Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6-х классах «Час весёлой математики»


МАОУ лицей № 44 г. Липецка
Методическая разработка
внеклассного мероприятия в 6-х классах
«Час весёлой математики»


Скорикова Л.А.
Пояснительная записка.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету.
Внеклассная работа по математике  формирует и развивает способности  и  личность ребёнка. Управлять  этим процессом - значит не только  развивать  и  совершенствовать  заложенное в человеке природой, но формировать  у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так  как  каждый  человек воспитывает себя,  прежде всего сам,   здесь   добытое   лично  - добыто на всю жизнь.
Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.
Веселые познавательные игры, КВНы, конкурсы значительно оживляют изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика, учат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, развивают их память и логику.
В данной разработке представлен сценарий математических состязаний среди учащихся 6 классов, проведенных в неделе математики.
Разработка внеклассного мероприятия
«Час весёлой математики»


Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
Активизация деятельности обучающихся.
Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
Развивать сообразительность учащихся и их внимательность.
Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой.
Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
Воспитание культуры коллективного общения.
Оборудование: компьютерная презентация.

Реквизит: жетоны.
Ход мероприятия:
Вступление (звучит музыка).
Ведущий:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
Сегодня мы приглашаем на сцену сборные команды 6-х классов. Давайте с ними познакомимся поближе.
1) Представление команд . Капитаны представляют свои команды (название, девиз)
Девиз команды… «Дорогу осилит идущий, а математику-мыслящий»
Девиз команды… «Пусть ум победит силу»
2) Представление жюри
1 тур игры-разминка
Ведущий по одному вопросу каждой команде по очереди :
Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный).
Какую траву и слепой узнает? (Крапиву).
Из какой посуды не едят? (Из пустой).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
5. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
6 . На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
8 . Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
9 . Какое число приказывает? (Три)
10. Сколько единиц в дюжине? (12)
11. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
12. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
13. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
14. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
15. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
16 . Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
17. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)
18. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
19. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
20. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

II тур Великие математики
История математики уходит своими корнями в далекие времена. За много веков существования науку математику творили люди, имена которых мы помним и сейчас. Перед вами портреты великих ученых.

Вопросы:
Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. (Архимед)
В наше время известно более 150 вариантов доказательства этой теоремы. А вот для древних школяров она была не проста, поэтому они называли ее «ветряной мельницей», «ослиный мост», и даже «бегство убогих». Имя какого математика носит эта теорема? (Пифагор)
Мушкетер. Человек широких творческих интересов. Им получены глубокие результаты в философии, математике, физике, биологии, медицине. В математике известен тем, что ввел прямоугольную систему координат. О ком идет речь? (Р. Декарт).
Великий математик всех времен, сумевший обобщить и систематизировать все известные математические факты в уникальной книге «Элементы» («Начала»). Все, что о нем известно «сын Наукрита, сын Зекарха, известный под именем Геометра», ученый старого времени, по своему происхождению грек, по местожительству сириец, родом из Тири. Назовите этого математика? (Евклид)
Назовите имя первой русской женщины-математика? (Ковалевская)
Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)
3 тур математические сценки
Сценка в стихах "Треугольник и Квадрат"
 
Действующие лица: Автор, Треугольник, Квадрат.
 
АВТОР:
Жили-были два брата –Треугольник с Квадратом.Старший – квадратный,Добродушный, приятный.Младший – треугольный,Вечно недовольный.Стал расспрашивать Квадрат:
КВАДРАТ:
- Отчего ты злишься, брат?
АВТОР:
Тот кричит ему: 
ТРЕУГОЛЬНИК:
- Смотри!Ты полней меня и шире.У меня углов лишь три,У тебя же их четыре.
АВТОР:
Но Квадрат ответил: 
КВАДРАТ:
- Брат!Я же старше, я – Квадрат.
АВТОР:
И сказал ещё нежней:
КВАДРАТ:
- Неизвестно, кто нужней!
 
