Рабочая программа Язык в речевом общении

Министерство образования РБ
Отдел образования администрации
муниципального района
Благовещенский район
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Утверждаю
Директор МОБУ ДОД ЦДТ
________________
«___»_______________г.



Объединение «Юный филолог»
Образовательная программа
«Язык в речевом общении»

Программа принята на методсовете
«_____»______________год


Возраст детей 13-15 лет
Срок реализации программы – 2 года

Руководитель объединения
Учитель высшей квалификационной категории
Жуланова.О.А.





г. Благовещенск


Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая
Образовательная программа «Язык в речевом общении» направлена на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого обучающегося. Занятия призваны помочь осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, научить критически относиться к собственной речи, видеть в ней изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль.
Новизна программы состоит в том, что огромное внимание уделяется развитию коммуникативных способностей обучающихся, индивидуальных лингвистических интересов и склонностей. Практические занятия проводятся на материале родного языка (на сопоставлении произведений из русского и башкирского фольклора).
Актуальность
Образовательная программа «Язык в речевом общении» решает важнейшую задачу – помогает обучающимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения. Успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.
Цель – помочь обучающимся лучше овладеть родным языком, привить уважительное отношение к культуре других наций. Что поможет адаптации в социальной среде.
Задачи – 1)повторить и систематизировать полученные ранее знания в области русского правописания; 2)привить уважение к языкам народов, проживающих в Республике; 3) расширить имеющиеся знания о языковой культуре, литературе Башкортостана; 4) воспитывать любовь и интерес к родному краю, изучаемому языку; 5) развивать творческие способности, коммуникабельность.
Особенности образовательной программы «Язык в речевом общении» состоят:
В усилении внимания к смысловой стороне речи и на этой основе углублении и систематизации лингвистических знаний и совершенствовании важных речевых умений;
В совершенствовании основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать); бегло, осмысленно и выразительно читать; грамотно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме (умения говорить и писать).
Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приёмы отработки.
Чтение
Для совершенствования умения осознанного чтения образовательная программа предлагает в первую очередь лингвистические тексты. Они разнообразны по содержанию, объёму и оформлению (связные, с разными типами деформации, в виде тезисов, схемы, мини-тексты). Все тексты обязательно предваряются специальными заданиями, которые помогают организовать целенаправленное чтение текста и тщательный анализ его содержания.
Говорение
Совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения органически связано с развитием другой стороны речевой деятельности – способности создавать собственные высказывания в устной форме.
Навыки говорения предполагают на только воспроизведение готового текста, но и его самостоятельное создание. Эта сторона учебной деятельности связана с овладением первичными навыками публичного выступления. Каждый воспитанник должен попробовать свои силы в этом деле.
На занятиях обучающиеся готовят выступления (доклад, сообщение, рецензия на книгу и т.д.) на заданную тему, заданного объёма, протяжённости во времени. Обучающийся должен овладеть навыками самостоятельной подготовки монолога – рассуждения в форме короткого выступления (собрать материал, классифицировать, иллюстрировать необходимыми цитатами, продумать последовательность изложения).
Слушание (аудирование)
Восприятие звучащей речи предполагает напряжённую работу мысли, огромную концентрацию внимания и воли, хорошую речевую подготовку. Воспитанник должен самостоятельно сформулировать выводы, выразить основную мысль прослушанного сообщения или лекции, уметь в тезисной форме передать содержание чужой речи, воспринятой на слух. Для активизации внимания учеников к содержательной стороне речи предлагаются следующие упражнения: деление прослушанного текста на части, выделение главного в рассказе, уточнение деталей; составление плана, таблицы или схемы; пересказ текста в соответствии с составленным планом; рецензирование устного ответа, написание краткого конспекта прослушанного доклада; составление письменных тезисов; запись текста по ходу его восприятия с применением сокращённого письма и др.; нахождение орфоэпических ошибок в речи.

Письмо
Связная письменная речь отрабатывается в формах, которыми обучающиеся ещё плохо владеют: написание тезисов прослушанного, прочитанного или самостоятельно создаваемого текста; написание конспекта прослушанной речи или её части; составление и письменное формулирование выводов (резюме) по тексту; написание реферата и т.д.

