Доклад Зрительные диктанты по методике Федоренко


Доклад на тему «Зрительные диктанты по методике И. Т. Федоренко»
Подготовила: Белозерцева Ксения Сергеевна
(учитель начальных классов МБОУ «Советская ООШ»)
Дата выступления: 06.11.2015
Украинский педагог, доктор педагогических наук И. Т. Федоренко четверть века назад, исследуя процесс подготовки учащихся к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения, и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование (умения одновременно с чтением вслух одного слова, на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два-три последующих), учет и корректирование техники чтения. Ко вторым — «трудные слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую — устранять».
Анализ результатов учебной деятельности выявил наличие ясно выраженной взаимосвязи между скоростью чтения, письмом и успеваемостью школьников. В ходе исследования И. Т. Федоренко обнаружил большие потенциальные возможности у школьников в развитии скорости чтения и письма. И. Т. Федоренко рекомендовал в начальных классах развивать технику и культуру чтения.
Одной из целей проведения зрительных диктантов И.Т. Федоренко является формирование навыка беглого чтения. По мнению многих педагогов проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти и является хорошим подспорьем для развития орфографической зоркости.Не утратили своей актуальности на сегодняшний день предложенные И. Т. Федоренко комплекты зрительных и слуховых диктантов для развития оперативной памяти, расширения объема зрительных и слуховых восприятий ребенка.
В подобранных харьковским профессором текстах диктантов каждое предложение на одну букву больше предыдущего. В комплект обычно входит шесть разных по содержанию предложений. При слуховом диктанте предложение произносится только один раз. В зрительном диктанте ограничено время экспозиции предложения. Практика показала, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.
Хочу остановиться на некоторых моментах применения данной методики в практике. Читая отзывы и комментарии коллег о диктантах И.Т.Федоренко в разных изданиях, можно встретить различные мнения о том, в каком классе целесообразно применять такой вид работ. Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. Некоторые придерживаются мнения, что наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.Исследование И. Т. Федоренко убедительно доказало, что совершенствование механизма восприятия с помощью зрительных и слуховых диктантов положительно влияет па многие стороны учебной деятельности школьников.
У профессора Федоренко помимо методики зрительных и слуховых диктантов есть еще ряд упражнений, применение которых положительно влияет на формирование навыка чтения. Это многократное чтение, чтение в темпе скороговорки и выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. (см. Упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко)