Рабочая программа по русскому языку коррекция 8 вида

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение"
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процесс е практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть - корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса - имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая тетрадь содержит большое количество игровых упражнений, занимательных текстов, графических заданий, направленных на повышение мотивации в овладении речевыми, графическими и орфографическими навыками

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов в год.
Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты и уроки развития речи по изучаемым темам.
В Рабочей программе в разделе Приложения сформулированы нормы оценок при устных ответах, при проверке письменных работ Проверка ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений по письму и развитию речи.
Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе (Приложение 2), текст итогового диктанта за год.

Оценка устных ответов

НОРМЫ ОЦЕНОК В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ 8 ВИДА (РУССКИЙ ЯЗЫК).
Контрольный диктант. Объем соответствует количеству слов по чтению
Негрубые ошибки:
-исключение из правил
-повторение одной и той же буквы (букваарь)
-перенос слов
-единичный пропуск буквы на конце слова.
-две негрубые ошибки + одна ошибка.
Однотипные ошибки:
-Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-При трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-написание правил орфографии при письме слов;
-пропуск и искажение букв в словах;
-замену слов;
-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считается:
-два исправления;
-две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове “ножи” дважды написано в конце “ы”. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Выставление оценок за контрольный диктант.
“5” - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно.
“4” - 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт.
“3” - 3 - 4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках допускается “3”.
“2” - более 5 - 8 орфогр. ошибок.
“1” - более 8 орфогр. ошибок.
Оценки за грамматические знания.
“5” - все верно.
“4” - не менее 3/4 верно.
“3” - не менее 1/2 верно.
“2” - не выполнено больше половины.
“1” - не сделано ни одно задание.
Оценки за словарный диктант При количестве 15 - 20 слов
“5” - нет ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки
“3” - 3 - 4 ошибки..
“2” - 5 - 7 ошибок
“1” - более 7 ошибок.
Количество слов для словарного диктанта.
1класс - 7 - 8 слов
2 класс - 10 -12 слов
3 класс - 12 - 15 слов
4 класс - до 20 слов
Оценки за контрольное списывание.
“5” - нет ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 класс)
1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 класс)
“3” - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)
2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 класс)
“2” - 4 ошибки (1 класс)
3 ошибки (2 - 4 класс)
Оценка устных ответов по русскому языку.
Устный опрос является одним из методов учета ЗУН вспомогательной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
правильность ответов по содержанию, свидетельствующая о осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну –две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставятся.


Основное содержание тем по русскому языку в 3 классе
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л. М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
СПИСОК СЛОВ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:
к л а с с
 Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.


Учебно-тематический план.


Тема
Количество часов

1
Повторение
10

2
Звуки и буквы
6

3
Порядок букв в русской азбуке
4

4
Гласные и согласные звуки и буквы
5

5
Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я
7

6
Ударение в словах
7

7
Слог, как часть слова
6

8
Перенос слов при письме
4

9
Твердые и мягкие согласные
6

10
Мягкий знак на конце и в середине слова
7

11
Гласные после шипящих
8

12
Парные звонкие и глухие согласные
6

13
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
10

14
Разделительный мягкий знак
9

15
Название предметов
9

16
Большая буква в именах собственных
6

17
Названия действий
8

18
Названия признаков
8

19
Предлоги
8

20
Предложение
21

21
Повторение изученного за год
10


Итого за год:
170 часов





Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе.


Тема урока
Дата
Приемы по развитию устной и письменной речи
Виды и формы контроля
Словарная
работа
Коррекционные задачи

Повторение -10 ч


1
Предложение.

Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Уметь выделять предложения из речи и текста.


Развитие устной речи

2
Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

Уметь дополнять пред-я подходящими по смыслу словами.


Развитие устной речи

3
Работа с деформированным предложением.

Знать правило написания предложения:большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме).


Развитие внимания

4
Составление предложений по опорным картинкам.

Уметь составлять предложения по картинкам.


Развитие связной речи

5
Разделение сплошного текста на предложения.

Уметь выделять предложения из речи и текста

Огород
Развитие устной речи

6
Составление предложений, используя вопросы.

