Урок биологии 8 класс Тема: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская СКОШИ, учитель биологии Чистофорова Елена Анатольевна
Урок биологии 8 класс
Тема: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для изучения и закрепления знаний учащихся об основных видах травм, связанных с опорно-двигательной системой и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП), для развития способности анализировать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;
- ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
- сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
- обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп.
Коррекционно – развивающие:
- корректировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;
- корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объёма внимания путём выполнения различных заданий;
- корректировать и развивать связную устную речь учащихся через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями;
- активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и работе в парах;
- способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно – светового режима.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других;
- учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.
Методы обучения: частично-поисковый, практический.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация, инструктивные карты, карточки-задания, простейшие шины, бинты, косынка, учебник.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Обоснование
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
I.
Оргмомент
Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок.
Проверяют оформление рабочего места. Определяют готовность к уроку.
II.
Актуализация ранее изученного материала.
Предлагаю вспомнить строение и состав костей скелета для подготовки к восприятию нового материала. Провожу Экспресс – опрос (фронтальный опрос)
(приложение №1)
Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания.
Сами выбирают вопрос, вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей. Отвечают на вопросы, выслушивают ответы одноклассников, если нужно дополняют ответы
III.
Целепологание мотивация
Предлагаю учащимся задание, с помощью которого дети сами определяют тему и задачи урока. Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока:
1. Знать:
2. Уметь:
Научиться:
Проговариваю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные.
Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую работу.
Приложение2
Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели.
Это настраивает на работу, повышает активность учащихся.
Выполняют предложенное задание, выводят тему и задачи урока. Записывают тему урока в тетради.
Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование
волевая саморегуляция
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
участие в коллективном обсуждении проблем,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владение монологической и диалогической речью
Познавательные
общеучебные:
самостоятельное выделение познавательной цели
моделирование
выбор оптимальных способов решения задач
умение строить речевое высказывание
IV
Изучение нового материала. Первичное усвоение материала.
Осознание и осмысление.
Предлагаю работу в группах по инструктивным картам.
Предлагаю группам выступить, остальным - слушать и заполнять таблицу.
Приложение 3
Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать).
Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других.
Работают в группах по инструктивным картам.
Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу.
Познавательные
общеучебные:
поиск информации
моделирование
умение строить речевое высказывание
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
смысловое чтение
логические:
анализ
синтез
сравнение
подведение под понятия
установление причинно-следственных связей
доказательство
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками
участие в коллективном обсуждении проблем,
умение слушать и вступать в диалог,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владение монологической и диалогической речью
Регулятивные:
волевая саморегуляция
V.
Физминутка
Провожу динамическую паузу
Учащиеся вместе со мной выполняют упражнения
VI.
Закрепление изученного материала
Предлагаю выполнить практическую работу:
задания-задачи с последующей защитой ответов;
Работа в группах.
Предлагаю группам защитить свои ответы.
Предлагаю учащимся выполнить тест «Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломах”
Приложение 4
Приложение 5
Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти.
Закрепление знаний.
Выполняют:
-задания-задачи для последующей защиты ответов; Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Учатся накладывать шину, тугую давящую повязку, фиксирующую повязку
Выполняют тест, проводят взаимопроверку и оценивают знания друг друга
Регулятивные:
оценка достижения планируемых результатов
коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
волевая саморегуляция
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий
контроль и оценка способов и результатов действий
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками
участие в коллективном обсуждении проблем,
умение слушать и вступать в диалог,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владение монологической и диалогической речью
VI.
Задание на дом.
Предлагаю выбрать один из вариантов:
подготовить устный ответ;
практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи.
Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке.
Выбирают один из вариантов и записывают в дневник.
VII
Рефлексия.
Предлагаю вопросы:
- С каким настроением вы пришли на урок?
- С каким уходите?
- Что полезного вы узнали на уроке?
- Достигли ли вы своей цели?
- Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз?
- Что изменить?
- Что бы вы пожелали друг другу?
Развивает самооценку, умение делать анализ.
Отвечают на вопросы.
Приложение 1
Вопросы к Экспресс – опросу:
Найдите кости верхней конечностей и расположите их по порядку сверху вниз: локтевая кость, лобная кость, грудная клетка, предплюсна, пястье, бедренная кость, плечевая кость, позвоночник, плюсна, большая берцовая кость, фаланги пальцев кисти, запястье, малая берцовая, лучевая кость.
Что общего между этими костями: бедренная кость, большая берцовая, малая берцовая, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев стопы.
Исключи лишнее и объясни своё решение: лобная кость, грудная клетка, теменная кость, плечевая кость, затылочная кость, височная кость, клиновидная кость,
К какому отделу относятся следующие кости:
Затылочная
Лопатка
Плечевая
Найдите в тексте ошибки: кости растут в длину за счёт надкостницы, органические вещества придают костят упругость и эластичность.
Какой тип соединения костей мы увидели в видеофрагменте? Какие ещё типы соединения костей вам известны?
Найдите в тексте ошибки: позвоночник человека образован 40 позвонками, шейный отдел 12 позвонков, грудной отдел 7 позвонков, поясничный отдел – 5 позвонков, крестцовый отдел – 5 сросшихся позвонков, копчиковый отдел 4-5 позвонков.
Приложение 2
Предложенные слова распределите на две группы по смыслу: неподвижное соединение, надкостница, губчатое вещество, костный мозг, полуподвижное соединение, шина, тугая давящая повязка, подвижное соединение, бинт, йод.
Что у нас лишнее? Подумайте о чём мы сегодня на уроке будем говорить? Какая тема урока? Какие задачи должны решить сегодня на уроке?
