Учебная программа «Учимся решать задачи» (элективный курс по математике для учащихся 2 класса на 34 часа)
















Учебная программа
«Учимся решать задачи»
(элективный курс по математике для учащихся 2 класса
на 34 часа)


Составили: Бабарыка Г. В.,
Шамарова Е. А.,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №59»

















Барнаул, 2014
Пояснительная записка

Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи. Научив детей владеть умением решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовит их к приему более сложной информации в старших классах.
В начальном курсе математики решению текстовых арифметических задач отводится особое место. Сложность решаемых задач постепенно возрастает, и в 4 классе дети встречаются уже с довольно сложными задачами, при решении которых путь рассуждений особенно труден для учащихся. Поэтому при решении арифметических задач чрезвычайно важно провести анализ задачи, довести содержание и решение задачи до понимания учащимися. Каждый ученик должен уметь кратко записать условие задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и её решении, проверить правильность решения. Всё это требует особых подходов к организации учебной деятельности учащихся.
Проблема заключается в том, что в силу недостатка времени на уроке учителю не удаётся полностью выполнить эти требования: уделить больше внимания работе над текстовой задачей; более основательно подойти к формированию основных умений для успешного решения арифметических задач; проводить дополнительную работу с уже решённой задачей. Всё сводится лишь к поиску ответа на поставленный вопрос, что приводит к серьёзным пробелам в знаниях и навыках учащихся. Большинство учащихся испытывают трудности при решении текстовых задач.
Программа позволяет пошагово закладывать и отрабатывать необходимые для решения задач умения и навыки, при этом моделирование является важным средством обучения. Программа направлена на формирование математической грамотности учащихся, развитие личности учащихся, его творческой самореализации.
Цель: совершенствование умения решать арифметические текстовые задачи через игровую и творческую деятельность посредством обучения различным способам моделирования.
Задачи:
Обучающие:
-учить анализировать условие задачи и самостоятельно моделировать с помощью предметов, схематических рисунков и схем;
- учить выявлять известные и неизвестные величины и устанавливать связь между ними;
-отрабатывать умение решать задачи изученных видов, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять взаимно обратные задачи.
Развивающие:
-развитие логического мышления учащихся;
-формирование умений проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, умозаключения;
-формирование умения высказывать гипотезы, проверять их, усматривать связь изучаемого материала с окружающей жизнью;
Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса и самостоятельности;
-привитие навыков учебного труда;
- формирование нравственных качеств личности.

Прогнозируемые результаты

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Развитие морально - этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности;
осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая саморегуляция;
спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.

Метапредметные результаты

Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения;
формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
способность к использованию знаково – символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов;
умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно
оценивать своё поведение, способность разрешать конфликты.

Предметные результаты

Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по решению текстовых арифметических задач;
использование приобретённых математических знаний для решения учебно-практических задач;
овладение приёмами анализа условия задачи и наглядного представления данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов;
умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения;
овладение математической речью, знание терминологии используемой при рассуждении в процессе решения задачи.

Основные виды учебной деятельности

Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера).
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом элективный курс «Учимся решать задачи» изучается во 2 классе 1 час в неделю (34 часа в год).

В рамках курса осуществляется тематический и итоговый контроль. В течение учебного года проводятся промежуточные и итоговый зачёты. Успешность освоения курса оценивается при выполнении письменных проверочных работ. Тексты проверочных работ представлены в Приложении. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если правильно решены 3 из 5 предложенных задач.

Содержание тем курса
I четверть

Задача. Вопрос задачи. Различение задачи среди других текстов. Предметное
моделирование условия задачи. Устное решение простых задач. Сочинение и придумывание задач по картинкам устно. Задачи в стихах. Простые и составные задачи на нахождение суммы. Задачи на нахождение остатка. Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого. Составные задачи на нахождение третьего слагаемого. Промежуточный зачёт №1 по теме «Составные задачи на сложение и вычитание».
II четверть

Предметное моделирование. Использование демонстрационного материала для решения задач. Картинки и муляжи. Буквенное моделирование. Словесное моделирование. Переформулировка текста задачи. Виды краткой записи. Карточки - опоры. Графическое моделирование. Схемы и рисунки. Составные задачи на нахождение уменьшаемого. Составные задачи на разностное сравнение. Промежуточный зачёт №2 по теме «Составные задачи на сложение и вычитание».
III четверть

Алгоритм решения задачи. Устный и письменный план. Составление письменного плана. Формы записи решения: по действиям без пояснения, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, выражением. Исследование решения. Проверка результатов. Способы проверки. Простые задачи на умножение и деление. Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз. Задачи на деление по содержанию и на равные части. Задачи на кратное сравнение. Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма). Составные задачи на нахождение суммы. Задачи на приведение к единице. Промежуточный зачёт №3 по теме «Простые и составные задачи на умножение и деление».
IV четверть

