Урок Русский язык в современном мире


Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России.Русский язык в современном мире
Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой; уяснить роль и место русского языка в современном мире.
Тип урока: вводный.
Ход урока
I. Знакомство с учебником (форзацы, оглавление, условные обозначения, перечень словарей).
II. Соблюдение единого орфографического режима (памятка вручается каждому учащемуся; он вклеивает ее в соответствующую тетрадь).
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради)
1. Вести записи необходимо аккуратно, буквы писать разборчиво.
2. Нельзя пользоваться корректором, все исправления делать ручкой.
3. В тетради можно писать только синей пастой.
4. Выделять морфемы, подчеркивать члены предложения, составлять схемы и делать другие пометы необходимо простым карандашом.
5. Расстояние между работами – две строки.
6. Дата пишется прописью.
7. После каждой письменной работы необходимо провести работу над ошибками.
8. Правильно оформлять титульный лист тетради (образец демонстрируется на доске).
III. Работа по упражнению 1.
Прочесть текст, выписать словосочетания-термины, называющие функции русского языка в современном мире; пересказать содержание текста, опираясь на выписанные словосочетания; устно ответить на вопрос: Каковы функции русского языка в современном мире?
IV. Работа с цитатами.
• Богатство языка есть богатство мыслей.
(Н. М. Карамзин.)
• Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима.
(П. А. Вяземский.)
• Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
(Н. В. Гоголь.)
• ...Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.
(А. П. Чехов.)
• Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаем себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека. Слова, язык – в равной мере принадлежащее всем, всеобщее достояние народа, нации.
(Ч. Айтматов.)
Задание: выразительно прочесть высказывания; пояснить основную мысль афоризма; высказать собственное отношение к нему; переписать понравившийся афоризм.
V. Работа по упражнению 4.
Разбить текст на 4 абзаца; прочесть их; из каждого абзаца выписать предложение, в котором выражена главная мысль.
VI. Индивидуальная работа по упражнению 3.
Разбить текст на 2 абзаца; сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ, используя содержание текста.
Домашнее задание: составить письменное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»; повторить орфограммы: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Словарное слово: классика.
Памятка для работы над словарным словом
1. Записать правильно слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
2. Сделать морфемный разбор.
3. Дать лексическое значение (устно).
4. Составить со словом предложение.
5. Произвести морфологический разбор слова, опираясь на составленное предложение.
6. Написать слово крупно красными буквами на листе формата А4; если возможно, сделать к слову иллюстрацию.