Рабочая программа внеурочной деятельности Секреты русского языка для обучающихся 11-13 лет
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное общеобразовательная организация
средняя общеобразовательная школа №23 села Воронцовка
Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от « » августа2014 года
Председатель педсовета
____________ Л.М.Шахбазян
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Факультатив «Секреты русского языка»
Срок реализации программы: 1 год, 6 класс
Возраст обучающихся- 11 – 13 лет
Учитель Александрова Жанна Александровна
Пояснительная записка
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен. Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. Цель -пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.Основные задачи:
выявление и поддержка одарённых учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к слову должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях используются ролевые игрыСодержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык, в этом и заключается актуальность данной деятельности.Программа кружка для 6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.
2. Учебно-тематический план
№
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Введение. Основные цели и задачи кружка
1
1
Раздел 1. Русский язык – язык великого народа (4 часа)
2
Поговорим о родном языке
1
1
3
Звук и буква
3
1
2
Раздел 2. Из истории письменности (8 часов)
4
Можно ли писать без букв
1
1
5
О буквах русского языка
2
1
1
6
Как расшифровать письмена
1
1
7
Словесные раскопки
4
2
2
Раздел 3. Лексика (14 часов)
8
О синонимах русского языка
2
1
1
9
Антонимы русского языка
2
1
1
10
Омонимы русского языка
2
1
1
11
Многозначные слова и омонимы
2
1
1
12
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
2
1
1
13
Мир фразеологии
2
2
14
Словари русского языка
2
1
1
Раздел 4. Синтаксис (3 часа)
15
Почему предложения такие разные
3
1
2
Раздел 5. Морфемика (3 часа)
16
Из чего состоят слова
3
1
2
Раздел 6. Словообразование (2 часа)
17
Основные способы образования слов
2
1
1
Всего
34
13
21
Содержание программы.
Тема 1. Введение.Основные цели и задачи кружка. Что такое язык и речь?
Раздел 1. Русский язык – язык великого народа. (4 часа)Тема 2. Поговорим о родном языке.Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка.Практическое занятие.Сообщения учащихся о языке. Конкурс стихов о русском языке.
Тема 3. Звук и буква. Буква и звук. Буква – условный знак для передачи звука речи. Выразительные возможности звука речи. Аллитерация, ассонанс.Практическая часть.Фонетическая зарядка. Игры с буквами и словами. Слоговой анализ текста. Звуковой анализ текста.
Раздел 2. Из истории письменности. (8 часов)Тема 4. Можно ли писать без букв.Знакомство с историей письменности. Узелковое письмо. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифическое письмо. Тайна египетского письма. Клинопись. Практическая часть.Выполнение упражнений. Разгадывание таинственных надписей. Сообщения учащихся о видах письма.
Тема 5. О буквах русского алфавита. Старославянская азбука. Потерянные буквы. Современный русский алфавит.Практическая частьСообщения учащихся об «интересных», «лишних», «весёлых», «удивительных», «дорогих», «волшебных» буквах языка.
Тема 6. Как расшифровать письмена.Умение расшифровывать и создавать письмена. Письмо греческого мальчика. Тарабарская грамота. Практическая часть.Сообщения учащихся о тарабарской грамоте. Написание и чтение тарабарской грамоты. Занимательные задачи.
Тема 7. Словесные раскопки.Происхождение и значение личных имён и фамилий. Из истории некоторых слов: географических названий, дней недели и других слов. Что такое ономастика.Практическая часть.Сообщения учащихся об истории русских имён и фамилий, о происхождении названий месяцев, дней недели, монет.
Раздел 3. Лексика. (14 часов)Тема 8. О синонимах русского языка.Понятие синонима. Использование синонимов писателями. Смысловые, контекстуальные синонимы.Практическая часть.Грамматическая сказка. Работа с отрывками из произведений И. С. Тургенева, М. Горького, выявление роли синонимов в текстах. Дидактические игры и упражнения.
Тема 9. Антонимы русского языка. Понятие антонима. Разнокорневые и однокорневые антонимы.Практическая часть.Дидактические игры и упражнения. Роль антонимов в тексте.
Тема 10. Омонимы русского языка. Понятие омонима. Омофоны. Омографы. Использование омонимов, омофонов, омографов в художественных произведениях.Практическая часть.Работа со словарём омонимов. Дидактические игры и упражнения.
