Урок музыки на тему «В чем сила музыки»

Урок музыки на тему «В чем сила музыки»

Цель урока: раскрытие понятия «сила музыки» через призму правды и красоты.
Задачи:
воспитательные: воспитывать чувство преданности высоким человеческим идеалам на музыкальных примерах урока;
познавательные: обогащение знаний обучающихся о выразительных средствах музыки на примерах из музыкальных произведений М. И. Глинки;
эстетические: раскрыть красоту музыкально – художественного образа, отражающего героический подвиг человека.
Наглядные и технические пособия: портрет композитора, тексты арии и хора, аудио- и видеозаписи, мультимедийный проектор.
Музыкальный материал:
1) «Мальчишки и девчонки». Муз. А. Островского, сл. И. Дик.
2) Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
3) Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
4) «Баллада о солдате». Муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

Ход урока

Песня на вход: «Мальчишки и девчонки».
(Затем, стоя у парт, допевают 1 куплет песни).
У.: Добрый день, ребята! Какое настроение у вас появилось, когда вы услышали знакомую песню?
Д.: Радостное, хорошее.
У.: Молодцы! Я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. Как вы думаете, почему у вас поднялось настроение?
Д.: Потому что звучала радостная, веселая музыка.
У.: Верно, потому что звучала Музыка! Значит, вы заметили, как повлияла на вас и на ваше сердце музыка?
Д.: Да.
У.: Таким образом, можем мы сказать, что в музыке есть волшебная сила, способная воздействовать на человека?
Д.: Да.
У.: Правильно, ребята. Эта великая сила не только воздействует на человека, меняя его настроение, но и влияет на его жизнь, преобразовывая ее. Сегодня нам предстоит узнать, какая же неведомая сила кроется в музыке. (Слайд-заголовок)

I.
Разгадка нашего вопроса будет скрыта в музыке Михаила Ивановича Глинки – великого русского композитора, который жил в 19 веке. (Портрет, слайды)
Он – современник А. С. Пушкина – великого русского поэта, дружил с ним. Глинка в русской музыке имеет такое же значение, что и Пушкин в поэзии. М. И. Глинка – основоположник русской классической музыки.
Еще с раннего детства М. И. Глинка увлекся музыкой: полюбил русские народные песни, которые исполняли крестьяне, научился играть на нескольких музыкальных инструментах. Когда Мишу родители упрекали в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что ж делать? Музыка – душа моя!». Позднее, став взрослым, Глинка стал композитором и даже замечательным певцом. Им сочинено много музыкальных произведений и одно из них – это опера «Иван Сусанин».
У.: Ребята, что такое опера?
Д.: Это вид театрального искусства, где сценическое действие тесно связано с музыкой.
У.: Опера «Иван Сусанин» - это первая русская народная героическая опера.
Событие, о котором идет речь в опере, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию. Сегодня, ребята, мы послушаем с вами 2 эпизода из этой оперы. Это ария Ивана Сусанина и хор «Славься».
В одной из сцен оперы вражеский отряд входит в избу костромского крестьянина Ивана Сусанина и требует, чтобы тот показал им дорогу на Москву. Сусанин решает обмануть поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, откуда нет выхода. (Слайд). Узнав вскоре правду, поляки решают убить его.
Зимний лес. Светает. Враги, уставшие, спят. И лишь Сусанину не до сна, он чувствует свою погибель. Его переживания выражены в арии – песне.
У.: Как вы думаете, ребята, как будет вести себя наш герой? Каков будет характер его арии?
Д.: Будет мужественным, сдержанным, ведь это настоящий герой.
У.: Правильно, в сердце Сусанина нет страха. Но все же Хоть это и герой, но все-таки он живой человек, ему тоже хочется жить.
- Как здесь музыка может передать состояние души этого человека?
Д.: Музыка может быть грустной, но не жалобной, а спокойной, сдержанной, мужественной.
У.: Хорошо. Правильность ваших ответов вы, ребята, сами проверите, прослушав арию Ивана Сусанина.

Ария Сусанина – слушание и просмотр (видео)

У.: Ну как, ребята, подтвердились ваши предположения?
Д.: Да.
У.: Каков характер арии?
Д.: Сдержанный, скорбный, суровый, мужественный и т. д.
У.: Разучим первые две фразы этой арии.
Разучивание отрывка арии.
Работа над звуком, дикцией, правильным интонированием.

II.
У.: Узнав о гибели Ивана Сусанина, односельчане поднимаются на защиту. Русский народ победил врага. Далее действие происходит в Москве на Красной площади. Весь народ празднует победу. (Слайд)
Оперу завершает заключительный хор «Славься».

Хор «Славься!» - слушание и просмотр (видео)

У.: Понравилась вам музыка?
У.: Доводилось ли вам когда-либо ее слышать?

III.
А теперь, прослушав 2 музыкальных номера из оперы, мы сравним их: арию и хор.
На доске: 2 столбика (вписываем ответы детей)
У.: Какими музыкальными красками нарисованы мелодии?
Д.: 1 – темными, мрачными, 2 – светлыми, яркими.
У.: Характер?
Д.: 1 – мужественный, суровый, песенный, 2 – торжественный, радостный, маршевый.
У.: - Динамика? (1- тихо, 2 – громко)
- Темп? (1- медленно, 2 - быстро)
- Исполнители? (1 – бас и оркестр, 2 – хор и оркестр).
- Еще звучание какого инструмента вы услышали в хоре? (Колокола)
- Верно, звучание колоколов придает музыке торжественность, праздничность.
- Ребята, можно ли музыку, которую вы сегодня прослушали, назвать красивой?
Д.: Да.
У.: А теперь представьте себе невероятное: мы переставим музыку обоих эпизодов, т.е. Сусанин будет петь свою предсмертную арию на музыку хора «Славься», а хор будет звучать на музыку арии Сусанина.
(Стрелками рисую перестановки).
- Теперь будет ли музыка красивой? Почему?
- Куда же делась вся красота музыки?
Д.: Так не бывает, это неправда.
У.: Да, исчезла правда, значит, исчезла и красота. Разве будет красивым звучание хора, славящего победу на медленную, скорбную мелодию или предсмертная ария, построенная на радостной, торжественной мелодии?
- Верно, все оказалось неправдой: так не бывает в жизни, так не должно быть и в искусстве!
- Неправда может быть красивой?
Д.: Нет.
У.: Правильно, красота и неправда несовместимы. Если исчезает правда, то исчезает и красота.
А теперь вернем чудесной музыке М. Глинки ее красоту и правдивость.
- Скажите, ребята, неужели красота этой музыки заключается только в мелодии?
- Что вы можете сказать о красоте поступков людей?
Д.: Красивыми можно назвать героизм, любовь к Родине, доброту и т. д.
У.: Это правда нашей жизни или неправда?
Д.: Это правда.
У.: Вот мы, ребята, совершенно незаметно для нас разгадали секрет силы воздействия музыки на человека. Оказывается, сила музыки кроется в ее правде и красоте. (Слайд)

IV.
Песня, которую мы разучили на прошлом уроке, тоже рассказывает о героях – защитниках Родины. (Наигрываю мелодию)
Д.: Это песня «Баллада о солдате».
У.: Война. Трудные военные дороги. Идут солдаты, преград не зная. Солдаты не хотят войны, но они должны защищать родную землю от врагов. Они должны победить.
- Это правда?
Д.: Да.
У.: А героизм, мужество и подвиг этих солдат можно назвать красивыми?
Д.: Да.
У.: Значит, и этой песне присутствуют правда и красота. И она тоже имеет свою силу воздействия на человека. Исполним ее.

«Баллада о солдате» - исполнение.

V.
- С музыкой какого композитора мы с вами сегодня познакомились?
- Какое крупное произведение я назвала первой русской народно-героической оперой?
- Какие 2 эпизода из этой оперы прозвучали на уроке?
- Можно ли назвать подвиг Ивана Сусанина и простых солдат ВОВ правдивыми и красивыми?
- В чем заключается сила музыки?
15