Методические рекомендации для работы в кружке по бисероплетению в учреждениях дополнительного образования детей
Методические рекомендации
для работы в кружке по бисероплетению
в учреждениях дополнительного образования детей
Аннотация
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для формирования особой формы психологической деятельности детей – воображения.
В основу рекомендаций положен 7-летний опыт работы с детьми по бисероплетению.
Данные рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования.
Введение.
Декоративно – прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Эта сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека.
Прикладное искусство предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям глубокое по идейно – образному содержанию явление культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно – прикладное искусство.
В данной работе хочется остановиться на одном из видов декоративного творчества – бисероплетении, творчестве изготовления украшений из бисера и стекляруса, не требующем особых приспособлений и сложного обучения, но являющемся неисчерпаемым источником вдохновения.
Одной из актуальных проблем дополнительного обучения детей, требующей своевременного решения, является развитие их творческих способностей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие с детьми особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Данная работа предназначена для эффективного ведения занятий по бисероплетению.
Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
1.Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер декоративного творчества – бисероплетения.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном, декоративном и художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
4.Прививать любовь к труду и своему отечеству.
Творческие возможности.
Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.
Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.
Методические основы работы творческого объединения по бисероплетению.
Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Организация творческого объединения начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.
Основу учебно-материальной базы, на которой можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские и их учебное оборудование с электронной поддержкой
Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ребенка.
На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также само бисероплетение выполняются сидя. Так как работа связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.
Серьезного внимания со стороны руководителя творческого объединения требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю необходимо, подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений.
В комнате для занятий должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других материалов и инструментов.
Для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов объединения (например, материалы для аппликации, отходы проволоки для работ с бисером).
В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные и технические средства обучения:
Компьютер
справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов, картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами схем по каждому из заданий;
изделия учащихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и имени автора, года создания работы.
В творческом объединении должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что творческое объединение не перегружено учащимися, иначе руководитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания. Продолжительность одного занятия от 1,5 до 2 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений. Причем различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными учениками следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2 часа. С наиболее подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 2,5 часов. Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.
Для каждого ученика перерыв в работе может быть и индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей, от выполнения собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.
В объединение школьники приходят с различной степенью подготовленности с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов.
Режим работы объединения, а также степень возрастания сложности учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и от характера самого объединения.
Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка. В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий - беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства. Намечены встречи с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства.
В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества.
Работа по образцам – один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы.
Первое задание в объединении может быть общим для всех учащихся. Рисунки и схемы плетения для него руководитель должен подготовить сам. При этом возможно использование репродукций декоративных изделий, публикуемых в журналах, книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через эпидиаскоп или давно известным способом по клеточкам. Чтобы не расчерчивать на клетки рисунок в книге, можно аккуратно перевести на кальку его контуры и основные подробности и уже кальку расчертить на клеточки для дальнейшего увеличения. Можно кальку расчертить на клетки и, наложив на рисунок, перерисовать его, увеличивая или уменьшая. С переведенного рисунка делается необходимое количество раздаточных карточек заданий (при помощи КТС).
С самого начала надо приучать детей к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок - схему первого задания, ученик должен самостоятельно выбрать материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая необходимые материалы (бисер, рубку, стекло) при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная работа учащихся. У школьников различных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций школьников ложатся сюжеты прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (сказочные персонажи, цветы, украшения).
В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить со школьниками выходы в поле, лес, парк, на улицы города для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их, учащиеся проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций.
Одна из особенностей занятий в объединении декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать результативность и подведение итогов одного занятия аналогично практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня.
Технология изготовления изделий из бисера.
Работать с бисером могут дети начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений. Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бисероплетение с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются и составляют плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков.
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса – низание – один из очень интересных видов народного творчества. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса. Это сережки; цепочки и браслеты.