Тема 11. Многозначные слова и омонимы.Отличие многозначных слов от омонимов. Употребление омонимов в поэтической речи.Практическая часть Конкурс смекалистых. Тема 12. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.Понятие диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Отличие историзмов от архаизмов. Исконно русские слова и заимствованные слова, их признаки.Практическая часть.Дидактические игры и упражнения.
Тема 13. Мир фразеологии. Понятие фразеологизма. Фразеологические обороты. Метафорические сочетания. Почему мы так говорим.Практическая часть.Путешествие к словам с крыльями. Сообщения учащихся о появлении и значении некоторых фразеологизмов. Занимательные игры. Роль фразеологизмов в тексте.
Тема 14. Словари русского языка. Лингвистические и энциклопедические словари. Как живут слова в разных словарях. В. И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»Практическая часть. Сообщения учащихся об истории создания толкового словаря. Самостоятельная работа со словарями. Игра «Кто больше?».
Раздел 4. Синтаксис. (3 часа)Тема 15. Почему предложения такие разные.Грамматическая основа предложения. Какие бывают знаки препинания и предложения.Практическая часть.Сообщения учащихся о значении слов «подлежащее», «сказуемое». Сообщения-рассказы, упражнение-игра. Весёлые рифмы. Дидактические игры и упражнения.
Раздел 5. Морфемика. (3 часа)Тема 16. Из чего состоят слова.Части слова. Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффиксы. Слова и их формы. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.Практическая часть. Грамматическая сказка о частях слова. Рифмованные задания. Дидактические игры.
Раздел 6. Словообразование.Тема 17. Основные способы образования слов.Изменение и образование слов. Основные способы образования слов.Практическая часть.Дидактические игры и упражнения.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом;
практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,
приобретение опыта создания первых творческих работ.
5. Формы и виды контроля.Основными видами контроля являются:- конкурс;-концерт;выставка работ.
6. Методические рекомендацииДля успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Методическое обеспечение программы.
Название раздела
Форма занятия
Методы, приёмы
Дидактический материал
Введение. Основные цели и задачи кружка.
Беседа
Поговорим о родном языке
Практическое занятие
Беседа, сообщения учащихся
Дидактические игры
Звук и буква
Лекция, практическое занятие
Звуковой анализ текста
Раздаточный материал
Можно ли писать без букв
Практическое занятие
Слово учителя, сообщения учащихся, выполнение упражнений
Карточки
О буквах русского алфавита
Лекция, практическое занятие
Иллюстрации
Раздаточный материал
Как расшифровать письмена
Практическое занятие
Беседа, сообщения учащихся, выполнение занимательных задач
Карточки
Словесные раскопки
Практическое занятие
Слово учителя, сообщения учащихся, частично-поисковый
Раздаточный материал
О синонимах русского языка
Лекция, практическое занятие
Грамматические игры и упражнения, беседа
Карточки
Антонимы русского языка
Лекция, практическое занятие
Грамматические игры и упражнения, беседа
Раздаточный материал
Омонимы русского языка
Лекция, практическое занятие
Грамматические игры и упражнения, беседа
Карточки
Многозначные слова и омонимы
Практическое занятие
Беседа, занимательные игры
Перфокарты
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
Лекция, практическое занятие
Дидактические игры и упражнения
Раздаточный материал
Мир фразеологии
Практическое занятие
Беседа, занимательные игры
Карточки
Словари русского языка
Лекция, практическое занятие
Беседа, занимательные упражнения
Почему предложения такие разные
Лекция, практическое занятие
Объяснение, беседа, сообщения учащихся.
Карточки
Из чего состоят слова
Лекция, практическое занятие
Беседа, лингвистические задания, дидактические игры, рифмованные упражнения
Карточки
Основные способы образования слов
Лекция, практическое занятие
Беседа, дидактические игры и упражнения
Карточки
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Печатные пособия
1
Асмолов А.ГФормирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2011
Дюжев О.А. УУД Русский язык Современные диктанты 5-9 классы Автор-составитель О.А.Дюжева. - Волгоград: Учитель, 2013
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011
Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия/ автор-составитель О.В.Касперская. - Волгоград: Учитель, 2011
Казбек-Казиева М.М Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы М.М.Казбек-Казиева Айрис-прес 200
О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко «Эффективные технологии воспитания»
П.Ткаченко «Кубанские пословицы и поговорки»
Карточки дифференцировнного контроля знаний
Лингвистические словари
2.Технические средства обучения
2
Ноутбук, проектор, экран.
4. Экранно-звуковые пособия
3
Экранно-звуковые пособия по русскому языку.
Презентации, видеоуроки.
15