IX. Программа рассчитана на обучающихся 13-15 лет
Сроки реализации программы – 2 года
Формы и режим занятий
1. Формы проведения занятий: занятия проводятся как комбинированные, сочетающие в себе различные виды деятельности, так и целенаправленные, например: лекции, экскурсии, беседы, конференции, диспуты,
2.Продолжительность: 2 занятия в неделю по 45 минут

Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов по теме
Всего часов
Теория
Практика

Первый год обучения

1
Язык – средство общения
12
3
9

2
Роль орфоэпии и интонации в устном общении
22
8
14

3
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении
30
13
17


Всего
64
24
40

Второй год обучения

1
Из истории речевого этикета
4
1
3

2
Речевой этикет и пунктуация предложения
26
12
14

3
Сложное предложение
19
6
13

4
Деловое общение
2
2


5
Письменные документы
17
8
9


Всего
68
29
39


XIV. Содержание курса «Язык в речевом общении»

п/п
Тема
Теория
Практика
Цели и задачи

Первый год обучения

1


-Роль языка в жизни общества.
- Русский и башкирский современный язык.

-Из истории языка.
1

1


1

1.раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в 7-8 классах;
2.познакомить с основными гипотезами происхождения языка;
3.дать представление об искусственных языках

2
Речевое общение. Речевое общение как способ взаимодействия людей русской, башкирской, татарской и других национальностей, проживающих в Республике Башкортостан
2
2
1.дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;
2.показать, что цель общения – передать или воспринять смысл речи;
3.познакомить со способом языкового анализа:
От смысла к поискам средств его выражения в а) устной речи; б) письменной речи
4.дать информацию о способах общения животных в отличие от общения людей

3
-Речевой этикет как правила речевого общения
-Речевые ситуации
-Роль жестов и мимики в речевом общении
1


1

1
1.дать понятие о речевом этикете как правилах речевого общения;
2.учить устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации;
3.показать роль жестов и мимики в речевом общении

4.
Семинарские занятия
Речевой этикет башкир
-Готовимся к докладу
-Слушаем доклады и обсуждаем
1

1
1


1
1.заслушивание и обсуждение докладов;
2.научить школьников вдумчиво читать книги о языке, выделять в её содержании самое важное;
3.формировать способность построить краткое и содержательное выступление-рецензию, умение выразить своё собственное отношение к прочитанному

5
Практическое занятие «Речевой этикет в русских и башкирских народных пословицах и поговорках»

1
1.классификация пословиц с точки зрения этикетных правил;

2.развитие речи;
3.воспитание любви к родному языку

6
Роль орфоэпии в речевом общении
1

Показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении между людьми

7
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка
-Звуковой и буквенный состав слова
-Литературное произношение
-Орфоэпические словари
1


1
2




1

1
1.познакомить с основными орфоэпическими нормами русского литературного языка;
2.совершенствовать умение соотносить звуковой и буквенный состав слова;
3.освоить литературное произношение ряда слов (список предлагается учителем);
4.учить пользоваться орфоэпическим словарём

8
Ударение в современном русском литературном языке

1
1.дать характеристику словесного ударения в русском языке;
2работать над произношением наиболее употребительных слов, акцентируя внимание на ударении (список предлагается учителем);
3.учить пользоваться словарём для определения правильного ударения в слове

9.
Смыслоразличительная роль ударения
1

1.раскрыть смыслоразличительную роль ударения в русском языке;
2.учить видеть зависимость между значением, ударением, грамматическими признаками и морфемным составом слов-омографов;
3.обобщить основные сведения об орфоэпии.

10
Роль интонации в речевом общении

1
1.дать понятие об интонации и её основных элементах;
2.учить устанавливать зависимость между интонацией и смыслом предложения

11
Смысловая роль логического ударения
1
1
Научить устанавливать связь между смыслом предложения и логическим ударением

12
Смыслоразличительная роль паузы

1
1.учить устанавливать зависимость между смыслом предложения, его интонацией и пунктуацией;
2.тренировать в расстановке пауз и логического ударения в предлагаемых текстах

13
Смысл, мелодика и пунктуация предложения
- наиболее распространённые типы мелодики в русском языке
-учимся произносить предложения с различной интонацией
2


2
3





3
1.познакомить с наиболее распространёнными типами мелодики в русском языке, учить свободно и уместно пользоваться ими в устной речи;
2.совершенствовать умение устанавливать зависимость: смысл – интонация – пунктуация

