Рабочая программа кружка Чудеса из бумаги.
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ.ОРИГАМИ»
Класс 2
Количество часов: всего 34часа; в неделю 1 час
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Пояснительная записка
Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Всё это - возможности оригами.- то есть японского искусства складывать фигурки. Своё название оно получило от японских слов «ори» - складывать и «гами» - бумага.
Это уникальное занятие для всех и каждого. Любой найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. Для занятий нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей
Оригами – коллективное творчество. Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций. Оригами не требует больших материальных затрат и особых способностей – получается у всех, кто хочет творить. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки
Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
знакомятся со свойствами бумаги;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Особенности содержания факультатива.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю), 2 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами).
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
учиться корректировать, вносить изменения в работу;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
уметь узнавать изделия, открытки, выполненные в технике «оригами»;
уметь соблюдать правила техники безопасности;
иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,
уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»;
уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
творческое конструирование;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Возраст обучающихся 7-11лет.
Рабочая программа 2 года обучения рассчитана на 34часа (1час в неделю).
Содержание программы 2 класс:
Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (2ч)
Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.
Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Условные обозначения, принятые в оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)
Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами». Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Модульное оригами. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.
Коллективные творческие работы (7 ч)
Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам : «С днём учителя», «С Новым годом!», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием техники «оригами»..
Календарно-тематическое планирование:
1.
Знакомство с техникой оригами.
1.09
2.
Виды бумаги, ее свойства. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
8.09
3.
Бумага. Понятие «Базовая Форма». Условные обозначения, принятые в оригами.
15.09
4.
Базовые формы – основа любого изделия.
22.09
5.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие).
29.09
6.
Оформление композиций «Осенний букет».
6.10
7.
Базовая форма «Треугольник». Изготовление котенка с белыми ушами.
13.10
8.
Базовая форма «Треугольник». Изготовление собаки.
20.10
9.
Базовая форма «Треугольник». Модель «Пароход».
27.10
10.
Базовая форма «Воздушный змей». Модель «Парусник».
10.11
11.
Базовая форма «Воздушный змей». Модель «Дерево».
17.11
12.
Базовая форма «Воздушный змей». Модель «Елочка».
24.11
13.
Базовая форма «Дверь». Изготовление кошелька.
1.12
14.
Базовая форма «Дверь». Модель «Гном».
8.12
15.
Открытка .Снежинка.
15.12
16.
Сувенир. Дед Мороз.
22.12
17.
Коллективная работа « С Новым годом!»
29.12
18.
Базовая форма «Двойной квадрат». Золотая рыбка.
13.01
19.
Базовая форма «Двойной квадрат». Краб.
20.01
20.
Композиция «Аквариум».
27.01
21.
Базовая форма «Книжка». Модель «Дом».
3.02
22.
Базовая форма «Книжка». Модель «Гвоздика».
10.02
23.
Изготовление открытки «Поздравляю».
17.02
24.
Поздравительная открытка «Роза»
24.02
25.
Оформление поздравительной открытки.
2.03
26.
Конкурс «Я люблю свою маму».
9.03
27.
Базовая форма «Конверт». Рыбка-бабочка.
16.03
28.
Базовая форма «Конверт». Водоросли и камешки.
23.03
29.
Оформление аквариума.
6.04
30.
Пасхальный сувенир. Цыплята в скорлупке.
13.04
31.
Цветы. Ландыши.
20.04
32.
Цветы. Гвоздика.
27.04
33.
Конверт для ветеранов с гвоздиками.
4.05
34.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
11.05
35.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
18.05
Материально-техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:
Цветную и белую бумагу формата А4,
картон белый и цветной, гофрированный,
клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Технические средства обучения.
1 Компьютер
2 Мультимедийный проектор
3 Колонки для компьютера
Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.
Литература
1. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
2. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
3. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
4. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.
5. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
6. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
Интернет-ресурсы:
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://stranamasterov.ru
15