Культурная жизнь г. Кемерово.Рабочая программа.


Тематическое планирование
внеучебной (внеурочной) деятельности
для учащихся начальной школы (1-4 классов)
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КЕМЕРОВА»



Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………… 3
Учебно - тематический план …………………………………………………… 10
Содержание программы ………………………………………………………… 15
Материально – техническое обеспечение ……………………………………… 19
Перечень ключевых слов ………………………………………………………… 22
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Культурная жизнь города Кемерово», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Данная программа поможет учителю в реализации городской воспитательной программы «С любовью к городу».
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Задачи:
В области образования:
-содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона; 
-расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
-привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
-научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории  Кемеровской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.
В области воспитания:
-содействовать гармоничному развитию личности школьника;
-сформировать самостоятельность и деловые качества;
-развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
-воспитать гуманное отношение к культуре Кемерово.
-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;
-приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области.  
Общая характеристика внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Культурная жизнь города Кемерово» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по программе «Культурная жизнь города Кемерово» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Культурная жизнь города Кемерово» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Место внеурочной деятельности в базисном учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение внеурочной деятельности «Культурная жизнь города Кемерово» в 3 классах начальной школы выделяется 34 ч.
Ценностные ориентиры внеурочного предмета
-Культурная жизнь Кемерово знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
-формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках внеурочной деятельности формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
-Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
-Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
-Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
-Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений.
-Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурной жизни Кемерово. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования.
-Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание культурной жизни Кемерово способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
-Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами внеурочного занятия ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к труду в частности.
-Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
-Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
-Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса.
Учащиеся должны знать/понимать:
-появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника;
-истории названий улиц и площадей города;
-храмы и церкви нашего города;
-палеонтологические находки на территории Кемеровской области;
-жилища народов, проживающих на территории края;
-обрядовые праздники, национальную одежду, предметы быта коренных жителей Кузбасса;
-первых исследователей земли Кузнецкой;
-кузбассовцев в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу);
-почетных граждан нашего края.
- прошлое, настоящее и будущее Кемеровской области, города Кемерово;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться и принимать участие в важных для города и личности событий;
- находить на карте и глобусе географические объекты России и Кемеровской области;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсий;
- соблюдать правила безопасности при проведении уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников о достопримечательностях Кемерово, Кемеровской области, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса.
Учащиеся должны знать/понимать:
-районы города, социальный паспорт районов, индивидуальность каждого района города;
-основные производственные предприятия города, заводы и фабрики города;
-фонтаны нашего города;
-улицы, названные в честь великих людей и великих событий;
-памятные места нашего города;
- государственную символику России; Кузбасса, города Кемерово;
- определять место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом;
- даты важнейших событий в истории Кемеровской области, города Кемерово в соответствии с программой;
- достопримечательности Кемеровской области и города Кемерово;
- национальный состав области, коренных жителей края, особенностях их быта;
-трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др;
- профессии и предприятия, на которых работают наши родители ;
Учащиеся должны уметь:
- описывать отдельные (изученные) события из истории Кемеровской области, города Кемерово.
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках, Интернете;
- работать с атласом и контурной картой;
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков - экскурсий, предусмотренных программой;
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
Место внеурочной деятельности в учебном плане
№ п.п. Разделы 3 класс всего
теория практика 1. Наш город 4 6 10
2. Путешествие в глубь веков. 6 5 11
4. Люди нашего края 6 6 12
6. Итоговые занятия 1 1
Итого 17 17 34
ормы учета знаний, умен.
Учебно-тематический план
Тематическое планирование для 3-го класса
(1ч. в неделю, 34 ч. в год)
№  п/п Раздел Тема занятия Часы теория практика Наш город (10ч) 1 Появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника 1 2-3 Истории названий улиц и площадей города 1 1 4 Храмы и церкви нашего города 1 5-6 Экскурсия. Храмы и церкви нашего города 1 1 7 Город будущего 1 8 Брейн - ринг «Мой город» 1 9-10 Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» 1
1
Путешествие в глубь веков (11ч) 11-12 Палеонтологические находки на территории  Кемеровской области 1
1
13-14 Рисунки в пещерах, на скалах 1 1 15-16 Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница» 1 1 17-18 Коренные жители - кочевые племена. Род Щегловых, появление Щегловской заимки, село Щеглово 1 1 19-20 Жилища народов, проживающих на территории края 1 1 21 Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса 1 Люди нашего края (12 ч) 22-23 Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие 1 1 24-25 Кузбассовцы  в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) 1 1 26-27 Экскурсия в музей  Боевой славы 1 1 28-29 Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции) 1
1
30-31 Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции) 1 1 32-33 Почетные граждане нашего края. (Подгорбунский, Леонов…) 1 1 Резервное занятие (1ч) 34 Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "Культурная жизнь земли Кузнецкой" 1 Содержание программы.
