Урок по истории для 6 класса по теме «Культурная жизнь римлян»
Методическая разработка урока истории в 6 классе
Автор работы учитель истории и географии I квалификационной
категории Кравченко И.В.
Тема: Культурная жизнь Рима
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с достижениями древних
римлян; раскрыть смысл крылатого выражения
«хлеба и зрелищ».
2. Определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости.
Задачи урока: Формировать умение работы с историческим документом (фрагмент видеофильма «Колизей»);
развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать любовь к прекрасному.
Учебное оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Учебно-методический комплекс: авторский флипчарт
Содержание урока
I. Начало урока
II. Проверка дом. задания ( 4 вопроса на интерактивной доске)
III. Сообщение темы и цели и задач урока.
IV. Изучение темы по плану:
Архитектура
Как жили римляне
Зрелища (фрагмент из видеофильма «Колизей»)
Скульптура
Технические сооружения
Появление христианства
Приветствие учащихся
- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку.
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Повторение домашнего задания (Задание на интерактивной доске)
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Изучение новой темы
- Мы продолжаем говорить о культуре и сегодня на уроке отправляемся в путешествие, в Древний Рим, познакомимся
с городскими зданиями и памятниками архитектуры, многие из них сохранились до наших дней, узнаем, какие римляне были хорошие инженеры и строители, что такое «общественные термы» римлян, раскроем смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ», узнаем, как зародилась христианство в древнем Риме. Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос:
-Почему город Рим можно назвать «вечным».
- Итак, тема нашего урока «Культурная жизнь римлян» (запись в тетради)
Задание:
(- Ребята, по ходу урока записывайте в тетрадь новые определения, а в конце мы с вами посмотрим, кто был самым внимательным
Актуализация знаний учащихся:
- Ребята, а что такое культура? (это достижения людей в чем-то)
- Предположите, культура какой страны оказала наибольшее влияние на культуру Рима? ( Греция). Римская культура достигает своего наивысшего расцвета в эпоху империи. Римляне во многом были учениками греков, но по своему характеру разительно отличались от них. Грекам свойственно особое чувство прекрасного, изящного, возвышенного. Римляне были грубее, практичнее, более приземленными. Поэтому и достижения римлян в культуре отличаются от греческих..
Римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.
(СЛАЙД - карта Римской империи)
- К началу новой эры Римская империя достигла своего наивысшего могущества. Значительно расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. Центром этого многоязычного государства был Рим.
И вот, перед нами ПЛАН Древнего Рима (СЛАЙД – План Древнего Рима)
Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан.
На плане особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка. К ним мы вернемся чуть позже.
-И вот, мы с вами в самом центре Рима, где находится ФОРУМ- главная площадь города. Форум застроен новыми зданиями- храмами, арками, колоннами. Но здесь всегда многолюдно
- Посмотрите, здесь встретились знакомые, они делятся новостями, говорят о своих успехах и неудачах.
Форум был не только хозяйственным, но и политическим центром. Мы немного опоздали, здесь только, что был император и его солдаты.
В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. (СЛАЙД). Мы с вами около Триумфальной арки, их устанавливали в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными. Она поражает своей монументальностью и величественностью.
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. (СЛАЙД) На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.
– А вот мы подошли к колонне императора Траяна, как видите она сохранилась до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.
Символ города здание Колизея- это высшее достижение архитектурного искусства римлян (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.
На зрелище в Колизей мы с вами попадем чуть позже
В Риме были построены десятки храмов.
- Мы подошли к самому знаменитому храму – Пантеону – «храму всех богов». Он не похож на большинство античных храмов. Вы обратили внимание, он - круглый, ширина купола – 43 м. В отличие от других греческих и римских храмов главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид. Давайте зайдем во внутрь. Благодаря куполу внутри Пантеона создан просторный зал без колонн, поддерживающий перекрытие. Купол разбит на квадратные углубления, они не одинаковой величины, а уменьшаются снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, он как будто вытягивается, становится яйцевидным.
- Послушайте, как здесь тихо.Люди приходят и уходят.
- Вот египтянин, поклоняется богу Осирису, чуть поодаль богатый римлянин благодарит бога.
- Как вы думаете, почему в Риме был построен такой храм?
Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. В Риме жили многие народы и они могли поклоняться своим богам.
Сегодня это и культурная святыня, и церковь, и гробница двух королей и Рафаэля.
- Римляне были замечательными строителями и инженерами. Они построили 85 000 км дорог (СЛАЙД- АППИЕВА дорога) по всей империи, все они начинались в Риме, поэтому возникла знаменитая поговорка: «Все дороги ведут в Рим» и множество акведуков, (от латинских слов АКВА – «вода» и ДУКО – «веду»)- чтобы снабжать города водой. Особенностью римских водопроводов было то, что они по большей части проходили не под землей, а над землей. Самые длинные акведуки насчитывали 20-30 км.