Приложение 3
Инструктивная карта
1.Внимательно прочтите текст.
2.Определите вид повреждений.
3. Определите симптомы этого повреждения.
4. Определите меры первой помощи.
5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).
Вид повреждений
Симптомы
Меры первой помощи
Переломы.
Полное или частичное нарушение целостности кости называют переломом. Если кожные покровы и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при этом не нарушены, переломы относят к закрытым, а если нарушены к открытым. Отличить перелом от ушиба бывает достаточно сложно. Признаки, указывающие на наличие перелома, следующие: острая боль при попытках изменить положение поврежденной части тела, появление подвижности в тех местах, где ее не должно быть.При открытых переломах вначале надо остановить кровотечение и обработать рану, наложить повязку. Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, так как отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. Пострадавшей части тела надо придать неподвижность, то есть зафиксировать ее.
Если повреждена рука или нога, на нее накладывают шину . Для этого используют либо специальные медицинские шины, либо подручные средства дощечки, картон. Шина должна захватывать не менее двух соседних суставов. Шину накладывают со стороны нетравмированных участков тканей. Под шиной должна быть мягкая ткань вата или одежда. Накладывать шину на голое тело нельзя. Прибинтовывается шина не очень плотно: она не должна давить на поврежденную поверхность.
При переломе костей плеча, предплечья и кисти целесообразно руку согнуть в локте и помимо шины зафиксировать руку косынкой. Можно концы косынки обвязать вокруг шеи и положить в нее руку с шиной. Если нет косынки, можно полу пиджака со стороны пораженной руки прикрепить булавкой к лацкану пиджака и в образовавшуюся складку положить руку.
Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.
В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.
Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.
Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Инструктивная карта
1.Внимательно прочтите текст.
2.Определите вид повреждений.
3. Определите симптомы этого повреждения.
4. Определите меры первой помощи.
5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).
Вид повреждений
Симптомы
Меры первой помощи
Первая помощь при растяжении связок.
При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Инструктивная карта
1.Внимательно прочтите текст.
2.Определите вид повреждений.
3. Определите симптомы этого повреждения.
4. Определите меры первой помощи.
5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).
Вид повреждений
Симптомы
Меры первой помощи
Первая помощь при вывихах суставов.
При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, - вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 4
Практическая работа. Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
Оборудование: на столах перевязочный материал, шины из различного материала.
Задания группам.
1 –я группа - Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе.
2- я группа - Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торчат осколки кости. Больной периодически теряет сознание. Определить тип повреждения. Оказать помощь.
3 – я группа - На перемене, сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.
Приложение 5
Тест
Выберите верные утверждения.
Если вы согласны с утверждением – ставите цифру 1, если не согласны – 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.)1. Перелом – это выход суставной головки из суставной впадины. (0.)2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи. (0.)3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений, деформация конечности – признаки перелома. (1.)4. Наложение холода и тугой повязки – это первая помощь при растяжении связок. (1.)5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу. (0).
Оценки:
– 5 правильных ответов – «5»;– 4 правильных ответа – «4»;– 3 правильных ответа – «3».
1. КРОССВОРД
1. Осевой скелет туловища.
2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.
3. Подвижное соединение костей в скелете.
4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.
5. Элемент скелета.
6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.
8. Кости, образующие позвоночник.
9. Часть грудной клетки.
Опорная структура организма.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Первая помощь при повреждениях скелета.
Тип травмы
Признаки
Первая помощь
Растяжение связок
Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава
Иногда кровоизлияние.
Тугое бинтование сустава;
Холод на место повреждения;
Доставить в лечебное учреждение.
Вывих суставов
Резкая боль в суставе;
Конечность в неестественном положении;
Движения в суставе затруднены или невозможны.
Обеспечить неподвижность месту повреждения;
Дать обезболивающее;
Доставить в лечебное учреждение
Переломы костей
Резкая боль;
Изменение положения формы, иногда длины конечности;
Нарушение функций конечности;
Появление отечности и кровоподтека.
Полная неподвижность
поврежденной части тела;
Дать обезболивающее;
Доставить в лечебное учреждение.
Самоанализ урока
Тема урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей”. 4 урок в теме «Опора и движение”. Тип урока – комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;
- ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
- сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
- обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе;
- на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп.
(для достижения образовательных задач было организовано повторение пройденного, самостоятельная работа в группах, практическая работа).
Коррекционно – развивающие:
- корректировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;
- корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объёма внимания путём выполнения различных заданий;
- корректировать и развивать связную устную речь учащихся через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями;
- активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и работе в парах;
- способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно – светового режима.
(развивающие задачи достигались за счёт применения ТСО, решения биологических задач, выполнения практической работы, работа в группах, проговаривание полного ответа на вопрос).
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других;
- учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.
(воспитательные задачи решались на протяжении всего урока – умение слушать своих одноклассников, работа в группах).
Краткая характеристика класса: в 8 классе обучается 7 человек, уровень усвоения учебного материала средний и ниже среднего, работоспособность на среднем уровне (дети с нарушением зрения), проявляют интерес к предмету.
Структура урока соответствует типу урока.
Этапы урока.
Проверка домашнего задания.
Тема, цели урока.
Изучение нового материала
Закрепление нового материала.
Проверка усвоения материала.
Итог урока
Рефлексия.
Домашнее задание.
Методы обучения: частично-поисковый, практический.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.
На уроке прослеживаются межпредметные связи с ОБЖ.
Физминутки, смена видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке обеспечивали комфортную психологическую среду на уроке.
Урок достиг поставленных целей и имеет свои практические результаты.
15