Конспект внеклассного мероприятия по математике «Час веселой математики»
Час веселой математики
(математические игры, фокусы, шутки).
В зале собрались дети. Две команды мальчиков и девочек выстроились вдоль стены. На груди у каждого - карточка с цифрой. Ведущий громко объявляет: «К 39 прибавить 15». На мгновение все затихают, напряженно считают про себя и вдруг два мальчика и две девочки стремительно бросаются к стульям, стоящим на против. Каждая пара стремится поскорее сесть так, чтобы на их карточках можно было прочесть сумму 54. Победителей награждают аплодисментами. В зале царит оживление.
Что это? Игра или упражнение в счете? И то и другое. Игр, в основе которых лежит тренировка различных специальных навыков, помогающих закрепить полученные в школе знания и интерес к ним. Они должны занять достойное место в учебной и внеклассной работе с детьми.
Ниже приводятся ряд математических игр, фокусов, шуток, которые можно проводить с детьми в группах продленного дня, на клубных вечерах, на пионерских сборах. Они всегда вызывают у детей большой интерес, возбуждают здоровый дух соревнования. Подобные игры в ряде случаев можно проводить и на уроках, особенно в младших классах (если соответствует изучаемому материалу и теме урока). Это помогает детям лучше усвоить материал, снять усталость, напряженность, повысить интерес к уроку.
Игры с элементами движений.
По порядку номеров.
Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего два разных по цвету карточек с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и по одной прикалывает на спину каждому играющему. Никто не должен узнать, какое число на ней написано. По сигналу игроки каждой команды должны перестроиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая это задание быстрее и без ошибок, выигрывает.
Кто решит раньше.
В игре участвуют две-три команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Для всех команд примеры должны быть одинаковыми. По сигналу ведущего бегут к столу по одному представителю от команды, каждый выбирает из своей стопки любой листок, решает пример письменно и кладет листок обратно. За ним бегут вторые игроки, третьи и т.д. побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все примеры решены правильно).
Не ошибись.
8-10 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам и называет подряд (с небольшими паузами) одно за другим различные числа. Если число делится на три (или на 2,4,5….- смотря по уговору) играющие поднимают вверх руку, если не делится - не поднимают. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге остается 2-3 человека. Они объявляются победителями. Можно предложить и другой, более сложный вариант этой игры: если названное ведущим число делится на 2, играющие поднимают вверх правую руку, на 3-левую, а если делится и на 2 и на три – обе руки.
Не собьюсь.
10-12 человек выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет – 1,2 и т.д до 30 (когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает стоящий на правом фланге). Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3 называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число подпрыгивает. Счет ведется так: один, два, (прыжок), четыре, пять (прыжок) и т.д. кто ошибется – произнесет запрещенное число или подпрыгнет не во время выходит из игры, и счет начинается снова.Узнай свое число.
В игре участвуют 3-5 человек. На спине у каждого прикрепляется таблица с каким- либо числом (все числа разные – например 2,4,5,7,8). Играющие не знают этих чисел, им известна лишь общая сумма. Задача состоит в том, чтобы подсмотрев числа, прикрепленные к спинам своих товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы) число. Сделать это не легко, так как каждый играющий старается по возможности скрыть свои, стремится побыстрее узнать сумму чисел, прикрепленных к спинам соседей.
Таблица умножения.
Играют две команды по 10 человек. Играющим раздают карточки с числами от 1 до 10. Каждый надевает свою карточку на грудь. Цвет карточек у команд различный. Против каждой команды у стены ставят по два стула. Ведущий называет какое-нибудь число – произведенное двух чисел, например, 56. Играющие, на груди которых табличка с множителями 7 и 8, в бегают и садятся на стулья. Очко засчитывается той команде которая сделает это быстрее, не допусти ошибки. Побеждает команда, набравшая больше очков. Ведущий заранее набирает числа, чтобы каждый участвовал в игре. Такие произведения, как 12 или 18, где множителями могут быть разные (3,4, 2 и 6, 3 и 6, 2 и 9) называть не следует.
Считай не зевай.
В игре участвуют две команды по 5 человек. У каждого на груди должна быть табличка, с каким – либо двузначным числом. Таблички команд различаются только по цвету. В 5-6 шагах перед каждой командой ставят по стулу. Руководитель предлагает какой – либо арифметический пример в два или три действия. Допустим, «36 разделить на 4 и умножить на 5» или «К 29 прибавить 25, разделить на 6 и умножить на 5». Каждый в уме подсчитывает результат. Тот, у кого оказывается соответствующее число ( в данном случае 45) бежит к стулу и садятся. В зависимости от написанных на карточках чисел, примеры должны составляться заранее. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше. Если запоминать пример на слух, кажется трудно, можно написать их на таблицах и показывать командам.
Арифметическая эстафета.
Составляются две команды по 5 человек. Участники каждой команды один за другим (как в обычной эстафете) бегут к доске и пишут на ней (одна команда – слева, другая- справа) в столбец любые пятизначные числа. Затем, когда числа все написаны, участники команд бегут к доске в том же порядке вторично. Первый подсчитывает единицы, записывает их, и если число их превышает десяток, то он сообщает цифру десятков следующему участники своей команды и передает ему мел. Он бежит к доске, складывает десятки и, возвращаясь, передает мел третьему, третий складывает сотни и т.д. Команда, закончившая первый подсчет и без ошибок, объявляется победительницей.
