Практикум по географии на тему Климат России и его климатообразующие факторы с использованием дидактического приемаСлепой текст
Прочитайте слепой текст Заполни слепой текст пропущенными словами или цифрами по смыслу. Озаглавьте текст. Ответьте на вопросы. Составьте план.
Климат [греч. klima наклон (земной поверхности к солнечным лучам)]-это 1……... Основные особенности климата определяются 2, 3… и 4….. .Понятие «климат» гораздо сложнее определения погоды. Ведь погода – это 5… Ее можно непосредственно видеть и ощущать, можно сразу описать словами или 6….. метереологических наблюдений. Чтобы составить себе приблизительное представление о климате местности, в ней нужно 7…….. Из географических факторов, влияющих на климат отдельного региона, наиболее существенны: 8 …… и 9…. Большая протяженность России 10 с … на ….. определяет положение России в 11……
Еще древние греки думали, что климат зависит только от 12 …… падающих на Землю солнечных лучей. По-гречески слово «климат» означает 13…….. Греки знали, что чем выше солнце над горизонтом, чем 14 …… падают на земную поверхность, тем 15……. земная поверхность, а значит должно быть 16…. . Таким образом, именно 17…… определяет угол падения солнечных лучей.
На территории России четко прослеживается географический закон 18 … зональности, что обуславливает разное количество солнечного тепла и света, получаемое той или иной территорией. Это излучение называется 19…. . Она измеряется количеством тепла и выражается в 20….. Наибольшее количество солнечной радиации поступает в 21…. части нашей страны, Она равна 22….., поэтому именно там наблюдаются 23… температуры. Наименьшее количество солнечной радиации в России наблюдается 24 ….. , оно равно 25….. Та часть солнечной радиации, которая доходит до поверхности в виде солнечных лучей называется 26….Та часть солнечной радиации ,которая поглощена воздухом, отражена облаками и доходит до поверхности ввиде тепловых солнечных лучей называется 27……. Общее количество солнечной радиации, достигшей поверхности, называется 28…….. . Но 29…… к морскому побережью, особенности подстилающей поверхности ввиде 30…. и …., наличие 31…и … , а также степень 32 …… атмосферы определяют количество 33…… солнечной радиации на территории страны. Эти факторы осложняют широтную зональность климата и способствуют формированию местных вариантов и особенностей, т.е.типов климата.
Ответьте на вопросы по тексту:
Какие климатообразующие факторы охарактеризованы в тексте?
Какие географические термины приведены в тексте?
Какой географический закон рассматривается в тексте? Сформулируйте его.
Что мешает солнечной радиации попадать на землю ?Понятие о какой солнечной радиации, по – вашему. не раскрывается в тексте. Что вы об этом знаете?
Что вы использовали для ответов под №22-25.
Заполните схему. Что включает суммарная солнечная радиация?
Ответы.
многолетний режим погоды
….. поступлением солнечной радиации
процессами циркуляции воздушных масс
характером подстилающей поверхности.
Состояние тропосферы в данный момент и в данном месте.
Цифрами или данными
прожить несколько лет
географическая широта.
высота местности.
10 с С.на ЮГ
4 или разных климатических поясахНаклона
наклон.
Прямее солнечные лучи
больше прогревается
теплее.
географическая широта местности
щиротной зональности
солнеяной радиацией
килокалориях на1 кв.см
южных районах европейской120ккал/см2самые высокие
на севере
60ккал/см2прямая солнечная радиация
рассеяная
суммарной
близость территории
рельефа и растительного покрова
снега и льда
загрязненности
отраженной
Ответы на вопросы
ФГП и солнечная радиация
Климат,погода, солнечная радиация, Прямая СР,Рассеянная СР,ССР, отраженная погложенная СР
Закон распределения солнечного тепла по поверхности Земли.
Облака, газы, пыль, мех .частицы в воздухе.
Поглащенная радиация. Глобальное потепление
Рис.31уч., атлас
Дидактический прием «Слепой текст» является универсальным для развития у школьников позвательных логических УУД,умений проводить анализ, синтез, сравнение, логически мыслить и делать и выводы. Он также эффективен при развитии метапредметных умений и навыков смыслового чтения, сворачивания и разворачивания информации. Прием также формирует регулятивные УУД самооценки собственных результатов деятельности. Он повышает мотивацию, активно развивает психофизиологические ресурсы обучающегося, т.к. концентрация и устойчивость внимания, словесно-логическую и наглядно-образную память с различным типом доминирования полушарий головного мозга.
Этот вид практическрй работы можно использовать для обучающихся всех уровней обученности и обучаемости.
Дидактический прием «Слепой текст» может успешно применяться на многих этапах познавательной деятельности на уроке:
- на этапе отработки предметных знаний и навыков,
- на этапе обобщения предметных знаний и навыков
- на этапе отработки метапредметных умений и навыков
- на этапе диагностики предметных знаний и навыков