- И вот сейчас мы с вами стоим рядом с римским акведуком (СЛАЙД)
- А как же жили римляне?
- Посмотрите:
- Вот дворец императора. Он занимает целый район города.
-Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух был здоровее и чище.
Вот домус – жилище богатого римлянина.
- Давайте попробуем описать дом богатого римлянина. (СЛАЙД - домус)
Обычно это было 2-3-этажное строение со множеством отдельных помещений. Комнаты большие и просторные. Богато убраны. В них можно увидеть картины. В центре прямоугольного дома находился закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В таком доме были гостиные, спальни, библиотеки. Богатые купались в роскоши. В таком доме живет одна семья, но обслуживают ее десятки рабов.
Жизнь остального населения Рима резко отличалась от образа жизни знати.
- Посмотрите туда: (Слайд-Инсулы) многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда – инсулы ( многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём) Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье.
- Ах, как они все толкаются и кричат..
- Присмотритесь внимательно и опишите, как живут простые горожане Рима
- Как вы думаете, в чем недостатки этих домов?
- Какой опасности подвергали себя жители инсулов?
В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из-за деревянных перекрытий инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров. Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов.
Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных разносчиков.
- Чем отличался быт императора и его приближенных от быта остальных римлян?
(заслушать ответы учащихся)
- Посмотрите, вот к нам на встречу спешит римлянин. Одежда, какого народа напоминает одежду римлянина?
Одежда римлянина похожа на одежду грека.
- Чем можно это объяснить?
Это объясняется обширными культурными связями и нахождением в одном климатическом поясе.
Если одежда в Египте и в Греции отражала личное благосостояние, в Риме – положение в обществе.
- Кто знает, как называется такая одежда?
Одежда трудового люда состояла из туники – длиной рубахи с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща. Человеку из «общества»
следовало облечься в тогу для знатных. Тога (кусок белой длинной материи) была чисто римской одеждой. Изгнанникам запрещалось ее носить. Тогу надевали в несколько приемов, без чужой помощи одеть ее было невозможно. Тоге полагалось быть белого цвета, без всяких украшений. Только мальчики носили тогу с пурпурной полосой до совершеннолетия. Триумфатор одевал пурпурную тогу, расшитую золотом. К этой одежде полагались башмаки с ремнями, закрывающие ногу. Еще мужчины носили плащи разного покроя, плащей было много. Их не надевали на себя, а накидывали. Брюк у римлян не было, они считались варварской одеждой.
Женская одежда состояла из туники, столы и палы и не очень отличалась от мужской. Столу (длинная одежда в виде складок, с короткими рукавами, перехваченная поясом у талии ) носили почтенные замужние женщины. Стола не должна быть не яркой не пестрой. Выходя из дома, женщина набрасывала на себя паллу – длинную широкую шаль.
Детская одежда была копией с одежды взрослых.
Обувью дом служили сандалии, на улице- башмаки.
Покрытия головы, вроде нашего римляне не знали. В зной мужчины могли накинуть на голову верхнюю часть тоги, а женщины верхнюю часть паллы.
- Ребята, а кто может назвать внешнее отличия грека от римлянина? ( Слайд на доске)
(Греки носили бороду, а римляне нет)
- Вы, наверное, устали? Сейчас я отведу вас к излюбленному месту римлян. Это бани, и в Риме они называются термы (СЛАЙД)
- Скажите, а для чего нам с вами сейчас служит баня?
А вот римские термы – это огромные комплексы, включающие в себя бани, бассейны, сады, библиотеки, площадки для спортивных упражнений. Многие римляне целые дни проводили в термах, плата за них была невелика.
- Как вы думаете, где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства “хлеба и зрелищ”(хлебная раздача и объявление о гладиаторских боях) Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами, – гонки колесниц, (СЛАЙД) которые проводили в Большом Цирке, (они были очень опасным видом спорта) а гладиаторские бои – в Колизее.
- Вот сейчас мы попадем с вами в Колизей и своими глазами увидим любимые зрелища римлян.
- Все, что вы увидите создано по историческим документам, в которых один из великих поэтов того времени описал портрет и характер главного героя. (в/ф «Колизей»11 мин 19 сек.)
- Будьте внимательны, по окончании зрелищ, у меня возникнут вопросы, на которые вы должны ответить.
Вопросы к видеофрагменту:
- Какова основная цель этого поразительного строения?(убийство гладиаторов и животных на потеху римской публики?)
- Какие зрелища римлян вы увидели? (охота животных на людей, бои гладиаторов)
- Кто присутствовал на зрелищах?
