Обобщающий урок «Погода. Климат» (6 класс)


Урок по курсу «Начальный курс географии», 6 класс
Обобщающий урок «Погода. Климат»
Цель урока:
1. обучающие: обобщить, систематизировать знания учащихся по данной теме, устранить пробелы, закрепить умения работы с картой, схемами;
2. развивающие: продолжать развивать умения анализировать, сопоставлять события, применять знания в новых, нестандартных ситуациях;
3. воспитательные: продолжать прививать интерес к предмету, любовь к родному краю.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент. Приветствие.
2.Актуализация знаний.
Импровизация. Слайд №1.
- Ранним утром, просыпаясь, о чем думает каждый человек, прежде, чем выйти на улицу?
Ответы ребят: что надеть в зависимости от погоды.
- Итак, сегодня у нас обобщающий урок « Погода, Климат» Слайд №2.
Сегодня мы с вами должны вспомнить все, что мы знаем о погоде, ее элементах, что формирует климат. Мы с вами немного поиграем, а еще вас ждет эксперимент. Итак, поехали…
Работа у доски по карточкам – 3 ученика
Фронтальный опрос.
- Что такое погода? – состояние тропосферы в данный период времени на данной территории.
-Назовите основные элементы погоды. Слайд №3
- Что такое влажность, туман, роса, насыщенный воздух, ненасыщенный воздух. Что такое воздушные массы, осадки?
- В чем причина неравномерного распределения температуры на Земле? Слайд №4
Ответы учащихся: зависит от угла падения солнечных лучей. Чем отвеснее лучи, тем интенсивнее нагревается поверхность.
- Молодцы, ребята, сейчас я прочитаю вам загадку-сказку, вы должны меня внимательно послушать и ответить на мой вопрос, который прозвучит чуть позже. Итак, вы готовы слушать сказку?
Сказка про тролля. Слайд №5
Жил-был глупый тролль, решил построить дом ближе к солнцу. «Пусть оно меня греет»,- решил он. И тролль принялся за работу. Начал он таскать камни в гору, чуть ли не до самых туч. «Вот теперь хватит», - подумал он. Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду я жить у самого Солнца под боком, уж рядом с Солнцем не замерзну. Только что такое, чем выше он лезет, тем холоднее ему становится. Тролль этот был упрямый, решил достроить дом и построил. Солнце близко, а холод до костей пробирает. Так глупый тролль и замерз.
Пауза
- Ребята, как вы думаете, почему замерз тролль? Слайд №6
Ответы учащихся: воздух нагревается не от лучей, а от земной поверхности. С высотой на один километр, температура падает на 60С. Слайд №7
2. Основная часть
1.Задание. Слайд №8: найти среднесуточную температуру и амплитуду:
Т1=-2, Т2=5, Т3=6, Т4=-1. Тсрсут=20С, А=80 ССлайд №9. Вывод: Т неравномерно распределяется из-за разного угла падения лучей, воздух нагревается от земли.
2. Проведение эксперимента.
Учитель показывает опыт
 
Наливаем в стакан до краев.
Накрываем белым листом бумаги.
Осторожно переворачиваем стакан с водой.
- Почемубумага не падает?
- Давление воздуха намного больше, чем у воды. Вот мы приоткрыли завесу нового удивительного предмета – физики, где вы получите более обстоятельное объяснение опытам, но только в следующем году. И наши знания по географии пригодятся вам на физике.
- Итак мы перешли к следующей характеристике элемента - атмосферное давление- сила, с которой воздух давит на поверхность. Слайд №10
3.Задание: как меняется давление на рисунке. Слайд №11
Вывод: С высотой давление понижается, На каждые 10,5 м, АД падает на 1мм. рт.ст. Слайд №13
- Вы наверно слышали, как многие дедушки, бабушки жалуются на повышение или понижение давления при норме 110 на 70. Это кровяное давление. Но и у атмосферного также есть нормальное давление – это 760 мм рт.ст. И резкие перепады, отклонения, сказываются на здоровье людей. Особенно за здоровьем надо следить летчику, который большую часть времени проводит в небе, где совершенно другое давление.
- Давайте решим задачу и узнаем при каком давлении летает летчик. Слайд №12
4. Задание. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт.ст.?
Решение:
1) 2000:10,5=190,4;
2) 750-194=559,6.
Ответ: 559,6 мм рт.ст.
Слайд№ 13. Вывод: с высотой давление понижается
5.Физ.минутка:
- а теперь давайте представим себя тоже летчиками, закроем глаза потянем руки высоко-высоко до облаков и почувствуем прохладу высоты. Упражнение выполняем 3 раза.
6. Циркуляция ВМ- перемещение воздушных масс. Осуществляет перемещение ветер. Слайд №14
Ветер –это горизонтальное движение воздуха. Слайд №15
Причина – разность в атмосферном давлении. Ветер дует из области высокого давления в область низкого. Слайд №16
А теперь проверим на практике ваши знания. Слайд №17
7. Задание: Определить направление и силу ветра. Слайд №18
Г. Элиста – г.Астрахань
Г. Москва – г.Санкт-Петербург
Г. Ставрополь – г.Волгоград
- Сказку я вам прочитала, а теперь послушайте детективную историю «Ограбление в вилле», которую я начала читать. Давайте вместе попробуем раскрыть преступление.
