка.
Работа в детском объединении имеет цель приобщении к музыкальному искусству детей младшего школьного возраста. Правильное пение поможет детям развивать музыкальный слух; уверенно, выразительно, не форсируя звука исполнять детские песни; научить бережно, относиться к своему голосу. Занятия будут способствовать развитию музыкальных способностей и соответственно формированию качеств певческого голоса ребёнка.
Программа предполагает развитие у учащихся вокально-хоровых умений и навыков, развитие музыкальных способностей и воспитание эстетического вкуса, включает в себя музыкальные произведения, которые вызывают разнообразную гамму чувств, переживаний, размышлений, заставляют что-то по-своему продумать, прочувствовать, пережить.
Программа кружка рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся 7-11 лет.
Цель программы:
выявить и всесторонне развить музыкальные способности учащихся:
правильно интонировать;
чётко произносить слова;
развивать чувства ритма;
петь лёгким звуком, импровизировать;
достойно держаться на сцене.
Задачи:
содействовать идейно патриотическому и нравственному воспитанию учащихся;
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней;
научить различным видам музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное пение по слуху, восприятие и музыки);
развивать эстетические чувства, нравственные качества, личности – музыкально – творческие способности учащихся, формировать художественный вкус;
Все задачи решаются в комплекте с учётом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их развития.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
Петь в диапазоне ДО1-ДО2.Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки положить на колени ( при пении сидя). Петь легким звуком
Знать, что певческий голос надо беречь.
Уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая правила пения. Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно-спокойно вдох.
ХОРОВЫЕ НАВЫКИ. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон с сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
По окончании курса учащиеся должны знать:
-приемы пения, которые сообщают голосу красивое звучание.
Формы обучения.
Коллективная беседа, групповая и индивидуальная деятельность, музыкальные игры
Формы и методы работы.
Вокально- хоровая работа.
Воспитание следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования всех вокально – хоровых навыков , музыкального слуха, памяти, внимания эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях. Все требования к исполнению связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного исполнения.
Пение произведений.
Рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства в интересной для малышей форме.
Народная песня. Показ – исполнение песни. Рассказ или беседа о содержании произведения о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального
языка. Разучивание народных песен нашей страны и других стран. При условии достижения чистого унисона, возможно пение песен каноном.
Песня. Показ – исполнение. Краткий рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие ее художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов.
Пение учебно - тренировочного материала.
Образный рассказ о распевании, упражнении, и его роли в развитии певческих навыков. Показ упражнений, разучивание и впевание их.
Слушание музыки.
Слушание вокально- хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально – эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально - осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий : вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе. Прослушивание произведения. Разговор об особенностях музыкально – выразительных средств данного произведения.
Музыкальная игра и движения под музыку.
Объяснение условий игры или показ определенных движений (марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца).
Краткая характеристика музыкального произведения сопровождающего игру или движения.
Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание музыкальных игр или движений с детьми.
Учебно – тематический план объединения
«Музыкальная карусель»
№
п/п
Содержание и виды работы
Общее количество часов
Теория
Практика
1.
Вокально –хоровая работа.
Пение произведений:
народная песня;
песня.
10
30
2
2
8
28
2.
Пение учебно-тренировочного материала.
6
2
4
3.
Слушание музыки.
4
1
3
4.
Музыкальная игра и движение под музыку.
22
2
20
Итого:
72
9
63
Репертуар.
«Родная песенка»
муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского
«Красно солнышко»
сл.Шаферана, муз. П.Ледоницкого
«Разговор с елкой»
сл. Иващенко, муз. П. Аедоницкого
«Ой по- над Волгой»
Русская народная песня.
«Светлячок»
Грузинская народная песня
«Крылатые качели»
сл. Энтина, муз. Е.Крылатова
«Хороша Россия»
сл.В.Крупицкого , муз. .Фиртича
«Калинка»
Русская народная песня
«Русские сувениры»
сл. Я.Голякова муз. В.Ефремова
«Мир похож на цветной луг»
сл. М.Пляцковского, муз В.Шаинского
«Милая моя»
муз. и сл.Ю.Визбора
Используемая литература.
Ю.Д. Изметьева «Музыка» 3 класс.
А.В.Елисеева «Путешествие в мир музыки»
Программы для внешкольных учреждений «Музыка»
Т. Вендрва «Воспитание музыкой»
О.А.Апраксина «Из истории музыкального воспитания»
В.Б. Кабалевский «Как рассказать детям о музыке»
Л.Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе»
Э. Абдулин «Музыка в начальных классах»