Уметь составлять предложения по вопросу.


Развитие устной речи

7
Составление предложений по картинке.

Знать правило написания предложения:большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Уметь составлять предложения по картинке





Развитие связной речи

8
Деление текста на предложения.


Уметь выделять предложения из речи и текста

овощи
Развитие связной речи

9
Контрольная работа. Входной срез.

Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Контрольный диктант, списывание



10
Повторение «Предложение».

Составлять предложения из слов, данных вразбивку


Развитие связной речи

Звуки и буквы – 9 ч.


11
Звуки и буквы.
Различение
звуков и букв

Различать звуки и буквы


Развитие памяти

12
Слова сходные по звучанию.

Знать отличие звука от буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу

.

Развитие устной речи

13
Сходные по буквам слова.



Корзина
Развитие внимания

14
Алфавит.

Знать алфавит


Алфавит
Развитие внимания, памяти

15
Расположение слов в
алфавитном порядке

Уметь располагать слова в алфавитном порядке


Развитие внимания

16
Составление списка учащихся по алфавиту

Знать место буквы в алфавите


Развитие внимания

17
Расположение слов в
алфавитном порядке

Самостоятельно располагать слова в алфавитном порядке


Развитие связной речи

18
Расположение слов алфавитном порядке.
Закрепление.

Знать алфавит



Развитие устной речи

19
Звуки и буквы. Контрольное списывание №1

Применять знание алфавита
Контрольное списывание

Развитие внимания

Гласные и согласные звуки и буквы -6 ч.


20
Гласные и согласные звуки и буквы.

Различать гласные и согласные звуки




21
Выделение гласных
звуков из речи

Выделять гласные звуки



Развитие связной речи

22
Выделение гласных
звуков из текста




Развитие внимания

23
Выделение согласных
звуков из речи

Выделять согласные звуки


Неделя
Развитие устной речи

24
Выделение согласных
звуков из текста





Развитие внимания

25
Выделение гласных и
согласных звуков. Контрольное списывание № 2

Выделять гласные и согласные звуки
Контрольное списывание

Развитие связной речи

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я –4 ч.

26
Гласные буквы И, Е.

Знать гласные буквы, Уметь выделять гласные И, Е.


развитие памяти

27
Гласные буквы Ё, Ю.

Уметь выделять гласные
Ё, Ю.


Развитие внимания

28
Гласные буквы Я, Э.

Уметь выделять гласные
Я, Э

яблоко
развитие памяти

29
Гласные буквы. Контрольное списывание № 3


Выделять гласные и звуки на письме
Контрольное списывание

Развитие внимания

Ударение в слове –7ч.

30
Ударение.

Определять ударный слог в слове





31
Ударение в двусложных
словах



Одежда

Развитие устной речи

32
Ударение в трёхсложных
словах




Развитие внимания

33
Определение ударного
слога в словах




Развитие устной речи

34
Ударные и безударные гласные




развитие памяти

35
Выделение безударных гласных в словах

Выделять безударные слоги


Развитие устной речи

36
Выделение ударного слога. Контрольное списывание №4

Выделять безударные слоги. У. списывать с печатного текста.
Контрольное списывание

Развитие внимания

Слог как часть слова -5ч.

37
Слог - как часть слова

Определять количество слогов в слове


Развитие внимания

38
Слогообразующая роль
гласных

Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных.


Развитие устной речи

39
Деление слов на слоги

У. делить слова на слоги.

Месяц
развитие памяти

40
Составление слов из
слогов, данных вразбивку

Составлять слова из слогов


Развитие связной речи

41
Контрольная работа за 1 четверть

Самостоятельное применение изученных правил
Контрольная работа



Перенос слов при письме – 6ч.


42
Перенос части слова при письме.

Знать правило переноса части слова. Уметь переносить части слова при письме.


развитие памяти

43
Правило переноса, где слог – гласная буква.




Развитие внимания

44
Упражнение в переносе слов.




Развитие устной речи

45
Звуки и буквы русского алфавита.






Твердые и мягкие согласные -6 ч.