14
Интонация и орфография

1
1.познакомить с особенностями интонации противопоставления;
2.совершенствовать умение выбирать слитное или раздельное написание НЕ в трудных случаях, учитывая особенности интонации противопоставления

15
Семинарские занятия
- сравнение разных исполнений одного и того же художественного произведения;
- особенности интонации разных исполнителей;
- орфоэпический и интонационный анализ текста

3
1



1


1

1.прослушивание записей спектаклей, чтения мастеров художественного слова;
2.сравнение разных исполнений одного и того же художественного произведения;
3.наблюдение над особенностями интонации разных исполнителей;
4.орфоэпический и интонационный анализ текста

16
Конкурс на лучшего чтеца, лучшего рассказчика, сказочника, докладчика

1


17
Практическое занятие «особенности русских и башкирских пословиц»

1
1.сбор материала;
2.интонационный анализ пословиц в единстве с пунктуационным и смысловым

18
Устное и письменное общение между людьми
1

1.напомнить об основных особенностях речевого общения;
2.показать роль устного и письменного общения в жизни человека;
3.дать некоторые сведения из истории появления и развития письма

19
Разделы русской орфографии и принципы написания
1

1.дать рпедставление об орфографии как системе правил;
2.познакомить с разделами русской орфографии и её оснвными принципами

20
Правописание морфем
-разделы русской орфографии
-правописание морфем
-правописание окончаний существительных
-правописание личных окончаний глаголов
3
1


1

1
5


1
2

2
1.разъсянить суть морфологического принципа написания;
2.учить выбирать правильную букву в морфеме, исходя из значения слова;
3.закрепить умения работать с орфографическим словарём

21
Слитные, дефисные и раздельные написания
-слитное написание приставок
-дефисное написание слов
-написание НЕ с частями речи
3

1

1

1


5

1

2

2
1.дать характеристику этому разделу орфографии, подчеркнув особую роль смыслового анализа при выборе слитного или раздельного написания;
2.отработать последовательность анализа: от смысла – к грамматической характеристике

22
Употребление прописных и строчных букв
1
1
1.показать роль смыслового анализа при выборе строчной и прописной буквы;
2.познакомить со словарём Д.Э.Розенталя «Строчная или прописная?» и организовать работу с ним

23
Роль пунктуации в письменном общении
-смысловая роль знаков препинания
-трудные пунктуационные случаи
3

1

2
4

1

3
1.Дать представление о пунктуации как системе правил;
2.показать смысловую роль знаков препинания;
3.Развивать способность устанавливать зависимость: смысл – интонация – пунктуация;
4.закрепить навыки постановки знаков препинания в трудных пунктуационных случаях


24
Семинарские занятия

2
1.заслушивание и обсуждение докладов;
2.научить школьников вдумчиво читать книги о языке, выделять в её содержании самое важное;
3.формировать способность построить краткое и содержательное выступление-рецензию, умение выразить своё собственное отношение к прочитанному

25
Лингвистический КВН

1
Повторение и обобщение проведенной работы за год

Второй год обучения

1
-Из истории речевого этикета
-Примеры речевого этикета в произведениях русских классиков
- Примеры речевого этикета в произведениях башкирских классиков
- Примеры речевого этикета в произведениях фольклора

1







1


1


1
1.дать понятие о речевом этикете как правилах речевого общения;
2.учить устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации;


2
Речевой этикет и пунктуация предложения
-Роль знаков препинания в языке
-Знаки препинания в конце предложения
Грамматическая основа предложения.
-Сказуемое. Виды сказуемых
-Составное именное сказуемое
-Составное глагольное сказуемое
-Простое предложение, виды ПП по грамматической основе
-Назывные предложении
-Определённо-личное предложение
-Неопределённо-личное предложение
-Обобщённо-личное предложение
-Безличное предложение


1

1

1

1

1

1

1


1
1

1

1

1







1

1

2

2

1


1
1

1

1

1
1.Дать понятие о системе знаков препинаия в русском языке;
2.Познакомить с видами сказуемых;
3.Научить различать простые предложения по грамматической основе

3
Семинарские занятия
«Разбираем простое предложение» (на примере произведений русских и башкирских писателей

