Конспект урока по музыке на тему: Музыкальная ярмарка (4 класс 1 четверть, обобщающий урок)
Конспект открытого урока в 4 классе
Место проведения: МБОУ гимназия №4 г. Пятигорск
Предмет: музыка
Класс: 4 В
Учитель: Онищенко С.Б.
Тема четверти: «Музыка моего народа»
Тема урока: "Музыкальная ярмарка"
Тип урока: обобщающий
Музыкальный материал:
«Золотая ярмарка»
«Осень милая шурши»
Д.Тухманов «Виноватая тучка»
Р.н.п. «На горе-то калина»
Примеры звучания русских народных инструментов (гусли, домра, балалайка, жалейка, рожок)
«Хохлома»
Технические средства: ИКТ
Методическое обеспечение: презентация, аудиозаписи, раздаточный материал
Использование педагогических технологий:
Технология развивающее обучение, элементы технологии групповой деятельности, ИКТ Цель урока:
Обобщение и закрепление знаний по теме 1 четверти: «Музыка моего народа»
Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русской народной и композиторской музыки
Задачи: 1) развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью на примере русской народной и композиторской музыки 2) развивать эмоциональный отклик и выражение своего впечатления в пении, игре или пластике.
4) знакомить с особенностями звучания русских народных музыкальных инструментов5) развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и тембровый слух, певческий голос. 6) развивать музыкальные способности и творческое отношение к музыке. 6) активизировать познавательную деятельность учащихся. 7) воспитывать умение работать в команде и уважение друг к другу.
Структура урока:
1. Орг. Момент. Определение темы и цели урокаII. Актуализация знаний учащихся.
III. Основная часть:
Задание: исполнение песни «Осень милая шурши »
Задание: представление работ
Задание: исполнение песни с МРД «Виноватая тучка»
Задание: определение музыкальных инструментов
Задание: исполнение хоровода «На горе-то калина»
IV. Итог урока.
«Исполнение песни Хохлома»
ХОД УРОКА:
I. Орг. Момент. Определение темы и цели урока
Вход на урок под музыку «Народная ярмарка» (Слайд 1)
уч-ся занимают места по командам – (Слайд 2)
Сегодня мы вошли на урок под песню «Золотая ярмарка» не случайно, ведь тема нашего урока – «Музыкальная ярмарка
У нас с вами заключительный урок 1 четверти и мы с вами должны подвести итог тому, с чем познакомились на уроках этой четверти, чему научились, а может и открыть для себя что-то новое.
Сегодня мы работаем по командам
(Представить и перечислить название команд, отметить их на доске……Слайд 3)
Скрипичный ключ
Гамма
Басовый ключ
Аккорд
И здесь у нас действует принцип один за всех и все за одного. При этом каждая команда сегодня будет зарабатывать баллы, а в конце мы подведем итоги…. Так же не забываем и о штрафных баллах. (с места ответы не выкрикиваются, обсуждаем совместно)
II. Актуализация знаний учащихся.
А кто из команд назовет главную тему нашей четверти? (Музыка моего народа) И в течение этой четверти мы узнавали об особенностях музыки Древней Руси, говорили о ее жанровом разнообразии, слушали звучание различных музыкальных инструментов, знакомились с обрядами и обычаями народных праздников.
А тема нашего сегодняшнего урока – Музыкальная ярмарка
А кто из вас сможет сказать, а что это такое - «ярмарка»?
(Ответы детей)
Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары. Ярмарка давала возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Слайд 4-5
Собирайся, народ! Всех нас ярмарка зовет!
Заходите – не пожалеете, коли время имеете!
Будьте как дома, не стесняйтесь!
По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Недаром другое название ярмарки – народное гуляние Слайд 6
3. Основная часть (работа в группах):
Давайте представим, что мы попали на настоящую русскую ярмарку и приняли участие в народных забавах, играх и соревнованиях. Но так как у нас ярмарка особая, музыкальная, то и соревноваться мы будем не столько в силе и ловкости, а в наблюдательности, внимательности, точности, умении слушать, но самое главное и слышать музыку, в точности исполнения, в умении работать в команде
А когда, как вы думаете, чаще всего проводились ярмарки на Руси и почему? (ответы детей по командам- (Слайд 7)
Да. Осень особое время года - время сбора урожая и на Руси всегда было принято это отмечать по-особенному.