46
Твёрдые и мягкие согласные в словах, их различение

Знать признаки твёрдых и мягких согласных


Развитие устной речи

47
Гласные а, о, у, ы после согласных

Выделять твёрдые согласные


развитие памяти

48
Обозначение мягкости буквами и,е,ё,ю.я

Определять мягкость согласных по гласным
Определять твёрдость согласных по гласным
Знать правописание твердых и мягких согласных. Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании

Посуда
Развитие устной речи

49
Гласные ы,э,о,у,а после твёрдых согласных



Тарелка


50
Упражнение в правописании слов с мягкими согласными




Развитие устной речи

51
Различение твёрдых и мягких согласных. Контрольное списывание №5

Выделять твёрдые и мягкие согласные
Контрольное списывание.

развитие памяти

Мягкий знак на конце слова и в середине – 11ч.

52
Мягкий знак на конце слова

Определять мягкие согласные


Развитие связной речи

53
Выделение мягких согласных на конце слова

Выделять мягкие согласные на конце слова




54
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова

Различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова

Картофель
Развитие устной речи

55
Обозначение мягкости согласных на конце слова

Обозначать при письме мягкие согласные


Развитие устной речи

56
Правописание твёрдых и мягких согласных.

Самостоятельно выделять твёрдые и мягкие согласные


Развитие внимания

57
Мягкий знак в середине слова

Выделять при письме мягкий знак в середине слова


Развитие устной речи

58
Обозначение мягкости согласных в середине слова

Обозначать при письме мягкий знак в середине слова


Развитие связной речи

59
Определение при письме мягких согласных в середине слова

Определять на слух и при письме Ь в середине слова


Развитие устной речи

60
Выделение мягких согласных в середине слова

Выделять при письме мягкие согласные в середине слова

Ранец, портфель
Развитие внимания

61
Различение твёрдых и мягких согласных в конце слова

Различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова

Мебель
Развитие устной речи

62
Выделение мягких согласных перед гласными. Контрольное списывание № 6

Выделять в речи и при письме мягкие согласные перед гласными
Контрольное списывание.

развитие памяти

Гласные после шипящих – 9 ч.


62
Шипящие согласные





Развитие внимания

63
Сочетание гласных с шипящими






64
Правописание ЖИ – ШИ.

Уметь правильно писать сочетание ЖИ – ШИ.
Выделять при письме ЖИ – ШИ.
.

Картина
развитие памяти

65
Выделение при письме сочетания гласных с шипящими




Развитие внимания

66
Правописание ЧА – ЩА

Правильно писать и различать ЧА – ЩА
Выделять при письме ЧА – ЩА

Товарищ
Развитие устной речи

67
Выделение при письме сочетания ЧА – ЩА




Развитие связной речи

68
Правописание ЧУ - ЩУ

Правильно писать и различать ЧУ– ЩУ
Выделять при письме ЧУ – ЩУ




69
Выделение при письме сочетания ЧУ – ЩУ



Родина
развитие памяти

70
Повторение сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.






71
Гласные после шипящих. Контрольное списывание № 7

Правильно употреблять гласные после шипящих
Контрольное списывание

Развитие устной речи

Парные звонкие и глухие согласные – 11ч.


72
Парные звонкие и глухие согласные

Различать на слух парные согласные


Развитие внимания

73
Различение парных согласных Б - П

Различать и выделять на письме б – п


Развитие связной речи

74
Правописание парных согласных В - Ф

Различать и выделять на письме в-ф


развитие памяти

75
Правописание парных согласных Г – К

Различать и выделять на письме г-к

Класс
Развитие внимания

76
Правописание парных согласных Д - Т

Различать и выделять на письме д-т

Дневник
Развитие устной речи

77
Различение при письме и произношении Ж – Ш.

Различать и выделять на письме ж-ш


развитие памяти

78
Контрольная работа за 2 четверть

Применять изученные орфограммы на письме
Контрольный диктант, списывание

Развитие связной речи

79
Различение парных согласных З-С


Различать и выделять на письме з-с


Развитие связной речи

80
Упражнение на различение парных согласных

Различать на письме парные согласные


Развитие внимания


81
Правописание парных согласных, их выделение

Различать на письме парные согласные


развитие памяти

82
Различение парных согласных

Различать на письме парные согласные




Звонкие и глухие согласные на конце слова -11 ч.