2
1.Отработка навыков разбора простого предложения;
2.Показать разнообразие синтаксических конструкций в произведениях русских и башкирских авторов

4
Сложное предложение
-Виды сложных предложений
-Сочинительные союзы -Сложносочинённое предложение (ССП)
-Сложноподчинённое предложение(СПП)
-Виды придаточных
-Бессоюзное сложное предложение (БСП)

1

1
1

1

1
1



1
2

1

2
2
1.Знакомство с видами сложного предложения;
2.Научить различать ССП, СПП и БСП;


5
Семинарские занятия
Работа с текстом
-Разнообразие синтаксиса в произведениях Мустая Карима
-Синтаксис произведений М.Ю.Лермонтова
-Сравнительный анализ произведений («Утёс» М.Ю Лермонтова и «Не спится» М.Карима)



2


2

1
1.формирование навыков разборв сложного предложения;
2.формирование и развитие навыков анализа поэтического текста

6
Деловое общение
- Культура речи и языка в деловом общении
- Невербальное общение

1

1

1.познакомить с основами культуры речи, требованиями и признаками хорошей речи, формировать стремление развивать навыки публичных выступлений
2.познакомить с основами культуры речи, требованиями и признаками хорошей речи, формировать стремление развивать навыки

7
Письменные документы
- Заявление, докладная и объяснительная записки
- Отчёт (на примере Публичного отчёта учебного заведения)
- Анкета
-Составляем и заполняем анкету
- Резюме
- Составляем резюме
- Доклад (на примере доклада Президента РБ Хамитова Р.З.на Курултае)
- Конспект
-Конспектируем доклад Президента Хамитова Р.З.
-Деловая переписка
- Портфолио


1

1


1


1

1


1


1
1



1



1


1
1



1

1
1.познакомить с основами письменного изложения информации;
2. формировать стремление развивать навыки составления деловых бума
3. познакомить с основами культуры речи, требованиями и признаками хорошей речи, формировать стремление развивать навыки публичных выступлений


8
Семинарские занятия
- Сбор документов для портфолио
- Оформление портфолио
- Презентация портфолио


1

1
1
1.отработка умений составлять деловые документы;
2.формирование навыков публичного выступления


XV. Методическое обеспечение программы
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Существуют общие занятия, подготовка и проведение выступлений, докладов.
Формы подведения итогов: семинарские и практические занятия, конкурс чтецов, устные доклады, защита рефератов.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Для того чтобы обучающиеся сознательно и прочно усваивали материал, используются методы стимулирования учебной деятельности, формирующие интерес к обучению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональной ситуации.
Дидактический материал
Карточки с текстами.
Памятки для работы при подготовке устных выступлений, письменных докладов, рецензий на книгу, выступление.
Наглядные пособия, книги, изготовленные на занятиях учащимися плакаты, схемы, таблицы, аудио и видеокассеты. (по темам учебно-тематического плана).
Аудио- и видеотехника (слайды и презентации).

Список литературы для преподавателя
Баранникова Л.И. «Основные сведения о языке».- М., 1982
Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации».- М., 1982
Успенский Л.В. «Слово о словах».- М., 1998
Акишина А.А., Формановская Н.И. «Этикет русского письма».- М., 1979
Формановская Н.И. «Употребление русского речевого этикета».- М., 1982
Львова С.И. «Язык в речевом общении».- М., 1991
Львов В.В. «Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы: Кн. для учителя.- М., 1989
Пешковский А.М. «Избранные труды».- М., 1959
Иванова С.Ф. «Речевой слух и культура речи».- М., 1990
Разумовская М.М. «Методика орфографии».- М., 1983

Список литературы для обучающихся
Волков А.А., Хабаров В.Ф. «Шестая мировая загадка».- М., 1984
Фолсом Ф. «Книга о языке: Человек разумный – это Человек говорящий».- М., 1977
Энциклопедический словарь юного филолога.- М., 1999
Русский язык. Энциклопедия.- М., 2000
Розенталь Д.Э. «Словарь трудностей русского языка».- М, 1999
Орфоэпический словарь русского языка.- М., 2005
Моисеев А.И. «Звуки и буквы, буквы и цифры».- М., 1997
Панов М.В. «И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках».- М., 1964
Панов М.В. «Занимательная орфография».- М., 1984








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




15