“Ограбление летним днем”
К полудню жара в Лос-Анджелесе стала нестерпимой. Дежурный в полицейском участке сообщил, что на вилле произошло ограбление. Украли бриллиантовое колье у миссис Стюарт. Георг Раф выехал на место происшествия. Дом уже был оцеплен полицией, выяснилось, что с утра сюда никто не приезжал и не выезжал.
Значит, вор кто-то из домашних.
1. Служанка Матильда. Она утверждает, что все утро провела на кухне, готовя обед.
2. Сын Эдгар. Утверждает, что рыбачил в это время вон за тем камнем. Ничего не видел и не слышал. Был увлечен рыбалкой. Мы проверили его ведерко, оно наполовину заполнено рыбой.
3. Стефорд – старый знакомый. Утверждает, что был в это время на пляже. Сидел в шезлонге, когда с его головы сорвало шляпу ветром и стало относить в море. Он бросился ее доставать и так провел все утро на море
4. Том Маккин был в гараже, чинил зажигание. Об ограблении узнал, когда к нему спустился Эдгар.
- Один из них лжет и, по-моему, я знаю кто – произнес инспектор Раф.
Пауза.
- Кого заподозрил инспектор Раф?
Ответы учащихся: Стефорд. Так как в дневное время шляпу не может отнести в море. Причина – бриз.
8. Бриз- ветер, меняющий направление 2 раза в сутки. Слайд №18
Два ученика выходят к интерактивной доске и объясняют схему бриза. Слайды №19, 20
Слайд №21.
9. Объяснить схему муссона на физической карте России.
- Вы наверно заметили, что погода из года в год повторяется. Многолетний режим погоды это климат.
- у нас на всей территории нашей планеты один тип климата? А от чего зависит? Что влияет на формирование климата? Слайд № 23
- Какие бывают типы климата?
Ответы учащихся: 1.Морской - много осадков в течение года, небольшие амплитуды. 2. Континентальный – мало осадков и большие амплитуды. 3.Муссонный – осадки в летний период. Летний муссон приносит много влаги в виде дождя. Зимой ветер дует с суши на море. Поэтому холодная, безоблачная, сухая погода.
Работа с климатограммами. Ученики проводят анализ. Слайды 24, 25, 26
По последней климатограмме сделать вывод о климате Калмыкии.
Резко континентальный климат, недостаточное увлажнение, аридная зона. Калмыкия самая засушливая часть России. Климат республики континентальный с жарким знойным летом и холодной зимой. Средние температуры самого теплого месяца (июля) 24-26°С. Зимой же в январе -3 и -5° С. Однако летние максимумы могут доходить и до+40° С, а зимние минимумы за -30° С. Осадки выпадают крайне неравномерно от года к году и по сезонам года. Осадков выпадает всего от 170 до 400 мм в год.
- У калмыков появлялись адаптации к данному типу климата. Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, творчество, уклад жизни, характер человека. Природа формирует духовный мир людей.- Как вы думаете? Какие черты характера сформировались у людей, проживающих в степях?
Слайд №27
Ответы учащихся.
- Безграничные открытые пространства  сформировали у жителей степей чувство дали и шири.
- В степях жили кочевники, а затем вольные казаки. Здесь не было помещичьего землевладения. Необходимость защиты своих земель от набегов горских народов воспитали у жителей коллективизм и стремительность.
- Адаптации возникли не только у человека, но и у наших степных животных. Особенно четко проявляются у сайгаков.Это удивительное строение носа, строение ног и окраска животного.
- В Калмыкии 2010 год объявлен Годом сайгака. В первую очередь, мы сами должны осознать, что сайгак как главная гордость Калмыкии, жемчужина калмыцких степей, может быть потерян в ближайшее время.
3. Заключение
- Однако нельзя сказать, что это климат плохой или хороший, как говорится в песне всякая погода благодать. У калмыков непринято обсуждать родину, где жили наши предки, будет воспитываться новое поколение. Калмыки всегда воспевали свою землю и природу. И никогда не сетовали на нее. Особо это прослеживается в эпосе Джангар: природа в стране Бумбе дана в радушном восприятии, в светлых тонах, овеяна солнечным сиянием.
Люди не знали в этой стране
Лютых морозов, чтоб холодать,
Летнего зноя, чтоб увядать,
Осень сменялась там весной.
Ветер – колыханьем был.
Дождь – благоуханьем был.
Рефлексия: тест. Слайд №28 - 31
Итог урока : Выставление оценок. Выражение благодарности
Причина неравномерного распределения температуры на Земле?
Основная причина неравномерного распределения температуры –это угол падения солнечных лучей. Чем больше угол падения,чем отвеснее лучи, тем интенсивнее прогревается поверхность. Также зависит от высоты солнца.
