Методические указания для лабораторной работы Разборка и сборка цилиндрического редуктора
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Воронежский механический техникум»
(ГОБУ СПО ВО «ВМТ»)
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
Протокол от ___________№____
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
______________О.А. Дружинина
«_____»________2015 г.
ИНСТРУКЦИЯ
для выполнения лабораторной работы № 6
Разборка и сборка цилиндрического редуктора
Дисциплина: Техническая механика
для специальности:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Разработал
преподаватель Г.А. Сорокина
Председатель
цикловой комиссии Е.П. Сулимова
Согласовано:
методист В.М. Паткович
г. Воронеж, 2015
Тема работы: Разборка и сборка цилиндрического редуктора.
Цели работы:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
изучить конструкцию цилиндрического редуктора, особенности его сборки и разборки, систему смазки;
составить описание и кинематическую схему цилиндрического редуктора.
определить основные параметры зубчатых передач редуктора;
Оборудование и инструмент:
цилиндрический двухступенчатый редуктор;
штангенциркуль, линейка, набор гаечных ключей.
Теоретическое обоснование работы
Редуктором называется закрытая зубчатая передача, служащая для передачи вращательного момента от двигателя (ведущего вала) к потребителю (ведомому валу). При этом на ведомом валу понижается частота вращения и увеличивается вращательный момент.
Корпус редуктора чугунный, литой разъемный. Состоит из основания и крышки корпуса. К станине редуктор крепится 4 болтами М8.
Крышка к основанию корпуса крепится 8 болтами М10. А также для точной фиксации крышки с основанием имеются два цилиндрических штифта. На крышке имеется смотровое окно, которое закрывается пластинкой с 4 винтами М4.
Через смотровое окно наблюдают за состоянием редуктора и заливают масло. На крышке редуктора имеется прилив с отверстием М14 для установки рым-болта при подъеме и транспортировке редуктора.
Контроль уровня смазки в редукторе осуществляется щупом через смотровое окно.
Для слива отработанного масла в нижней части корпуса имеется отверстие, которое закрывается резьбовой пробкой М16.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 1 - Кинематическая схема редуктора
1. Определение параметров зубчатого зацепления для быстроходной косозубой ступени:
Измерим:
aw1 =
b2 =
l2 =
Z1 =
Z2 =
Рисунок 2 – Рисунок 3 –
Быстроходная Колесо косозубой
косозубая ступень. ступени.
Предварительный угол наклона зуба:
cos ( = b2/l2 =
Межосевое расстояние:
аw1 = d1/2 + d2/2 = (m1·z1)/(2cos() + (m1·z2)/(2cos() = m1·(z1+z2)/(2cos().
отсюда определим нормальный модуль косозубой передачи:
m1 = (2cos( · аw1)/ (z1+z2) =
По ГОСТ 9563-60 и СТ СЭВ 310-76 (табл.8.1 стр.114 Куклин Н.Г.
«Детали машин» М.) принимаем:
m1 =
Определение геометрических соотношений быстроходной косозубой ступени:
а) для шестерни:
диаметр делительной окружности: d1= m1·z1/cos( =
диаметр вершин:
· da1 = d1+ 2m1 =
диаметр впадин: df1 = d1 - 2.5m1 =
б) для колеса:
d2 = m1·z2/cos( =
da2 = d2 + 2m1 =
df2 = d2 – 2,5m1=
2. Определение параметров зубчатого зацепления для тихоходной прямозубой ступени:
Измерим:
aw2 =
b4 =
Z3 =
Z4 =
Рисунок 4 - Тихоходная прямозубая ступень.
Межосевое расстояние:
аw2 = d3/2 + d4/2 = (m2·z3)/2 + (m2·z4)/ 2 = m2·(z3+z4)/ 2.
отсюда определим модуль прямозубой ступени:
m2 = 2аw2/(z3+z4) =
По ГОСТ 9563-60 и СТ СЭВ 310-76 (табл.8.1 стр.114 Куклин Н.Г.
«Детали машин» М.:) принимаем:
m2 =
Определение геометрических соотношений тихоходной прямозубой ступени:
а) для шестерни:
диаметр делительной окружности: d3 = m2·z3 =
диаметр вершин: da3 = d3+ 2m2=
диаметр впадин: df3 = d3 - 2.5m2 =
б) для колеса:
d4 = m2·z4 =
da4 = d4+ 2m2=
df4 = d4 - 2.5m2 =
3. Передаточное число редуктора определятся как общее всех ступеней передач следующим образом:
u1 = z2 /z1=
u1 = z4 /z3=
uоб = u1 · u2=
Зубчатые колеса крепятся на валах и удерживаются от проворачивания призматическими шпонками.
Валы редуктора установлены на подшипниках качения.
Порядок выполнения работы
Внешнее описание конструкции корпуса редуктора.
Перед разборкой редуктора необходимо:
установить число пар ступеней;
измерить межосевые расстояния аw, аw1, аw2;
установить способ заливки масла в редуктор и его спусковой контроль уровня смазки в редукторе;
установить число отверстий под болты для крепления редуктора к фундаменту и их диаметр.
3 Разборка редуктора:
снять крышки подшипников;
снять крышку редуктора:
установить количество и диаметр болтов для крепления крышки к корпусу;
установить каким образом обеспечивается герметичность крышки с корпусом;
установить способ смазки подшипников;
выполнить кинематическую схему редуктора;
определить передаточное число редуктора;
снять валы с насаженными на них зубчатыми колесами и подшипниками;
разобрать валы:
а) снять подшипники;
б) замерить диаметр наружной обоймы D, внутренней обоймы d, ширины обоймы В. Записать номер подшипника, который нанесен на торец одной из обойм;
в) снять зубчатые колеса;
г) установить крепления колес на валу от проворачивания и фиксацию в осевом направлении;
определить основные параметры зацепления (m1, m2, z1, z2, z3, z4,aw1, aw2,( );
определить геометрические соотношения зубчатых колес редуктора;
собрать редуктор.
Сборка редуктора ведется в обратной последовательности разборки.
При сборке редуктора установить крепление и уплотнение крышек подшипников и подшипниковых узлов.
Вывод.
Контрольные вопросы
Каковы преимущества косозубых передач по сравнению с прямозубыми?
Как влияет на работу косозубой передачи изменение угла наклона зубьев? Каковы рекомендуемые значения этих углов?
Какие модули зацепления различают для косозубых колес и какова зависимость между ними?
Список использованных источников
Аркуша Л.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов: Учебник для средних профессиональных учебных заведений. – М. Высшая школа, 2008. – 352 с.
Олофинская В.П. Детали машин. Краткий курс, практические занятия и тестовые задания: учебное пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М: Форум: ИНФРА-М, 2013. 240 с. – (Профессиональное образование).
13PAGE 15
13PAGE 14215
aw
aw(
aw(
Z(
Z2
Z3
Z4
b2
Z1
Z2
aw1
Z2
(4444
l2
Z3
aw2
Z4