Звучит музыка (колыбельная). Квадрат укладывается спать в кровать. Треугольник прячется среди мебели.
АВТОР:
Но настала ночь, и к брату,Натыкаясь на столы,Младший лезет вороватоСрезать старшему углы.Уходя, сказал:
ТРЕУГОЛЬНИК:
- Приятных я тебе желаю снов!Спать ложился ты квадратным,А проснёшься без углов.
АВТОР:
Но наутро младший брат,Страшной мести был не рад.Поглядел он – нет Квадрата.Онемел… Стоял без слов…Вот так месть! Теперь у братаВосемь новеньких углов!
Сценка "Правильный ответ"
Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?
Ученик: А что делить, Михаил Иванович?
Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.
Ученик: А между кем?
Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.
Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.
Учитель: Почему это?
Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.
Учитель: А сливу он тебе не должен?
Ученик: Нет, сливу не должен.
Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?
Ученик: Четыре. И все Сидорову.
Учитель: Почему четыре?
Ученик: Потому что я сливы не люблю.
Учитель: Опять неправильно.
Ученик: А сколько правильно?
Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ
Стоит Олег задумавшись.
Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим по полам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает это меня?
Олег: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Лена: Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Олегу).
Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (уходит)
Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович, не будет меня ругать. (делает несколько гимнастических упражнений)
Лена: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Олег: (с нетерпением) Давай быстрее, покажем их. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!
(Олег с ужасом хватается за голову и убегает)
Сценка "Математика по неандертальски"
(Все усаживаются, гаснет свет, а когда сцена вновь освещается, мы видим пещеру, очаг, бивни мамонтов. Классную доску заменяет одна из стен пещеры. Учителя пока нет, ученики сидят на шкуре и переговариваются ...)
1. - Ты уроки сделал?
2. - А как же! Я же отличник! Вот... (Показывает кусок булыжника).
1. - Дай списать... (Достает другой булыжник и, все время посматривая на первый, высекает.)
Тук-тук-тук...
Учитель:(появляясь) Здравствуйте, дети!
1 и 2-У!У!У!
Учитель:- Прошу садиться (Пытается сесть и сам, но тотчас вскакивает как ужаленный). А-а-а! Кто подложил мне бивень мамонта?! Это твои штучки, Ослиное Ухо! Завтра с отцом в школу...
1. - А папа не может: он в командировке, в соседнем племени.
Учитель: - Тогда пусть ...
1. - И мама не может: она огонь в очаге поддерживает...
Учитель: - Тогда ...
1. - А бабушка на охоте - за мамонтом гоняется.
Учитель: - (Хватает огромный камень, выстукивает на нем) А я вот (тук-тук) ей напишу записку (тук-тук), и останешься сегодня без сырого мяса.
1. - За что? (Плачет) Я больше не буду-у...
2. - Он больше не будет!
3. - А ты, Вырви Глаз, не заступайся! Ослиное Ухо, к скале! Повторим математику!
2. - (шепотом) Шпоры! Шпоры возьми! (Протягивает булыжники)
1. - (Взяв булыжники, идет к скале). Я готов!
Учитель:- Высекай условие задачи: "По небу летели птеродактили" Высек?
1. - (высекает) "Птеродактили". Высек.
Учитель:- "Сначала их было столько, сколько пальцев на одной руке, потом к ним пристало еще столько. Сколько стало всего?
2. - (отвлекая) Ой, посмотрите в окно! Динозавриха с динозавренком!
Учитель:- Где? (Идет к окну).
1. - (В это время лихорадочно перебирает шпоры-булыжники) "Из
одной пещеры вливается, а в другую выливается ..." Это не то, это же не то
Учитель: - (У окна) Ну, где динозавры?
2. - Долго шли! Уже вымерли...
Учитель:- Ах, вы шутите! Ну сейчас мы пошути! Ослиное Ухо, садись - два! Сколько лун ты уже сидишь в одном классе? Две? И еще останешься. А ты, Вырви Глаз, к скале. Решил задачу про птеродактилей?
2. - Конечно! Я же первобытный отличник!
Учитель:- Ну, и сколько же будет птеродактилей?
2. - Птеродактилей будет много!
Учитель:- Ну, неплохо, садись - четверка.
2. - За что четвертка-то?!
Учитель:- Ответ был не совсем полный. Надо было сказать: "Птеродактилей будет очень много!".
2. - (плачет) Ну спросите меня еще! Зачем мне "4", я же отличник!... Ну
спросите!
Учитель: - Ага! Это тебе не про динозавров шутить! Ладно, так и быть,
слушай задачку. "У одного мальчика были ... ммм, ослиные уши. Одно ему
намяли, одно оторвали. Сколько всего ослиных ушей было у мальчика?"
2. - О-о-о! Меня не проведешь! Одно! Одно ухо было у мальчика. Одно ему намяли, его же и оторвали!.
Учитель:- Неправильно! В ответе - два уха! С ответом-то не сходится! Ха-ха-ха!
2. - Как ... не сходится? С каким ответом, покажите...
Учитель:- Да вот он ответ, перед тобой. Ослиное Ухо, встань, покажись! Ну, конечно, два!