83
Звонкие и глухие согласные на конце слова

Различать звонкие и глухие согласные




84
Звонкие согласные на конце слова

Определять место согласного звука


Завод
Развитие устной речи

85
Глухие согласные на конце слова

Определять место согласного звука


рассказ




86
Выделение звонких согласных при письме и в произношении

Определять место согласного звука



Развитие внимания

87
Выделение глухих согласных при письме и в произношении

Различать звонкие и глухие согласные, определять их место


Развитие устной речи

88
Упражнение в подборе проверочных слов

Объяснять написание парных согласных, подбирать проверочные слова

Хлеб – хлеба Лес – леса


89
Правописание звонких согласных на конце слов.

Различать звонкие и глухие согласные, определять их место

город
Развитие внимания

90
Правописание глухих согласных на конце слов.

Объяснять написание парных согласных, подбирать проверочные слова



развитие памяти

91
Упражнения по подбору проверочных слов

Уметь подбирать проверочные слова

Праздник
Развитие связной речи

92
Упражнения на выделение парных согласных на конце слов

Выделять парные согласные


Развитие устной речи

93
Парные согласные на конце слова. Контрольное списывание №8

Самостоятельно выделять парные согласные
Контрольное списывание

Развитие внимания

Разделительный мягкий знак – 11ч.


94
Разделительный мягкий знак

Знать признаки разделительного мягкого знака




95
Выделение разделительного мягкого знака

Выделять разделительный мягкий знак в словах

Сапоги
Развитие связной речи

96
Деление на слоги слов с разделительным мягким знаком


Уметь делить слова на слоги с разделительным мягким знаком



Развитие устной речи

97
Перенос слов с разделительным мягким знаком

Знать правило переноса слов с разделительным мягким знаком


погода


98
Составление слов с разделительным мягким знаком

Составлять слова с разделительным мягким знаком в словах


Развитие внимания

99
Правописание слов с разделительным мягким знаком


Уметь записывать слова с разделительным мягким знаком

Валенки
Развитие связной речи

100
Разделительный мягкий знак перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И

Правильно употреблять мягкий знак перед гласными


развитие памяти

101
Правописание разделительного мягкого знака перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И

Правильно употреблять мягкий знак перед гласными


Развитие устной речи

102
Выделение слов с разделительным мягким знаком из текста.

Выделять разделительный мягкий знак в словах


Газета


103
Правописание слов с разделительным мягким знаком

Выделять разделительный мягкий знак в словах



Развитие внимания

104
Разделительный мягкий знак. Контрольное списывание №9

Выделять разделительный мягкий знак в словах

Контрольное списывание

развитие памяти


Слово. Названия предметов –9ч.

105
Слова, обозначающие предметы

Знать слова, обозначающие предметы


Развитие внимания

106
Слова, отвечающие на вопрос Кто это?

Правильно употреблять вопрос Кто?


Развитие устной речи

107
Слова, отвечающие на вопрос Что это?

Правильно употреблять вопрос Что?

язык


108
Выделение из текста слов, обозначающих предметы

Выделять слова, обозначающие предметы


развитие памяти

109
Употребление слов, обозначающих предметы

Уметь правильно употреблять слова в предложении


Развитие внимания

110
Изменение слов по вопросам Кого?, Чего?

Изменять слова по вопросам


комната
Развитие связной речи

111
Изменение слов по вопросам К кому? К чему?

Изменять слова по вопросам



Развитие устной речи

112
Выделение слов, обозначающих предметы в тексте.

Выделять слов, обозначающих предметы в тексте.




113
Слова, обозначающие предметы Контрольное списывание№ 10

Выделять слова, обозначающие предметы
Контрольное списывание



Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц –6ч.

114
Большая буква в именах и фамилиях людей

Правильно писать слова с большой буквы



Развитие внимания

115
Большая буква в кличках животных



медведь
Развитие связной речи

116
Правописание слов с большой буквы.