Работа над решённой задачей. Обсуждение готового решения. Взаимно обратные задачи. Другие способы решения задачи. Конструирование на основе модели решённой задачи (изменение условия задачи; постановка нового вопроса). Сравнение содержания задач. Анализ выполненного решения. Обоснование правильности решения. Аналогичные задачи. Другие методы и средства решения задач (графические, алгебраические и др.) Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности. Задачи на нахождение суммы двух произведений. Задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур. Нестандартные задачи. Итоговый зачёт №4 по теме «Решение задач разных видов».

. Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
(Планируемые результаты обучения)

К концу обучения во 2 классе ученик научится:
выбирать:
умножение или деление для решения задачи;
анализировать:
текст задачи с целью поиска способа её решения;
тексты и решения задач, указывать их сходства и различия;
планировать:
алгоритм решения задачи;
обосновывать:
выбор необходимых арифметических действий для решения задачи;
воспроизводить:
письменно или устно ход решения задачи;
оценивать:
готовое решение (верно, неверно);
сравнивать:
предложенные варианты решения с целью выявления рационального способа;
конструировать:
тексты несложных задач;
решать учебные и практические задачи:
вычислять периметр и площадь прямоугольной фигуры;
решать задачи разными способами;
прогнозировать результаты вычислений;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач

К концу обучения во 2 классе ученик может научиться:

решать арифметические задачи разных видов;
моделировать ситуации, требующие решения;
планировать решение задачи;
выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи;
объяснять выбор арифметических действий для решения;
действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи;
презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения);
самостоятельно выбирать способ решения задачи;
контролировать: обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи;
наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия;
выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Перечень учебно-методического обеспечения
(Материально-техническое обеспечение образовательного процесса)
Технические средства обучения и оборудование:

Для реализации предлагаемой программы необходимы следующие средства обучения:

Компьютер.
DVD – проектор.
Набор фишек (однотипных геометрических фигур для моделирования задачи).
Набор кубиков.
Цветные карандаши.
Циферблат часов.
Чертёжные и измерительные инструменты.
Набор цифр и знаков.
Муляжи.
Раздаточный дидактический материал.
Иллюстрации к известным сказкам.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Учимся решать задачи» (2 класс) Уч. Шамарова Е.А.


п/п
Наименование разделов
и тем программы
Календарные сроки
Основное содержание
Тип, вид урока
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечание



Плани-
руемые
Факти-
ческие





1.
Составные задачи на нахождение суммы.
06.09

Ознакомление с алгоритмом решения задачи, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


2.
Составные задачи на нахождение суммы.
13.09

Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


3.
Составные задачи на нахождение остатка.
20.09

Ознакомление с алгоритмом решения задачи, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


4.
Составные задачи на нахождение остатка.
27.09

Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь


5.
Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.
04.10

Ознакомление с алгоритмом решения задачи, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


6.
Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.
11.10

Отработка алгоритма реш
·ения задачи, решение задач
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь,
линейка


7.
Составные задачи на нахождение третьего слагаемого.
18.10

Ознакомление с алгоритмом решения задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


8.
Промежуточный зачёт №1 по теме «Составные задачи на сложение и вычитание».
25.10

Письменная проверочная работа
КР
Карточки с заданиями
Приложение 1

9.
Работа над ошибками. Решение составных задач.
15.11

Анализ допущенных ошибок
ОПМ
Карточки с заданиями
Приложение 1

10.
Составные задачи на нахождение уменьшаемого.
22.11



Ознакомление с алгоритмом решения задач, практикум по решению задач

ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


11.
Составные задачи на нахождение уменьшаемого.
29.11

Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


12.
Составные задачи на разностное сравнение.
06.12

Ознакомление с алгоритмом решения задач, практикум по решению задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


13.
Составные задачи на разностное сравнение.
13.12

Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь, карандаш, линейка


14.
Промежуточный зачёт №2 по теме «Составные задачи на сложение и вычитание».
20.12

Письменная проверочная работа
КР
Карточки с заданиями
Приложение 1

15.
Работа над ошибками. Решение составных задач разных видов.
27.12

Анализ допущенных ошибок
ОПМ
Карточки с заданиями
Приложение 1

16.
Простые задачи на умножение и деление.
17.01

Ознакомление с алгоритмом решения задач, практикум по решению задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