2. - (хватает первого за ухо) Сейчас сойдется! Извини друг! У меня должен сойтись ответ. Ну что тебе - ухом больше, ухом меньше ... А у меня, если с ответом не сойдется - 4 в четверти, представляешь ...?
1. - А-а-а! (выбегают со сцены)
Затемнение.
(Все трое персонажей в нашей обстановке. Один осторожно трогает себе за ухо).
1. - Уфф! Ну и нравы в этой первобытной школе!
2. - А я так в роль вошел - действительно, чуть тебе ухо не съел! Ой, а
ты испугался !к
1. - Я за тебя испугался-то! Ты знаешь, когда я их мыл последний раз?
3тур
кто первый решит задачку?
Бездельник и чёрт Среди нас, людей сознательного и радостного труда, завёлся Бездельник. И учиться ему лень, и от работы увиливает, а деньги любит, жаден. Никак в толк взять не хочет, что только те деньги хороши, которые честным трудом заработаны. Ходит без дела Бездельник и вздыхает:- Эх доля моя горемычная! Никто и знаться со мною не желает. Говорят: “ Бездельники нам не нужны. Сам ничего не делаешь и нам мешаешь. Иди к чёрту! ” Да разве какой чёрт посоветует мне, как богатым сделаться?Только подумал Бездельник, глядь, а чёрт перед ним стоит.- Что ж, - говорит ,- если хочешь, я тебе помогу. Лёгкая работа и богатым будешь. Вот видишь мост через речку?- Вижу,- отвечает немного оробевший Бездельник.- Ну, так перейди по мосту на другой берег, и у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Ещё раз мост пройдёшь, опять станет вдвое больше, чем было. И так каждый раз:как только ты пройдёшь мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было перед этим. - Ой ли! – Обрадовался Бездельник.- Верное слово! – уверил чёрт. – Только, чур, уговор! За то, что я тебе устраиваю такое счастье, ты каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне по 24 копейки за добрый совет.- Ну, что же, - согласился Бездельник, - раз деньги будут удваиваться, так отчего же не дать тебе каждый раз по 24 копейки? Начнём, пожалуй!Прошёл мост Бездельник один раз, сосчитал деньги…Вот диво! Действительно, денег стало вдвое больше чем было. Бросил он черту 24 копейки и прошел мост второй раз. Опять денег стало вдвое больше, чем было перед этим. Отсчитал он 24 копейки, отдал черту и прошел по мосту в третий раз. Денег стало снова вдвое больше. Но только и оказалось их ровнехонько 24 копейки, которые по уговору полностью пришлось отдать черту. Чёрт захохотал и с глаз сгинул. Остался Бездельник без копейки. Видно на чужой совет надо ещё свой ум иметь!Сколько же у Бездельника сначала денег в кармане было?
После того, как Бездельник в третий раз прошёл по мосту, он заплатил 24 копейки Чёрту и остался без денег. Значит, после того, как он в третий раз прошёл по мосту у него было ровно 24 копейки, а до этого - 24:2=12 копеек. Эти деньги оказались у Бездельника после того, как он во второй раз прошёл по мосту и заплатил Чёрту. Значит, до этого у него было (12+24):2=36:2=18 копеек. А до первого прохода по мосту, то есть в самом начале, у него была (18+24):2=42:2=21 копейка.
Волк, козёл, капуста
Крестьянин подходит к речке, возле которой сидят волк, козел и капуста.
Задача крестьянина: перевезти всех троих на тот берег.
Ограничения перевозки:
в лодке кроме крестьянина помещается либо волк, либо козёл, либо капуста;
волка нельзя оставлять на одном берегу с козлом ибо сожрёт;
козла нельзя оставлять на одном берегу с капустой ибо сожрёт.
Сожрать еду животные могут как на этом берегу, так и на другом. В присутствии крестьянина животные не жрут.
1. Крестьянин отвозит козла на другой берег и возвращается (Волк, Капуста, Крестьянин ⇔ Козёл).2. Отвозит волка на другой берег и возвращается с козлом (Крестьянин, Козёл, Капуста ⇔ Волк).3. Отвозит капусту к волку и возвращается к козлу (Крестьянин, Козёл ⇔ Волк, Капуста).4. Отвозит козла на другой берег
Красота математики
1 х 8 + 1 = 9
12 х 8 + 2 = 98
123 х 8 + 3 = 987
1234 х 8 + 4 = 9876
12345 х 8 + 5 = 98765
123456 х 8 + 6 = 987654
1234567 х 8 + 7 = 9876543
12345678 х 8 + 8 = 98765432
123456789 х 8 + 9 = 987654321
Грациозные единицы.
1 x 1 = 1
11 x 11 = 121
111 x 111 = 12321
1111 x 1111 = 1234321
11111 x 11111 = 123454321
111111 x 111111 = 12345654321
1111111 x 1111111 = 1234567654321
11111111 x 11111111 = 123456787654321
111111111 x 111111111 = 12345678987654321
А вы об этом знали?
3*37=111
6*37=222
9*37=333
12*37=444
15*37=555
18*37=666
21*37=777
24*37=888
27*37=999
Подведение итогов жюри.
Список использованных источников.
Математическое ассорти. 5-11 класс. Сценарии вечеров, праздников, конкурсов/ а. сост. Т. А. Лепехина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Материал для внеклассной работы по математике./Шустов Ф. Н. – Минск: Народная аффета, 1968.
Загадка «цветных чисел»// В. Далингер. – «Математика», М.:2002, № 45.
Ох уж эта математика!// В. Шилова. – «Математика», М.: 1999, № 45.
Путешествие вглубь веков// Т. Маслова. – «Математика», М.: 2002, № 45.
Счастливый случай// В. Попова. – «Математика», М.: 1999, № 45.