3 класс (34часа)
Программа третьего класса содержит три раздела: «Наш город», «Путешествие в глубь веков», «Люди нашего края».
Основное направление внеурочных занятий по культурной жизни Кемерово в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях.
Наш город (10 ч)
1. Появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Кемерово и Кемеровского рудника.
2. Истории названий улиц и площадей города: создать иллюстративный текст об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)
3.Храмы и церкви нашего города:
4.Экскурсия. Храмы и церкви нашего города: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.
5.Город будущего. Беседа по содержанию. Практическая работа. Защита собственных исследовательских проектов.
6.Брейн - ринг «Мой город»: Практическая работа.
7.Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»: Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции).
Путешествие в глубь веков (11 ч)
1.Палеонтологические находки на территории Кемеровской области: Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Кемеровской области»
2.Рисунки в пещерах, на скалах: Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах.
3.Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница»: Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее -заповеднике «Томская писаница»
4.Коренные жители - кочевые племена. Род Щегловых, появление Щегловской заимки, село Щеглово: Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.
5.Жилища народов, проживающих на территории края: Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.
6.Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса: Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Люди нашего края (12 ч)
1.Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие: Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первые исследователи земли Кузнецкой.
2.Кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу): Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.
3.Экскурсия в музей Боевой славы: Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия.
4.Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции): Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции).
5.Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции): Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение).
6.Почетные граждане нашего края. (Подгорбунский, Леонов…): Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края» .
Резервное занятие (1ч)
1.Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "Люди земли Кузнецкой": Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» . Игра "Культурная жизнь земли Кузнецкой".
Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета. При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра);
К – полный комплект (на каждого ученика);
Ф- комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально – технического оснащения.
Количество Примечания
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Д Примерные программы Д Дидактические карточки К Учебно – методические пособия и рекомендации Д Журналы Д Печатные пособия
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения) Д Технические средства обучения
Мегафон Д Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи Д Список литературы для учителя
Кукченко. Т.М. Классный руководитель и воспитание школьников: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»:часть 1. 1 – 4 класс [Текст]./под общей редакциейТ.М. Кукченко.– Кемерово: МОУ ДПО «Научный методический цнтр», 2008. – 204 с.
Кукченко,Т.М. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании[Текст]/ И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.
Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете».-2003.№7.
Шемшурина, А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2
Шемшурина ,А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1
Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.
Список литературы для обучающихся
1.Горбунов, В.С. Поклон учителю [Текст] / В.С. Горбунов. – Кемерово,2007. – 403 с.
2. Кировский район: страницы истории [Текст] / Кемерово, 2002.
3. Рыжков, М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. – Кемеровское книжное издательство,1978. – 286 с.
4. Рехлов, В.С. Повесть о Михайле Волкове [Текст] / В.С. Рехлов. – Кемеровское книжное издательство,1960. – 177 с.
5. Ткаченко, В.К. Кемеровчане в годы войны 1941-1945 гг. [Текст] / В.К. Ткаченко. – Кемерово,1996. – 278 с.
6. Федорова, И.Ф. Воспитание на региональном материале (материалы к урокам города) [Текст] / И.Ф. Федорова. – Кемерово,2002. – 54 с.
7. Буклет «Кемеровчане. 65-летию Кемеровской области» [Текст] / Кемерово,2008.
8. Кузбасс. Культура. Избранные страницы (Кузбасс. Культура. История и настоящее) [Текст] / Кемерово-Томск, 2008. – 256 с.
10. Корницкий, Г.В. Это нашей истории строки. Кемерово 60-80-х годов: воспоминания, интервью, летопись [Текст] / Г.В. Корницкий, В.М. Чурпита. – Кемерово,2003. – 664 с.
11. Красная горка. Юбилей города [Текст] / Кемерово,2008.
Перечень ключевых слов:
1.Аналитическое описание.
2.Архитектура .
3.Город .
4.Деревня Заимка.
5.Кемерово .
6.Краеведение.
7.Микрорайон.
8.Музей .
9.Новокузнецк .
10.Область.
11.Областной центр .
12.Переселенцы .
13.Площадь.
14.Почетный гражданин города.
15.Процесс.
16.Разрез.
17.Район.
18.Рельеф.
19.Улус.
20.Факт.
21.Шахта.
22.Юрта.
23.Явления.