Хранят бисер, стеклярус и бусы в отдельных коробочках, пузырьках. Во время работы бисер раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ворсистую ткань, с которой его легко набирать на иголку. Иголки нужны тонкие (№ 0 или 1) с длинным ушком или специальные производства Японии. Нитки применяют армированные, капроновые. Плести можно при помощи тонкой проволоки или лески. Для придания нитке упругости, ее вощат – слегка протирают воском. Рабочей нитью называется нить, на которую набирают бисер или стеклярус. Бусинки или бисер, в которых скрещиваются рабочие нити, называются связкой. Такие бисеринки должны иметь большие отверстия для продевания иголки с ниткой 2 – 3 раза. Во время плетения начатая работа всегда должна находиться в левой руке, а пальцы правой ведут рабочую нить. Бисер должен плотно ложиться на нить, не провисать, но и не морщить изделие. Длина нити берется такая, которая удобна для работы. Когда нить заканчивается, ее удлиняют, для этого продевают новую нить через 5 – 6 бисеринок, завязывая узелки после каждой бисеринки. Ненужные концы обрезают ножницами. Закончив вязание, конец нити закрепляют, пропуская его с помощью иголки через отверстия нескольких ранее нанизанных бисеринок. Изделия из бисера можно делать путем плетения (низания) и путем тканья. Но из бисера ткут редко, так как изделия получаются плотными, тяжелыми и не такими воздушными и ажурными, как при плетении. При переснимании и составлении узоров необходима бумага в клетку, калька, альбомы и фломастеры. Для работы над украшениями необходимо иметь замочки и крючки. Они дают возможности изготавливать ожерелья, плотно облегающие шею. Для сережек приобретаются швензы – застежки. Рисунки для различных украшений можно составлять самим или брать из различных журналов образцы рисунков для вышивки крестом. Выбранный рисунок наносится кружками на основу. В качестве основы используется лист в клетку или специальная сетка, изготовленная на компьютере. Если после изготовления украшений осталось небольшое количество материала, то из него можно сделать брошь или любое другое небольшое по объему изделие.
В народных бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. В зависимости от рисунка, изделие может быть выполнено одной иглой или двумя. В зависимости от расположения бусинок при нанизывании существует несколько способов изготовления украшений.
В крестик – наиболее распространенная техника низания цепочек различной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.
Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.
Плетение – распространенный способ изготовления украшений, наподобие плетения кружев на коклюшках. Плетутся изделия узкими на 3-8 ниток и широкими до 25-30 ниток, соединенных на одном конце в узле. На каждую нитку по счету, соответственно узору, набираются цветные бисеринки и переплетаются под прямым или косым углом.
Низание – нанизывание бисеринок на нитку сквозной ажурной сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.
В столбик – нанизывание бисеринок снизу вверх в виде круглого или квадратного шнура.
Тканье – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом простого перебора.
Большинство украшений плетутся в технике низания по схеме “сетка”. Сетка может быть выполнена из бисера, стекляруса, из бисера и стекляруса и т.д. Чаще всего сетка плетется вертикально по отношению к цепочке (горловине). Боковые ребра сетки могут быть из бисера (от 3 до 5 бисеринок и более), из стекляруса (в точке соединения стекляруса обязательно должна быть бисеринка, чтобы не порвалась нить), или стекляруса и бисера: в этом варианте количество бисеринок зависит от длины стекляруса, их должно быть столько, чтобы они занимали такую же длину, какова длина стекляруса. Плетут изделия одной ниткой с одной или двумя иголками на концах. Эта техника напоминает вязание петель крючком. Ширина изделия зависит от количества ячеек (ромбов) в вертикальном ряду. От ширины воротника зависит и подбираемый узор из разноцветного бисера. Снизу изделия могут быть ровными, но чаще украшены подвесками – бахромой или петлями из бисера, бус, стекляруса. Подвески могут выплетаться одновременно с основой – сеткой, а могут и отдельно.
Заключение
История декоративных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с разнообразными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, бисерного украшения, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Опыт моей работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого-то замысла, какой-то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет, но только в том случае, если это ему интересно.
Родькина Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
Муниципального казенного учреждения
дополнительного образования детей
«Лямбирский районный Дом детского творчества»