Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении


«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении»

Составила учитель русского языка и литературы
Юсупова Наталья ЖумашевнаМКОУ «Александровская СОШ»
Быковского муниципального района
Волгоградской области
улица Школьная, 17
Программа факультативного курса
Пояснительная записка
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Сдача Единого государственного экзамена, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная программа помогает учащимся лучше овладеть языком, учит избегать грамматических и речевых ошибок, совершенствовать речевые умения. Это очень важно для каждого подростка вне зависимости от завтрашней профессиональной судьбы, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.Факультативный курс родного языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника. При этом не столь важно, свяжет ли в дальнейшем учащийся свою профессию с филологическими науками. Главное, чтобы занятия факультативного курса помогли подростку осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, научили их критически относиться к своей собственной речи, видеть в них изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль.
Факультатив «Язык в речевом общении» предназначен для учащихся 7-8 классов. Программа факультативного курса опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Программа факультативного курса рассчитана на 35 учебных часов. Основные формы организации факультативного курса –практические занятия, лекции, беседы, конференции, семинар. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
Цель факультативного курса - повышение уровня речевой культуры учащихся.
Задачи  курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повысить общую языковую культуру;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Организация работы кружка
Основой работы факультативного курса по русскому языку является принцип добровольности. Факультативные занятия могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 7-8 классов, так и все желающие.
На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован факультатив «Язык в речевом общении», рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на факультативных занятиях, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий - от 5 до 15 учащихся.
Работа факультативного курса начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года данные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены факультативного курса..Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность факультативных занятий - 60 мин.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;
-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;
- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
-  выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения факультативных занятий, конференции, диалоги, исследование, комментарии стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся . Тематическое содержание кружка

Тема занятия Количество часов
аудиторных внеаудиторных
1. Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики. 3 2. Речевое общение. Язык-средство общения между людьми.
Устная и письменная форма общения 2 1
3. Способ неречевого общения и особенности общения животных.
1 4. Речевой этикет 1 5. Речевая ситуация 1 1
6. Использование жесты и роль мимики в речевом общении. 2 7. Речевой этикет в русских народных пословицах. 1 1
8. Роль орфоэпии и интонации в устном общении. 1 9. Роль орфоэпии в речевом общении. 1 1
10. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка 3 11. Ударение в современном русском языке. 1 12. Смыслоразличительная роль ударения 2 13. Роль интонации в речевом общении 1 14. Смысловая роль логического ударения 1 1
15. Смыслоразличительная роль паузы. 1 16. Смысл, мелодика и пунктуация предложения. 2 17. Интонация и орфография. 1 18. Секрет хорошего выступления. 1
19. Семинар «Язык – душа народа» 1 20. Защита рефератов и презентаций. 1
Содержание
Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики (3ч)
Формы занятий – беседа, лекция, практикум.
Речевое общение. Язык-средство общения между людьми.
Устная и письменная форма общения(4ч).
Формы занятий – беседа, практикум.
Способ неречевого общения и особенности общения животных(1ч)
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Речевой этикет. Речевая ситуация. Использование жесты и роль мимики в речевом общении. Речевой этикет в русских народных пословицах. (6 ч)
Форма занятий - беседа, практикум, конкурсы, викторина.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении. Роль орфоэпии в речевом общении.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка (6ч)
Форма занятий – практикумы, диспут.
Ударение в современном русском языке.
Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении. Смысловая роль логического ударения.
Смыслоразличительная роль паузы (7 ч)
Форма занятий – практикум
Смысл, мелодика и пунктуация предложения. Интонация и орфография (5ч)
Форма занятий – практикум, экскурсия
Секрет хорошего выступления. Семинар «Язык – душа народа». Защита рефератов и презентаций (3ч)
Форма занятий – практикум, семинар.
Материально-техническое обеспечение кружка
Средства ИКТ: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы
Электронные учебники, хрестоматии и энциклопедии, перечень Интернет – сайтов,
интерактивные наглядные пособия.
Учебно-методическая литература
Энциклопедии, словари, справочная литература, художественная литература по программе.
Для учителя:
1.Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям порусскому языку в средней школе. – М.: Просвещение 1985 – 160с
Эксмо, 2006. – 240 с.
2.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – М.: Книга, 1971. – 303 с.
3.Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 352 с.
4.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В. А. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. – 112 с.
5.Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336.
6.Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. – 176 с.
7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа. 1989 – 157с
8.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1991 – 127 с.
9. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. и доп. - М., 1984.
Для обучающихся:
1.Акишина А.А.., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1979.
2.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении (любое издание).
3. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – ЛЕНИЗДАТ. Социально-коммерческая фирма «ЧЕЛОВЕК» 1991г.
4.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.
5.Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.