урок 10 класс Атмосферная циркуляция
Тема урока: Атмосферная циркуляция (10 класс)
Цель и задачи урока:
1. повторить, обобщить и расширить знания теме: «Атмосфера и климат»;
2. проверить умения работать с тематическими картами, атласом, сопоставлять различные карты;
3. развивать логическое мышление учащихся путем решения задач;
4. учить работать в группах, уважительно относится к знаниям других.Учебно-наглядный климатическая карта мира, физическая
комплекс: карта мира, карты атласа.
Тип урока: Урок закрепления изученного
План урока: 1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Рефлексия.
4.Домашнее задание.
Ход урока: 1.Организационный момент (цель и задачи урока).
2. Актуализация опорных знаний. (контроль текущий и закрепляющий) 2.1. Активизация восприятия на контроль ранее изученного материала. Текущий контроль (тестирование «да», «нет».)
1. К климатообразующие факторам относится внешняя среда.(нет). 2. Климат это многолетний режим погоды на данной территории.(да) 3. Атмосфера - это водная оболочка Земли. (нет) 4. На планете выделят области низкого и высокого давления. (да) 5. На экваторе область низкого давления. Приведите доказательство. (да) 6. Выделяют 4 воздушные массы - АВМ, УВМ, ТВМ и ЭВМ. (да) 7. Область взаимодействия возд.масс называется атмосферным фронтом. (да) 8. Ветер движется из области Н давления к В. (нет) 9. Ветер, всегда дующий к экватору - муссон (нет) 10. Самый сильный ветер в РК - это сайкан. (до 88м\с) .(да)
2.2.Основная часть. Активизация мыслительной деятельности учащихся на восприятие нового материала. Объяснение учителя: (учитель+ученик).
Параметры атмосферы:
1. Атмосфе́рное давле́ние — давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность. На земной поверхности оно изменяется в зависимости от места и времени. Измеряется барометром. Единицы измерения давления: бары, паскали и миллиметры ртутного столба. Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 °C, называется нормальным атмосферным давлением (101 325 Па). Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 г. Давление понижается при подъеме на 10.5 м давление изменяется на 1 мм.рт.ст. (ЕНТ)
2. Воздушные массы и атмосферные фронты.
Воздушная масса = климатический пояс.
Вспомните, какие воздушные массы преобладают в переходных климатических поясах.
Атмосферный фронт.
признаки Холодный фронт Теплый фронт
Условия образования Холодный воздух вторгается в тёплый Тёплый воздух вторгается в холодный
Облака
Кучево-дождевые Перистые, слоистые, слоисто-дождевые
Характер выпадения осадков ливень обложной
3. Ветер и его виды. (схема в тетради, учитель+ученик)
Ветры
постоянные сезонные суточные временные
пассаты муссон бриз фён — теплый ветер
постоянные ветры западного переноса с.ш.юз -ю.ш.ю.в. бора -холодный ветер
Назовите сезонный ветер в РК?
Физминутка. Игра "Флюгер".2.3.Задание на закрепление изученного материала: 1 уровень сложности: Вспомните из предыдущего курса географии, как распределяется солнечное тепло по поверхности Земли и как это связано с атмосферной циркуляцией? Ответ обоснуйте.
2 уровень сложности: Назовите области высокого и низкого давления на планете с указание их географической широты. Почему именно здесь они образуются?
3 уровень сложности: Какие виды воздушных масс формируются над территорией Казахстана? Объясните свой ответ. Как ВМ изменяются от сезона к сезону. С чем это связано? 3. Рефлексия. Корректировка знаний учащихся .
3.1. Закрепляющий контроль:
Внимательно посмотрите свои записи в тетрадях по теме и назовите, какие причинно - следственные связи вы видите между атмосферными явлениями Земли?
1 .угол падения солнечных лучей - нагрев земной поверхности
2.подстилающая поверхность - температура
3.температура - давление
4.давление - осадки
5.давление - ветер.
3.2. Составьте правильно пары: 1. Термометр А) Количество осадков 2. Барометр Б) Температура воздуха 3. Гигрометр В) Направление и сила ветра 4. Осадкомер Г) Атмосферное давление 5. Флюгер Д) Влажность воздуха
“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные, синие. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – синий”.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание: §9