Великий математик.
Попросите кого-нибудь написать на доске любое многозначное число. Напишите под ним самим какое-нибудь число из стольких же знаков и под ним третье число. Но такое, в котором каждая цифра в сумме с цифрой соответствующего разряда только что написанного вами числа давала бы 9. Предложите сложить эти числа не называя окончательного результата. Вы его отгадаете сами. Отгадать сумму очень просто: в ней будут цифры первого числа в том же порядке. Только последняя цифра будет на 1 меньше, и эта единица проставляется перед первой цифрой суммы. Например, написано 36752
Вы написали 26423
И потом 73576
Сумма 136751
Следовательно, чтобы дать правильный ответ, вам надо было запомнить первое число: 36752 и в уме проделать необходимые изменения, чтобы получить число 136751, соответствующее сумме трех написанных чисел.
Задачи в стихах.
Задачи. Облеченные в стихотворную форму. Всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Особенно, если они остроумны. Учитель. Например, предлагает первоклассникам решить задачу:
К серой цапле на урок
Прилетает семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорокПрилетело на урок?
Малыши оживляются, у всех на лице улыбка, каждый спешит сообщить ответ.
Задача о водоплавающих птицах.
Как-то рано по утру
Птицы плавали в пруду,
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было 8 пар-
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Сколько, сколько лебедей.
Ответ: всего птиц – 56
Гагар - 8
Уток -16
Гусей -8
Лебедей -24.
Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сидит по одной галке, то для одной галки
Не хватает палки.
Если же на каждой палке
Сидят по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было палок?
Сколько было галок?
(Ответ: 4 галки и 3 палки).
Вот так плотва!
Удил я целый выходной.
Сижу- поклевки не одной!
Когда уже погас закат,
Закинул я на шоколад,
Смотрю- исчез мой попловок,
Я осторожненько подсек,
Тащу, тащу, гляжу – лова!
Семь сантиметров голова.
А туловище гляньте вы,
В два раза больше головы.
И полхвоста к двум головам
Еще прибавить нужно вам
А хвост – запомнить вы должны –
Хвост ровно треть от всей длины.
Не посчитаете ли вы
Размера клюнувшей плотвы?
И сообщите мне, пока
Не сорвалась она с крюка.
(Ответ: длина плотвы 42 см)
Игры-шутки.
Иногда для отдыха и разрядки, особенно после трудных занятий, связанных с большим напряжением, очень уместны игры-шутки, вызывающие радостное возбуждение и смех.
Сколько было остановок?
Я сел в троллейбус на начальной станции и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 4 человека. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7 человек.
А потом на остановке
Гражданин один вошел
С целой кучей обновок…
Сколько было остановок?
Это оказывается для всех совершенно неожиданным, вызывает веселое недоумение. Считали – о всех пассажиров, а не остановки, хоть никто их и не предупреждал, что именно надо считать.
Веселый счет.
Для игры нужно приготовить таблицу такого размера, чтобы она была видна всем, и написать на ней одно под другим следующие числа;
1000
40в
1000
30
1000
20
1000
10
Нужна также картонка, которой эти числа можно закрывать. Ведущий показывает зрителям таблицу, оставляя открытым только верхнее число, и просит всех хором это число прочесть. Потом он постепенно опускает картонку, каждый раз открывая новое число, предлагая эти числа прибавить и хором называть результат:
- одна тысяча
- одна тысяча сорок
- две тысячи
-две тысячи семьдесят
- три тысячи семьдесят
- три тысячи девяносто
- четыре тысячи девяносто
- пять тысяч
(почти все скажут именно так)
А ведь ответ неверный. Если к 4090 прибавить 10, сколько будет? 4100. А не 5000. Психологическая причина этой ошибки в повторении слова «тысяча».
Веселое умножение
- кто умеет быстро перемножить два двухзначных числа?- спрашиваете вы, обращаясь к классу. – Все умеют? Проверим! Запишите пример на умножение: 64 умножить на 35. Записали? Тот, кто первым решит пример, пусть поднимает руку. Попросите двух ребят, решивших пример раньше других, подойти к доске. – Можете ли вы, - спрашиваете вы у них, - решить на доске подобный пример так, чтоб все видели, как вы это делаете? Можете. Очень хорошо. Посмотрим, что у вас получится. Я только забыла вас предупредить об одном условии. Решать пример будете с завязанными глазами. Согласны? Играющим завязывают глаза и ставят у доски. Одного справа, другого – слева. Каждый получает по куску мела и под диктовку записывает числа одно под другим, проводит под ним черту и приступает к умножению. Выполнить такое задание с завязанными глазами очень трудно. Перемножать приходится не видя чисел, по памяти. Это вызывает смех и оживление. Когда задание выполнено, результаты соревнования оценивают коллективно. К доске вызывают других ребят, и соревнование продолжается.