Методика проведения соревнований для младших школьников «Веселые старты»
Пузырева Елена Николаевнаучитель физической культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Гусь – Хрустальный Владимирская область
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
«Весёлые старты» с младшими школьниками могут проводиться, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Соревнования способствуют массовому привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом, улучшению эмоционального состояния детей, внедрению игр в практику воспитательной работы и организации активного отдыха.
Содержание, направленность и методика проведения соревнований предполагают соблюдение следующих основных принципов:
- соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;
- доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект детей;
- коллективность действий участников;
- ступенчатость и периодичность проведения соревнований;
- гласность, сравнимость результатов, определённость цели и задач, единство требований;
- высокая культура организации и проведения соревнований;
- рациональное чередование игровых средств в оздоровительно-тренировочных целях.
Эстафеты для младших школьников должны иметь одинаковую направленность (каждый участник выполняет одинаковое задание с перемещением по площадке) включающих в себя не сложные задания, действия их выполнения должны быть знакомы детям. Желательно показать целостное выполнение упражнения. В этом возрасте чаще применяются линейные эстафеты, где участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу. Ввиду быстрой утомляемости детей соревнования по времени проведения должны соответствовать их возрастным особенностям. Заканчивать соревнования нужно торжественным награждением победителей и призёров не только общей грамотой, но и индивидуально (например, сладкий приз), что бы стимулировать детей на дальнейшие занятия и повышение своего мастерства.
Эстафеты с мячами разного веса и размера.
Бег с малым мячом в руках до стойки и обратно. Передача мяча из рук в руки.
«Передача эстафетного огня». Бег факелом (конус перевёрнутый отверстием вверх на нём лежит волейбольный мяч) до стойки и обратно. Конус держать двумя рука-ми. При передаче мяч придерживать рукой.
Прыжки на двух ногах, мяч держать между коленей. Упражнение выполнять до стойки, обратно – бег с мячом в руках. Мяч передать в руки.
Бег с волейбольным мячом до обруча, положить мяч в обруч, продолжить бег до стойки, на обратном пути поднять мяч, добежать до следующего участника, пере-дать мяч в руки.
«Передай мяч». Команда стоит в шегенге, мяч передают вправо, последний игрок, получив мяч, выбегает вперёд, встаёт и начинает передачу вновь. Эстафета заканчивается, когда вперёд встанет капитан.
«Верблюд». Бег с мячом за спиной. Мяч держать за спиной двумя руками.
Инвентарь: поворотные стойки, конусы, мячи (малые, волейбольные, метбол 1 кг), обручи.Эстафеты на лыжах и санках.
Бег на лыжах без палок. Передача эстафеты касанием руки.
Бег на лыжах с преодолением ворот из палок. Участник проезжает в ворота, двигаясь в одну сторону, обратно они остаются справа.
«Буксировка». Упражнение выполняется в паре. Один на лыжах, второй без них. Участник без лыж за палки везёт лыжника.
Бег на лыжах с палками одновременным двухшажным ходом.
Участники без лыж. Передвижение на санках при помощи лыжных палок.
«Буксировка на санках». Упражнение выполняется в паре. Один участник везёт другого на санках, на обратном пути они меняются местами.
Инвентарь: лыжи и палки по числу участников, санки по числу команд, поворотные стойки.
Эстафеты с элементами гимнастики.
Бег по гимнастической скамейке.
Прыжки ноги врозь, гимнастическая скамейка между ногами.
Проползти по скамейке на четвереньках.
Добежать до скамейки, леч на живот, передвигаться при помощи рук.
Прыжки по скамейке(на скамейку – ноги вместе, со скамейки – ноги врозь).
Добежать до скамейки, сесть на неё верхом, передвигаться по скамейке при помощи ног.
Инвентарь: гимнастические скамейки, поворотные конусы.
Эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Бег змейкой с мячом в руках.
Полоса препятствий (проползти под барьерами высотой 50см).
Метание мяча в обруч.
Прыжки через барьеры на двух ногах.
Передача мяча над головой двумя руками.
Прыжок всей командой. Выполняется поочерёдно каждым участником двумя нога-ми с места. Следующий начинает прыжок с места приземления предидущего участника.
Инвентарь: баскетбольные мячи по числу команд, барьеры высотой 50см по 4 на каждую команду, малые мячи по 3 на каждую команду.
Эстафеты с элементами баскетбола.
Ведение мяча бегом. В одну сторону правой рукой, обратно – левой.
«Передал – садись». Передача мяча от груди двумя руками. Капитан с мячом стоит напротив своей команды, передаёт мяч первому участнику, тот, выполнив передачу, приседает. Капитан поочерёдно выполняет передачи всем участникам.
Ведение мяча спиной вперёд удобной для участника рукой.
«Прокати мяч». Катить мяч по полу рядом с собой одной рукой до поворотной стой-ки, обратно – бегом с мячом в руках.
Прыжки на двух ногах с ведением мяча. Ведение мяча удобной рукой.
Бег с двумя баскетбольными мячами.
Инвентарь: поворотные стойки, по 2 баскетбольных мяча каждой команде.