Почему тролль замерз?
Потому что воздух нагревается не от лучей, а от земной поверхности. И чем выше, тем холоднее, с высотой на каждый км, температура падает на 60С.
Найти среднесут темпер и ампл.
Чтобы найти среднес.темпер, надо сложиь все температ и разделить на их кол-во. Амплитуда-разница между минимальн и максимальн темпер.
Определить, в какой точке А.Д. высокое, а какое низкое
В точке А давление будет высоким, т.к. оказывает давление большой столб воздуха, а в точке С низкое, т.к. там давит маленький столб возд.
Какой вывод?
А.Д. с высотой на каждые 10,5 м падает на 1 мм.рт.ст.
Какое давление считается нормальным?
760 мм.рт.ст. на параллели 450 при темпер 00С
Что такое ветер?
Горизонтальное перемещение воздуха, основная причина – разность в атмосферном давлении, ветер дует из области высокого давления в область низкого.
Бриз – ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки.
Объяснить схему бриза.
Днем, когда солнце прогревает поверхность, суша нагревается быстрее, чем вода, поэтому над сушей восходящие тока воздуха, и давление низкое.А над морем нисходящие токи воздуха, т.к. океан медленно нагревается и давление высокое, следовательно ветер дует из области высокого давления, от моря в область низкого, на сушу. Ночью наоборот, море сохранило тепло, там восходящие токи, соответственно давление низкое. Суша остывает быстрее, поэтому давление высокое. Ветер дует с суши на море.
А какие еще есть виды сезонных ветров?
Муссоны.ПОКАЗАТЬ НА ГЕОГР.КАРТЕ.В России муссоны на дальнем Востоке.Это сезонные ветры, дующие 2 раза в год. Летом суша прогревается быстрее, поэтому из-за восходящих токов воздуха формируется низкое давление, а над океаном высокое давление. Ветер дует с океана на сушу. Зимой наоборот, суша быстро остывает и в воздухе формируется высокое давление, а океан нагрелся и очень медленно передает тепло, соответственно там формируется низкое давление. Ветер дует с суши на океан.
Причины влияющие на климат: 1. Географическое положение, зависит широты. Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения лучей.
2. атмосферная циркуляция- закономерное перемещение воздушных масс. Например, если к нам придет воздушная масса Атлантич океана, то у нас будет оттепель, пасмурно, осадки, если с Северного Ледовитого океана, то погода будет морозная, без осадков, ясная.
3. Влияние рельефа. Горы могут служить преградой для проникновения влажных воздушных масс.
И все осадки выпадают с наветренной стороны. На южных склонах Черапунджи осадки составляют до 12 000 мм.в год.а по другую сторону из-за отсутствия водяного пара к северу раскинулись пустыни.
4. Влияние течений.Теплые течения повышают температуру воздуха, процессы испарения. Оказывает благоприятный климат. Например, северо-атлантич течение и Великобритания., Баренцево море не замерзает. Холодные течения – способность образованию пусыни.
Близость или отдаленность
Описать диаграмму с морским климатом.
Морской климат свойственен территориям вблизи морей, океанов. Соответственно морские влажные воздушные массы постоянно идут на побережье. О чем свидетельствует диаграмма, осадки выпадают почти равномерно в течении года. Годовая сумма осадков большая. И температура не имеет больших амплитуд, нет отрицательных температур. Поютому я сделал такой вывод.
Муссонная климатограмма.
Это климатограмма изображает муссонный климат. Потому что здесь четко видно, что максимум осадков выпадает в летние месяцы, а минимум в зимние. А это влияние муссонов, которые приносят влагу летом. Поэтому лето влажное, теплое с осадками, а зимой муссоны дуют на океан и поэтому зима будет холодная, безоблачная, без осадков.
Калмыкия.
Континентальный климат, небольшое влияние морских воздушных масс, так как выпадает малое количество осадков и неравномерно. И большие амплитуды температур с отрицательными значениями.
Калмыкия - самая засушливая часть России. Климат республики континентальный с жарким знойным летом и холодной зимой. Средние температуры самого теплого месяца (июля) достигают предельных в России величин в 24-26° СЗимой же в январе ртутный столбик термометра колеблется в районе отметок в -3 и -5° С. Однако летние максимумы могут доходить и до+40° С, а зимние минимумы за -30° С. Осадки выпадают крайне неравномерно от года к году и по сезонам года. Осадков выпадает всего от 170 до 400 мм в год, при этом сухость климата усиливается при движении с северо-запада на юго-восток, к Каспию. Особой несоразмерностью в количестве тепла и влаги отличается климат Прикаспийской низменности, где за теплый период выпадает редко более 100мм осадков и те чаще всего в виде одного-трех ливней. В тоже время величина испарения достигает огромных величин – свыше 500 мм. Крайне неустойчивая погода устанавливается в зимний период. Частые и глубокие вторжения арктического воздуха приносят ясную и
очень холодную погоду. А активные вторжения воздушных масс с запада сопровождаются резкими и затяжными оттепелями.