Беседа на тему Виртуальный или реальный мир? 4 класс


Беседа в 4 классе « Виртуальный мир или реальный?»
Цель беседы:
научить детей разграничивать реальное и виртуальное общение.
Задачи беседы:
выяснить значение слов и расширить знания о “виртуальный мир” и “реальный мир”
развивать речь умение рассуждать и мыслить
выявить положительные и отрицательные стороны виртуального общения
познакомить детей с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде
сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет
Оборудование:
памятка по безопасному поведению в Интернете,   презентация, видеоролик «Давай поговорим», мандарины, смайлики, клубок
I.       Приветствие. Эмоциональный настрой. (Слайд1 )Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече, ведь сегодня мы познакомимся друг с другом, и надеюсь – подружимся!
Подумайте, о чём бы вы хотели сегодня поговорить? Выберите из 5 тем одну, самую интересную для вас.
- Вы выбрали очень актуальную тему в наше время. Мне нравится ваш выбор.
-Сначала, давайте познакомимся. Встаньте в круг. Передаём друг другу клубок и называем своё имя. имя.
Меня зовут Наталья Ивановна, а тебя? (ниточка в левой руке, а клубок передаёт дальше)
-Игра «Клубок». По мере знакомства все по очереди попадают в нитяную  «паутину».
II.      Погружение в тему. Актуализация.
Учитель: Вот мы и познакомились. Посмотрите, что у нас получилось? На что это похоже?
Учащиеся: На паутину.
Учитель: А где вы видели паутину? А еще, какая бывает паутина?
Учащиеся. (Если сами не выходят на тему, педагог спрашивает, что такое всемирная паутина.)
Учитель: Легко ли нам избавиться от паутины, связавшей наши руки? Снимаем петли, и мы свободны. А так ли легко выпутаться из Интернет – паутины?
Вот об этом мы и поговорим сейчас.
Учитель: Какая у нас тема?
Учащиеся: « Виртуальный мир или реальный?» (слайд 2)
Учитель: В конце стоит вопросительный знак. Что мы должны будем выяснить? Как вы думаете?
Учащиеся: Какой мир лучше.
Учитель: Наш мир - это реальный мир и виртуальный мир.(прикрепляет к доске понятия)
Что значит реальный, что значит виртуальный? Давайте разберёмся вместе.
Мне нужны два помощника. Выйдите, пожалуйста, к доске. Один к реальному миру, второй к виртуальному миру.
- Здесь у меня лежат карточки с разными понятиями, мы сейчас их разделим на две группы.
Учитель показывает карточку , дети говорят. Помощники прикрепляют к нужному миру.
Учитель: Где больше понятий? В каком мире? Какой мир богаче и интереснее?
Учащиеся: Реальный мир богаче и интереснее. Учитель: Почему одни и те же карточки оказались и в реальном, и в виртуальном мире. (например, друзья, игры, книги)
Учитель: Добавим ещё одну стрелку.
Присаживайтесь на стулья.
Учитель: С помощью, каких технических средств можно оказаться в виртуальном мире?
Учащиеся: Телефон, ноутбук, планшет, компьютер
Учитель: Ребята, а вам нравится виртуальный мир? Чем?
Вы назвали 3 цели виртуального мира: поиск информации, общение, игры.
Вы все представляете, как происходит виртуальное общение?
Учащиеся: Да
Вы любите так общаться?
Учитель: Ребята, у меня есть для вас интересный сюжет. После просмотра скажете мне, какое здесь было общение? Посмотрим?
Видео «Давай поговорим» (слайд 3)
-Какое было общение? (виртуальное и реальное)
Часто в жизни так бывает?
-А как вы общаетесь с друзьями?
-Что значит реальные друзья?
-А что значит виртуальные друзья?
Лично у меня благодаря виртуальному общению появились новые знакомые, и я всегда поддерживаю связь со старыми друзьями, даже если между нами тысячи километров.
