Открытый урок на тему: Кривошипно -шатунный механизм.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байконурский индустриальный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
Тема: Разборка кривошипно-шатунного механизма.
Выполнил: Бухарбаев К.Ж.
МПО гр. АМ – 21
Дата проведения: 27.05.2014.
Байконур 2014г.
Тема программы: «Двигатель внутреннего сгорания».
Тема урока: «Разборка КШМ (кривошипно-шатунного механизма)».
Цель урока: научить разборке КШМ (кривошипно-шатунного механизма) в двигателе внутреннего сгорания
Образовательная: закрепить знания устройства, порядок разборки КШМ (кривошипно-шатунного механизма).
Развивающая: развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность. Воспитывающая: воспитать у обучающихся чувство ответственности за выполненную работу, нравственные, поведенческие и другие качества личности.
Методическая цель урока: активация мыслительной деятельности обучающихся с использованием наглядных средств обучения.
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Вид урока: урок упражнений, урок инструктирования.
Метод ведения урока: наглядный, практический, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: слесарное дело, материаловедение, проф.цикл.
Внутрипредметная связь: «Газораспределительный механизм».
Материально – дидактическое оснащение урока: доска, мел, проектор, персональные компьютеры, тест для закрепление.
Материально – техническое оснащение:
Кривошипно-шатунный механизм в двигателе внутреннего сгорания.
Необходимый инструмент:
Ключи гаечные на 10", на 13", на 14", на 17", на 19", на 21", на 22", на 38" (или газовый)
Торцовые головки на 12" и на 13"
(ключ для болтов крепления головки цилиндров)
Отвертка
Молоток
Тема урока: Разборка КШМ.
План урока
1.Организационный момент (1-2 мин.)
Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и дневников.
2.Вводный инструктаж (10 мин.)
2.1.Сообщение темы и цели урока.
3. Объяснение новой темы производственного обучения (20-25 мин.)
3.1. Самостоятельная работа.
3.2. Презентация разборки КШМ.
4. Закрепление. Тестовое задание.
5. Итоги урока.
6.1. Подведение итогов урока, прием выполненных работ.
6.2. Анализ ошибок, выставление оценок.
7.домашняя задание.
8.Рефлексия.
9.Уборка рабочих мест.
Ход урока:
1.Организационный момент (1-2 мин.)
Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и дневников по учебной практике.
2. Вводный инструктаж (15 мин.)
2.1.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Разборка КШМ»
ЗАДАЧИ УРОКА:
- систематизировать знания о работе двигателя внутреннего сгорания,
- научиться приемам разбор КШМ.
2.2Опрос пройденного материала.
2.3.Актуализация.
3.Обьяснение нового материала.
Требования безопасности перед началом работыПеред началом работы автомеханик должен:
надеть спецодежду и застегнуть манжеты рукавов;
осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не заграждая при этом проходы;
проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом гаечные ключи не должны быть параллельны и не закатаны;
раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую поверхность, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заостренными клиньями;
рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
ударные инструменты (зубило, бородки, керпы и пр.) не должны иметь
трещин, заусенцев и наклепа. Зубило должно иметь длину не менее 150 мм;
напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручки с металлическим кольцом на ней;электроинструмент должен иметь исправную изоляцию, токоведущих частей и надежное заземление.
проверить состояние пола на рабочем месте, пол должен быть сухим и чистым.
перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе
защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.
Требования безопасности во время работыВо время работы автомеханик обязан:
все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах;
приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того как он будет очищен от грязи, снега и вымыт;
после постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральные вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
после подъема автомобиля подъемником на пульте управления повесить табличку «не трогать под автомобилем работают люди!», а при подъеме автомобиля гидравлическим подъемником зафиксировать рукоятку подъемника от самопроизвольного опускания.
ремонт автомобиля снизу вне осмотровой ямы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую яму - специально установленными для этой цели лестницами.
При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на бензине, соблюдать следующие требования:
Обтереть детали керосином;
Немедленно удалить пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
Перелить этилированный бензин при помощи специального приспособления;
Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
Автомеханику запрещается:
Выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств. Поднимать при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.
Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления.
Использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора.
Выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением.
Переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки.
Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя.
Хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы вместе с чистыми.
Применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.
Засасывать бензин ртом через шланг.
Мыть агрегаты, узлы деталей и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями.
Загромождаем проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованиями, тарой, снятыми агрегатами и т.п.
Хранить отработанное масло. Порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.
Выносить спецодежды, испачканную бензином с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения.
Применять приставные лестницы.
Выпускать сжатый газ в атмосферу.
Скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги.
Использовать гайки и болты со смятыми гранями.
Держать мелкие детали руками при их сверлении.
Устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.
Применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, автомеханик должен немедленно сообщить работодателю.
Оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.
Вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим автомехаником, он должен по возможности обратиться в медпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого- либо из окружающих.
В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
Требования безопасности по окончании работ
По окончании работы автомеханик обязан:
..выключить вентиляцию и оборудование.
.привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков стружки металла, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для них место.
.снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку..вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающем на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином..обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
2. 1.Актуализация опорных знаний. (7 мин)
Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо повторить ранее изученный материал, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Назовите основные части автомобиля.
2.Какие агрегаты входят в трансмиссию?
3.Из каких механизмов состоит шасси автомобиля?
4.Назовите порядок работы 4-х цилиндрового двигателя.
5.Перечислите основные механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания?
6.Обобщение по ответам обучающихся и переход к новой теме.
Подводит итоги по предыдущим темам: (Мы с вами повторили изученный материал и вспомнили основные вопросы, которые необходимы при изучении дальнейшего материала.)
3. Объяснение нового материала
Разборка КШМ
Среди всех механизмов автомобиля наиболее ответственную роль выполняет двигатель. Его деталям приходится работать в тяжелейших условиях при высокой температуре, большом давлении, при частых и резких сменах скорости движения.
Ребята, какие механизмы и системы имеет двигатель внутреннего сгорания?
-КШМ, ГРМ, СО, СП, СС, СЗ.
-Правильно! Какой же прочностью и устойчивостью должны обладать его детали, чтобы уберечься от быстрого износа и поломок!
Сегодня мы с Вами изучим один из механизмов – КШМ. Рассмотрим приемы его разборки.
Для чего служит КШМ?
Что входит в устройство КШМ?
1.Блок картера.
2.Головка блока.
3.Кривошипно-шатунная группа.
4.Поршневая группа. (Показ механизмов).
Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, для этого делимся на 4 рабочие группы. Каждая группа получает конкретное задание, за отведенное время группой ответить на поставленные вопросы, ответственный от каждой группы должен ответить и сделать презентацию изученного материала всей группе, используя опорный конспект и учебный стенд.
Ответьте на вопросы:
Для чего служит блок картер?
Для чего служит головка блока?
Что входит в кривошипно-шатунную группу?
Из каких деталей состоит поршневая группа?
Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо повторить, ответьте , пожалуйста, на вопросы:
На какие группы делят детали КШМ?
Какие детали относятся к подвижным?
Какие детали относятся к неподвижным?
Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по ТО и ремонту автомобиля.
Ребята вы наверное устали. Проведем физкультминутку.
Сегодня мы с вами отработаем приемы разборки КШМ.(Просмотр и объяснение приемов разборки КШМ по презентации.
Демонстрация приемов разборки КШМ на стенде (при показе приемов акцентировать внимание обучающихся на соблюдение требований ОТ и ТБ)
3. Закрепление изученного материала.
Для того, чтобы проверить, как вами усвоен материал сегодняшнего урока, предлагаю выполнить тестовые задания.
1.Выдаёт тестовые задания.
1 ошибка и без ошибок - 5
2 ошибки - 4
3-4 ошибки - 3.
Менее - 2
Тест для закрепления нового материала.
1.Для чего служит головка цилиндров?
1.Закрывает блок-картер сверху.
2.Закрывает блок-картер снизу.
3.Чтобы охлаждающая жидкость не уходила в поддон.
2.Какая деталь кривошипно-шатунного механизма имеет «зеркало»?
1.Гильза.
2.Поршень.
3.Коленчатый вал.
3.Какая деталь кривошипно-шатунного механизма имеет « холодильники»?
1.Гильза.
2.Поршень.
3.Коленчатый вал.
4.Сколько коренных шеек имеет коленчатый вал V-образного двигателя ЗМЗ-53(Газ-3307)?
1.3.
2.4.
3.5.
5.Сколько шатунных шеек имеет коленчатый вал рядного двигателя автомобиля ВАЗ-2105?
1.3.
2.4.
3.5.
6.Какие поршневые кольца предотвращают прорыв газов из камеры сгорания в поддон?
1.Компрессионные.
2.Маслосъёмные.
3.Стопорные.
7.Где устанавливаются маслосъёмные и компрессионные кольца?
1.В поддоне.
2.На поршнях.
3.На коленчатом валу.
4. Рефлексия:
Понравился ли вам урок?
А что именно понравилось?
Всё ли вам было понятно?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
5. Подведение итогов урока:
Выставление оценок обучающимся.
Сегодня на уроке ребята работали хорошо.
6.Домашнее задание .Повторить тему по предметам «Устройство автомобиля» и в рабочем тетради написать элементы « шатунно-поршневой группы». 7.Уборка рабочих мест .