17.
Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз.
24.01

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


18.
Задачи на деление по содержанию и на равные части.
31.01

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


19.
Задачи на кратное сравнение.
07.02

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


20.
Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
14.02

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


21.
Составные задачи на нахождение суммы.
21.02

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


22.
Задачи на приведение к единице.
28.02

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


23.
Задачи на приведение к единице.
07.03

Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь


24.
Промежуточный зачёт №3 по теме «Простые и составные задачи на умножение и деление».
14.03

Письменная проверочная работа
КР
Карточки с заданиями
Приложение 1

25-26
Работа над ошибками. Решение составных задач разных видов. Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.
04.04

Анализ допущенных ошибок
ОПМ
Карточки с заданиями
Приложение 1

27
Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.
11.04

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ИНМ
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь


28-29
Задачи на нахождение суммы двух произведений.
18.04

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач.
Отработка алгоритма решения задачи, решение задач
ИНМ
ЗУН
Сборник задач, рабочая тетрадь


30
Задачи на нахождение периметра геометрических фигур.

25.04


Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач

ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


31
Задачи на нахождение площади геометрических фигур.
02.05



Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач

ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


32.
Нестандартные задачи.
08.05

Ознакомление с алгоритмом решения задач, решение задач
ИНМ
Сборник задач, рабочая тетрадь


33.
Итоговый зачёт №4 по теме «Решение задач разных видов».
16.05

Письменная проверочная работа
КР
Карточки с заданиями
Приложение 1

34.
Работа над ошибками. Решение задач разных видов.
23.05

Анализ допущенных ошибок
ОПМ
Карточки с заданиями
Приложение 1

35.
Резервный урок по теме «Решение задач разных видов»
30.05

Практикум по решению задач
ОПМ
Сборник задач, рабочая тетрадь




Печатные средства обучения:
Список литературы
Для учителя:
Беденко М. В. Сборник текстовых задач по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 272 с. – (Мастерская учителя).
Истомина Н. Б. 110 задач с сюжетами из сказок: Для учащихся 2-4 кл. / Н. Б. Истомина, М. У. Тажева. – Тула: «Родничок», М.: АСТ: Астрель, 2002. 128 с.: ил.
Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (Мастерская учителя).
Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: «Лицей», 1999. – 64 с.
Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед. пресса, 2001
Узорова О. В. Познавательный задачник по математике: 1-4 кл. / О. В. Узорова / – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 429 с.
Шикова Р.Н. Использование моделирования в процессе обучения математике. Начальная школа, 2004, №12.

Для учащихся:
УзороваО. В. 2500 задач по математике с ответами ко всем задачам: 1-4 классы: / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 254 с.

Ресурсы Интернет:

1. Решение текстовых задач по математике с помощью унифицированных схем
в начальных классах - http://festival.1september.ru/articles/311614/
2. Этапы изучения понятия задачи и её решения в начальных классах-
http://referatwork.ru/refs/source/ref-66504.html
3. Развитие логического мышления школьников при построении
вспомогательных моделей. - http://studhelps.ru/11/dok.php?id=s015
4. Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики
- http://www.openclass.ru/node/82435
5. Обучение решению составных задач в начальных классах аналитическим
способом рассуждения
http://www.school2100.ru/upload/iblock/5df/5df9213610cb8ec2afa73cc42294ea61.pdf
6. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5587

Материалы, рекомендуемые для использования на уроках:

1. Старинные задачи - http://komdm.ucoz.ru/publ/1-1-0-2
2. Задачи, ребусы головоломки стран мира - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] golovolomki-stran-mira.html
3. Задачи, ребусы головоломки стран мира - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] golovolomki-stran-mira.html
4. Логические задачи, задачи в стихах, задачи-шутки - http://schoolwork.
net/golovolomki/zadachi-shutki/
5. Задачи- сказки - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] zagadki-zadaci-skazki
6. Задачи- сказки, головоломки - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 1

Промежуточный зачёт №1 по теме
«Составные задачи на сложение и вычитание»

Вариант 1

1. Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш – на 2 кг больше. Сколько всего фруктов купила хозяйка?

2. В зоопарке 5 обезьян, а слонов на – на 3 меньше, а бизонов столько, сколько слонов и обезьян вместе. Сколько бизонов в зоопарке?

3. В физкультурном зале 6 больших мячей, а маленьких – на 2 меньше. Сколько всего мячей в физкультурном зале?

4. На даче было 7 грядок с морковкой, а с укропом – на 4 грядки меньше. Сколько всего грядок с морковкой и укропом было на даче?

5. В первой группе 5 девочек, во второй – 3 девочки, а в третьей столько, сколько в первой и второй вместе. Сколько девочек в третьей группе?



Вариант 2

1. Одна наседка вывела 8 цыплят, а другая – на 6 меньше. Сколько всего цыплят вывели наседки?

2. К празднику купили 2 красных шарика, а зелёных – на 4 шарика больше. Сколько всего шариков купили к празднику?

