Урок литературного чтения Басня И.А.Крылова. Стрекоза и Муравей
Конспект урока литературного чтения « Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей» 6 класс.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Метапредметные•познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
•коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
•регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
•личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, иллюстрации басен И.А.Крылова , мультфильм по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учебник “Литературное чтение” 6 класс .
Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».
Ход урока.
1.Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, распределение детей на рабочие группы с осуществлением личностно-ориентированного подхода, психологический настрой)
Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде,На уроках и в игре Смело, четко говорим,И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания:
Сделать рисунки- иллюстрации к понравившимся эпизодам из сказки Г.Х.Андерсена
« Снежная королева» и прокомментировать их.
- К какому виду сказок относится сказка « Снежная королева»?
(к волшебным сказкам )
3. Этап актуализации знаний:
А)Знакомство с темой урока. Я также как и вы приготовила для вас иллюстрации .-Посмотрите иллюстрации на доске. (Слайд № 1)
-Чему посвящен сегодня урок? (басням)
-Почему вы так думаете? (сцены из басен)
-Какие это басни? ( Слайд № 2)
-Кто автор этих басен?
На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (Слайд №3 )Б) Мозговой штурм на тему: « Что мы знаем о Крылове ? »
Учитель обобщает ответы групп : Свою литературную деятельность Иван Андреевич Крылов начал как драматург. Писал трагедии и комедии, оперные либретто.Но славу писателю принесли конечно же басни. В них обличались общественные и человеческие пороки. И не случайно эпиграф нашего урока слова самого баснописца ( Слайд № 4)
Живой народный язык, комические ситуации, узнаваемость героев принесли Крылову славу русского баснописца, т.е. популярность басен была огромна уже при жизни поэта.
Формативно оценивая (ОдО) : Похлопали друг другу!
-Прочтите текст ,выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).
-О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте?
(о том, что такое басня)
В) повторение знаний об особенностях басен.
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-высмеивает пороки людей ( ирония),
-есть мораль,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Вывод с доски: (на слайде № 5 )- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,
где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,
высмеиваются их пороки,
В басне обязательно есть мораль,
которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете отгадав загадки.
( текст загадок на слайде № 6 )Без работы хоть убей,
Жить не может …(муравей).
Над лугом, где пасутся козы,На крыльях прозрачных порхают …(стрекозы).
3.Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:
( Слайд № 7) -Почему сегодня у нас в гостях именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
Попробуйте сформулировать тему и цели урока.
Тема урока: Басня Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей» ( Слайд № 8)
Учащиеся группы 1 , посоветовавшись предлагают свои формулировки целей :- увидим , какими изобразил их в своей басне И.А.Крылов.
- определим и сравним черты характеров Муравья и Стрекозы.
- закрепим понятия: басня , мораль , аллегория.
- найдем поучительную мысль в басне. ( Слайд № 9)
А) Создание «Дерева предсказаний» Фаза вызова. ( Обучение критическому мышлению )-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд № 10)
Появляются на дереве слова
о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни в мультфильме « Стрекоза и Муравей»
Б) Первичное восприятие басни : просмотр мультфильма .В) Словарная работа . В басне есть слова малознакомые для вас : ( Слайд № 11)
Голубчик – көкетай
кум,кумушка- тамыр
нужда- зәрулік, мұқтаждық
поплясать- билеу
удручить- қатты қиналу, қапаландыру.
мурава – (молодая трава )- жас шөп
вешний – (весенний)- көктемгі
Г) Формулирование проблемы:
-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из предсказания ? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня? И ответим на вопрос .( на слайде № 12 ) Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
-Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):
Исследование будем проводить, работая в группах.
Физминутка.( 1 мин)
Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)И на травушке – роса, и на кустиках – роса (приседание, наклоны туловища).Мы ладошки отряхнули – улетела стрекоза (взмахи ладонями, руками).Попрыгунья испугалась – только песенка осталась: «Д-зз, д-зз» (имитируют полет)Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.4.Этап открытия нового знания:
1 часть работы: Деление детей на 2 групп (распределение по группам по цвету стикера) и повторение правил групповой работы.( 2 мин)
-Работа будет оцениваться по следующим критериям: ( на слайде №13 )
Как группа распределила работу между собой?
Внимательны или отвлекаются участники группы?
Сколько заданий выполнили за урок?
Как организовано взаимодействие в группе?
Качество презентации итогов работы?
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
хорошо (красный жетон)
есть недочёты (желтый жетон)
плохо (синий жетон)
чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.
Не забывайте правила работы в группе:
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Капитан определяет выступающего.
2 часть работы: самостоятельная работа в группах.
По пунктам плана памятки по работе с басней.
3 часть работы: оформление презентационного листа.
Группа получает лист для записи ответов на вопросы.
(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)
5.Этап применения нового знания:
-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 звезду. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 звезды. Отвечать команды будут по - очереди.
А) Беседа – анализ текста
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске № 14):
Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
-Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )4.( Слайд № 15) Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
9. Настали ли нужда и голод для Муравья?
10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?
12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
13. Можно ли его назвать жадным?
14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).15. Как вы относитесь к Стрекозе?
16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите. ( Слайд № 16)
20. Как вы их понимаете?
21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
6. Творческая работа для групп: Составить синквейн к слову стрекоза и муравей.
7.Рефлексия. Итог урока:
А) Вывод по проблеме:
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
* Чему учит нас басня? (трудолюбию)
* Кто из героев басни вам более симпатичен? Почему?
Б) Самооценка
У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.
- если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;
- если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.
Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.
В) Оценивание работы на уроке.
Группа оценивается по количеству жетонов, звезд, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.
Г) Домашнее задание.(по желанию)( Слайд №17)
Выразительное чтение басни по ролям.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
Чтение басни наизусть.
Волгодоновская средняя школа
Открытый урок
литературного чтения
6 класс
«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и Муравей»
Учитель: Кабашева Бахытжан Джахановна2015-2016 учебный год