Итак, у нас 1 задание для всех - узнать по первым звукам узнать песню и исполнить ее, показав и знание слов, и выразительность исполнения.
Песня «Осень милая шурши» - исполнение (Слайд8)
Оценка исполнения. Запись на доске
С первым заданием вы справились.
А ко 2 заданию команды уже слегка подготовились заранее и создали свои работы на тему «Осень», готовя стихи, загадки, пословицы про осень. А теперь – представьте свои работы,
(Представление работ по командам и их оценка)
А теперь 3 задание. На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: На ярмарке людям предлагалось множество развлечений: люди устраивали состязания в силе и ловкости, показывались театрализованные представления. И вот сейчас мы с вами попробуем не только спеть песню, но и сыграть ее, как настоящие артисты!
Наша осень что-то рано от нас стала уходить, набежали тучки и не только дождевые, но и снеговые, давайте попробуем их прогнать и вернуть хорошую осеннюю погоду!
Исполнение песни «Виноватая тучка» с МРД
Оценка выступления
А какая команда была самой внимательной, и узнала и запомнила, какой народный музыкальный инструмент звучал вначале песни?
(Балалайка)
Да, это была балалайка. А кто вспомнит, благодаря кому на Руси появился этот инструмент (Скоморохи) (Слайд 9)
А кто такие скоморохи?
(Ответы детей -)
“Веселые люди скоморохи” - это бродячие музыканты и актеры, которые выступали на площадях городов и сел, на ярмарках, в балаганах... Скоморохи пели, разыгрывали целые представления. Благодаря скоморохам на Руси появились различные музыкальные инструменты. О некоторых мы с вами уже узнали на предыдущих уроках
И сейчас мы и проверим как вы запомнили их.
4 Задание. Музыкальные инструменты. Вам розданы карточки и вначале задание: вы должны вначале вписать в них три основные группы музыкальных инструментов. (Слайд 10)
Когда команда будет готова. Она должна молча поднять карточки с соответствующими названиями. Но не выкрикивать с места!
Проверка задания и оценка выполнения
Теперь задание сложнее. На слайде вы найдете изображение музыкального инструмента и его звучание. Вы должны определить, что это за инструмент и к какой группе относится и вписать в соответствующую колонку.
Гусли (Слайд11-12)
Рожок (Слайд13-14)
Балалайка (Слайд15-16)
Домра (Слайд17-18)
Ложки (Слайд 19-20)
Проверка задания и оценка выполнения
Ярмарка была не только торговым центром, но и местом для народных забав. На ярмарке людям предлагалось множество развлечений: люди пели песни, плясали, играли на музыкальных инструментах
А кто из вас вспомнит, как назывался особый род песен, соединяющий и слово и движение)
(Ответы детей)
Правильно, это хороводные и плясовые песни. (Слайд 21)
А что такое хоровод – это особый род песен-танцев. В старину хороводы были связаны с календарными праздниками и обрядами, водили хороводы и на ярмарках. Хороводы водили разными фигурами – кругами, зигзагами, восьмеркой и колоннами.
А вот и наше 5 задание. Давайте покажем нашу музыкальность, ловкость наших движений и выразительность в исполнении хоровода. Водить мы его будем колоннами, рядами. Команды 2 и 3 – образуют 2 ряд, а команды 1 и 4 – 1 ряд.
IV. Итог урока
Что ж, основные задания выполнены, пора подводить итоги.
(подведение итогов. Определение победителей)
(Слайд 25) Но это еще не все. У каждой команды на столах лежат кленовые листочки. Давайте на наших кленовых листочках запишем. А что же больше всего запомнилось каждому из вас и всей команде вместе. (Ответы команд)
Вот и почти подошла к завершения наша музыкальная ярмарка! Но у нас сегодня на ярмарке были гости и мы их не можем отпустить без подарка. И пусть таким подарком будет песня про нашу Родину, Россию, которая богата народными традициями ( Слайд 26)
Исполнение песни Хохлома
(Слайд 27) На этом наш урок завершен. Всем спасибо за внимание!