-Виртуальное общение обладает и своими особенностями. В отличие от тех же писем почтой, оно намного быстрее. По скайпу даже можем видеть друг друга. Поэтому люди зачастую друг о друге узнают очень много вещей и достаточно быстро. Например, сетевой город. Вы ещё не пришли домой, а ваши родители уже всё знают, ваши оценки, домашнее задание.
Учитель: Ребята, а есть опасность в виртуальном общении? Какая?
Учащиеся: Мы не всегда знаем, не всегда видим с кем общаемся, не можем быть уверены кто перед нами.  
Поэтому не стоит ограничиваться только виртуальным общением. Не забывайте про своих «живых» друзей, чаще встречайтесь с ними, держите их за руки, смотрите на небо, любуйтесь звездами и живите сердцем.
-Какой мир мы выбираем?
-Может человеку нужно отказаться от виртуальной жизни?
Виртуальная жизнь – это интернет. Что такое интернет?
Учитель: Интернет помогает нам общаться, узнавать новое, учиться, делать покупки, заключать сделки и много других полезных дел.
Что положительного в интернете?
Учащиеся:
Быстро, доступно в любое время
Общение на большие расстояния
Яркие игры
Получение образования на расстоянии
А отрицательные стороны?
Мало читают, не развита речь, отвлекаемость на рекламу.
Нет возможности пообщаться с глазу на глаз, нет взаимопомощи
Можно придумать для себя любой образ, надеть маску.
Незнание людей, с которыми общаешься
Невозможно выразить эмоции
Вред здоровью
Становится вредной привычкой, невозможно оторваться от игр.
Проблемы с учёбой.
Еще одно негативное качество интернета — это то, что он вызывает зависимость. Люди сутками не отлипают от экранов и не замечают, как проходят их лучшие годы.
-Чего оказалось больше положительного или отрицательного?
Учитель: От кого зависит, чтобы мир виртуальный приносил только пользу?
Что мы можем сделать, чтобы не попасть в Интернет зависимость?
Учащиеся: Нужно стать грамотными пользователями, осваивать полезные программы, поменьше играть, а заняться спортом, общаться с реальными друзьями, читать книги. (слайд 4)
-И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Учитель: Какие опасности могут подстерегать вас в Интернете?
Учащиеся: интернет – хулиганство (хамят, грубят), вредоносные программы, недостоверная информация, виртуальное общение, онлайновое пиратство, материалы нежелательного содержания. -
Учитель: Мы с вами поговорили только о некоторых моментах, но их гораздо больше, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас. Никогда не поздно рассказать взрослым, если тебя кто-то обидел или расстроил
Чтобы интернет для вас был безопасным, я дарю вам памятку в ваш классный уголок. (Памятка по безопасному поведению в Интернете)
Чтобы информировать людей об ответственном и безопасном использовании Интернета, ежегодно во второй вторник февраля отмечается Всемирный день безопасного Интернета. В этом году он был 14 февраля, т. е. вчера. Это международный праздник.
Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности!
Рефлексия:
Учитель: Мне очень понравилось с вами беседовать. А вам?
Я хочу вас угостить. (слайд 5 с мандаринами)
-Ребята, угощайтесь!
-Вы чувствуете аромат мандаринов, ощущаете их вкус?
Вам нравится моё угощение?
_А сейчас? (раздаёт настоящие мандарины)
Ну как вам? В данной ситуации, какой мир вам нравится больше?
Итог беседы:
Учитель: Подведём итог нашей беседы. Что же вы выбираете мир реальный или виртуальный? Возьмите магнитики и прикрепите их на доску к выбранному миру. (К кластеру) (слайд 6)
Мы выбираем реальный мир + безопасный виртуальный мир. Потому что виртуальный мир не может существовать без реального, но и реальный в наше время тоже не сможет быть без виртуального.
Что вы поняли из нашей беседы?
Учащиеся: Что нужно соблюдать правила безопасного поведения. Реальный мир интереснее.
Учитель: Мне было с вами очень интересно и приятно общаться. Спасибо вам за наш реальный разговор.