- Если гладиатором являлся раб, при каком условии он получал свободу? (когда одерживал победу)
- Как поведение на зрелищах, на ваш взгляд, характеризует римскую публику? (жестокость, бессердечность, азарт)
(С малых лет человек в римском обществе подвергался унижениям, личное достоинство его подавлялось, отец мог наказывать ребенка плетью, агрессивность накапливалась и выплескивались в потомках в садистском любовании жестокостью, преподносившейся на арене. Гладиаторство являлось выражением ненависти и воли к власти – двух черт римского характера, толкавших их на все новые завоевания.)
Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.
- А у греков какие были любимые зрелища?
(любимые зрелища греков: театральные представления и спортивные игры)
- Давайте покинем Колизей, нас ждут в музее искусств. Здесь мы узнаем о скульптурном искусстве римлян.
Скульптурное искусство. (работа с текстом по рядам) стр.165
- 1 ряд - прочитать, составить вопросы 3-4 (записать в тетрадь)
- 2 ряд - прочитать, приготовится отвечать на вопросы одноклассников
- 3 ряд - используя предоставленные, бюсты, предположить, какие черты характера хотел изобразить скульптор.
(Заслушать ответы учащихся)
Примерные вопросы по тексту:
- Из какого материала римляне создавали скульптуры? (белый мрамор, бронза)
- Что повлияло на развитие скульптурного искусства? (умели снимать маски с лица умершего человека, передавали характер человека)
- Что значит правило «закрытой статуи?»
- Где можно было увидеть лучшие работы скульпторов? (в храмах, общественных зданиях, частных домах).
- Наше путешествие по Риму подошло к концу, скажите, почему Рим называют вечным городом?
(люди постоянно живут здесь более 2500 тысячи лет и культурное наследие, созданное человеком можно увидеть в настоящее время.)
А в Римской империи произошло еще одно важное событие – там зародилась христианская религия –
- Изучая историю разных стран, вы познакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них.
- Вспомните и назовите богов, в которых верили греки и римляне (СЛАЙД- боги скрыты )
Греки Римляне
Зевс Юпитер царь богов, бог грома
Гера Юнона покровительница женщин,
материнства
Гестия Веста покровительница
домашнего очага
Посейдон Нептун бог морей
Арес Марс бог войны
- Что общего между греческой и римской верой в богов? (Богов и у римлян и у греков было много, так как они были язычниками, было многобожие.)
А кто знает, как называется такая религия? (языческая)
(Это религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы)
Две тысячи лет тому назад на краю Римской империи, в Палестине, возникла новая религия – христианство. Жители восточных провинций стали поклонятся новому богу – Иисусу Христу. Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь, которых была тяжелой и безрадостной. Они верили, что только Христос избавит их от тягот и лишений, поэтому свою религию они стали называть христианской.
Новая религия появилась в Палестине неслучайно. Именно евреи жили под гнетом вавилонян, персов, македонян, римлян.
Постепенно христианами становились представители самых разных национальностей. Христиане провозгласили, что перед богом все равны: и рабы и свободные люди и мужчины и женщины. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались ему поклонятся. Они утверждали, что не сегодня- завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ожидает всех угнетателей народа.
Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия может держать в повиновении рабов и колонов, римляне стали преследовать христиан: разрушались молитвенные дома, сжигались их книги, многие христиане были казнены.
(СЛАЙД) В страхе за свою жизнь христиане тайно встречались в катакомбах, чтобы вместе молиться.
Постепенно богатые люди стали понимать, что христианская религия для них полезна и выгодна, и стали ее использовать как средство воздействия на людей, которое все дальше уводит рабов и бедняков от борьбы против своих эксплуататоров.
В 313 г. н.э. император Константин узаконил христианство, разрешил христианам собираться вместе, и проводить религиозные праздники, строить храмы. В конце IV века в Римской империи были запрещены все религии кроме христианской, она стала одной из мировых религий мира.
Закрепление:
Внимание на слайд!
(СЛАЙД – «Найти соответствие»)
- К каждому сюжету картины найти и «перетащить» соответствующее название
- Кто хочет поделиться своими записями в тетрадях, о которых я говорила в начале урока.
(ЗАСЛУШАТЬ ответы)
Итог урока:
- Я познакомила вас с культурой жизнью римлян, одной из интереснейших тем из истории древнего мира, если вы заинтересовались какими-то вопросами по нашему уроку, то много интересной информации вы можете взять в вашей библиотеке и из Интернет ресурсов.
- Спасибо за урок, было приятно с вами поработать!!
Выставление оценок
Домашнее задание параграф № 32, составить эссе: « Путешествуя по улицам древнего Рима.»
13PAGE \* MERGEFORMAT14215