3. В саду росло 6 гвоздик, маков – на 2 меньше, а астр столько, сколько гвоздик и маков вместе. Сколько астр росло в саду?

4. Утром на одном кусте распустилось 14 роз, а на втором – на 5 меньше. Сколько роз распустилось на двух кустах?

5. В первый день Валера прочитал 4 страницы, во второй – 5 страниц, а в третий столько, сколько в первый и во второй вместе. Сколько

страниц прочитал Валера в третий день?





Промежуточный зачёт №2 по теме
«Составные задачи на сложение и вычитание»

Вариант 1

1. В группе занимались 5 девочек и 4 мальчика. Заболели 2 человека. Сколько человек осталось?

2. У трёх мальчиков 18 значков. У одного 5 значков, у другого 6 значков. Сколько значков у третьего мальчика?

3. В магазине продавалось 20 взрослых и детских велосипедов. К концу дня осталось 3 взрослых и 2 детских велосипеда. Сколько велосипедов продали?

4. Бабушка испекла ватрушки . Внучке дала 4 ватрушки, а внуку – 5. Сколько ватрушек испекла бабушка, если у неё осталось 4 ватрушки?

5. На одной кофте 5 пуговиц, на другой – на 2 меньше, чем на первой, а на третьей – на 3 больше, чем на второй. Сколько пуговиц на третьей кофте?


Вариант 2

1. В трёх гаражах 8 машин. В первом гараже 2 машины, во втором – 3. Сколько машин в третьем гараже?

2. В букете было 5 хризантем и 3 георгина. Завяло 2 цветка. Сколько цветов осталось?


3. В одной клетке 5 попугаев, во второй – на 3 больше, а в третьей столько, сколько в первой и второй вместе. Сколько попугаев в третьей клетке?

4. Во дворе стояло 2 грузовых и 6 легковых машин. Когда ещё несколько машин приехало, их стало 12. Сколько машин приехало во двор?

5. На стоянке было 6 грузовых и 10 легковых машин. После того, как приехало ещё несколько машин, их стало 20. Сколько машин приехало?










Промежуточный зачёт №3 по теме
«Простые и составные задачи на умножение и деление»

Вариант 1

1. В столовую привезли 2 ящика печенья по 8 кг в каждом. Сколько килограммов печенья привезли в столовую?

2. На первом этаже 16 человек, а на втором – 8 человек. Во сколько раз на втором этаже меньше человек, чем на первом?

3. Тыква весит 4 кг. Это в 2 раза больше, чем вес кабачка. Сколько весят кабачок и тыква вместе?

4. У Люды 18 календариков, а у Ани – в 2 раза меньше. Сколько календариков у девочек?

5. Отец поймал 32 карася, а сын – в 4 раза меньше. Сколько всего рыб поймали отец и сын?



Вариант 2

1. В двух палатках по 4 человека в каждой. Сколько всего человек в этих палатках?

2. У одного верблюда 2 горба. Сколько горбов у 6 верблюдов?

3. Ваня окопал 10 кустов. Это в 2 раза больше, чем окопал Гена. Сколько кустов окопали мальчики?

4. У брата 18 фломастеров. Это в 2 раза больше, чем у сестры. Сколько фломастеров у брата и сестры?

5. У Андрея 24 фломастера, а ручек – в 3 раза меньше. Сколько всего ручек и фломастеров у Андрея?











Итоговый зачёт №4 по теме
«Решение задач разных видов».

Вариант 1


1. Сколько литров в 9 двухлитровых банках?
2. У Юры 24 фломастера, а ручек – в 3 раза меньше. Сколько ручек у Юры?
3. У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз лодок больше, чем водных велосипедов?
4. В магазине продавалось 48 шляп, а панамок – в 3 раза меньше. Сколько всего головных уборов продавалось в магазине?
5. Надо отремонтировать 24 комнаты. После того как несколько комнат отремонтировали, осталось отремонтировать 6 трёхкомнатных квартир. Сколько комнат отремонтировали?


Вариант 2

1. Сколько литров в 4 трёхлитровых банках?
2. Ребята вырастили 48 красных роз, а жёлтых – в 6 раз меньше. Сколько жёлтых роз вырастили ребята?
3. Слава решил 72 примера, а Лёша – 8. Во сколько раз меньше примеров решил Лёша, чем Слава?
4. Почтальон разнёс 72 газеты, а журналов – в 8 раз меньше. Сколько газет и журналов разнёс почтальон?
5. На фабрику поступило 100 т шерсти. Когда несколько тонн использовали, то осталось 9 вагонов по 6 т. Сколько тонн шерсти использовали?








13PAGE 15


13PAGE 141515




Заголовок 3 Заголовок 415