117
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень.




Развитие связной речи

118
Большая буква в названиях улиц, рек, озёр

Правильно писать слова с большой буквы



Развитие устной речи

119
Правописание слов с большой буквы. Контрольное списывание №11.


Контрольное списывание



Названия действий – 11ч.

120
Слова, обозначающие действия предметов

Выделять слова,
обозначающие действия предметов

Вчера Завтра
развитие памяти

121
Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?

Правильно ставить вопросы к слову, обозначающие действия предметов

Сегодня
Развитие внимания

122
Слова, отвечающие на вопросы Что делал? Что сделал?




Развитие устной речи

123
Слова, отвечающие на вопросы Что будет делать? Что сделает?






124
Упражнения в подборе действий к предмету.

Уметь подбирать к предмету ряд действий и определять предмет по ряду действий.


Развитие устной речи

125
Упражнения в подборе вопроса к слову, обозначающему действие

Уметь подбирать вопрос к слову, обозначающему действие

Шёл
Развитие устной речи

126
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

Уметь изменять слова, обозначающие названия действий, по числам.

рисовать
развитие памяти

127
Составление предложений по схеме. Подготовка к контрольной работе.

Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.


Развитие устной речи

128
Контрольная работа за 3 четверть

Правильно употреблять слова, обозначающие действия
Контрольный диктант, списывание

развитие памяти

129
Выделение слов, обозначающих действие в тексте.

У. находить в тексте слова, обозначающие названия предметов и действий.


Развитие устной речи

130
Составление предложение со словами, обозначающими действие.

Правильно употреблять слова, обозначающие действия. Составлять предложения.


Развитие устной речи


Названия признаков – 12 ч.


131
Слова, обозначающие признаки предметов

Выделять слова - признаки предметов




132
Называние признака предмета по вопросам Какой? Какая? Какие?

Соотносить вопросы со словами

Желтый
черный
Развитие связной речи

133
Упражнения в назывании предмета по признакам

Называть предмет по признакам


Развитие внимания

134
Слова, обозначающие признаки предметов в тексте.

выделять слова - признаки предметов из текста




135
Упражнения в соотнесении слов – предметов со словами – признаками

Соотносить слова по вопросам

дорога
Развитие внимания

136
Упражнения в подборе и назывании признаков предмета

Подбирать и называть признаки предметов



Развитие устной речи

137
Упражнения в подборе и назывании признаков предмета

Подбирать и называть признаки предметов



Развитие устной речи

138
Определение предмета по ряду признаков

Определять предмет по признакам


Развитие связной речи

139
Сравнение двух предметов по ряду признаков

Сравнивать предметы по признакам




140
Составление и запись предложений по схеме

Уметь составлять предложения по схеме


Развитие устной речи

141
Согласование слов.

Согласовывать слова – предметы со словами – действиями


развитие памяти

142
Контрольное списывание № 12. Слова, обозначающие признаки предметов

Выделять слова - признаки предметов
Контрольное списывание

Развитие внимания

Предлог –6 ч.

143
Понятие о предлоге. Правописание предлогов.

Знать правописание предлогов Уметь выделять предлог из потока речи.


Развитие связной речи

144
Составление предложений по деформированному тексту.

Уметь находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

арбуз
Развитие устной речи

145
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.

Уметь правильно употреблять предлог в речи


Развитие устной речи

146
Правильное употребление предлогов в речи.

Уметь находить предлоги и писать их раздельно со словами


развитие памяти

147
Подбор слов с предлогами к, над, под по вопросам



Знать правила написания предлогов со словами
Уметь находить предлоги
.

Развитие устной речи

148
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Контрольное списывание № 13

Знать правописание изученных словарных слов. Уметь пользоваться словарем, данным в учебнике
Контрольное списывание

Развитие внимания

Предложение –12 ч.

149
Согласование слов в предложении.

Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме.


Развитие устной речи

150
Деление текста на предложения.

У. выделять пред-я из речи и текста; восс-ть нарушенный порядок слов в предл.


развитие памяти

151
Составление предложений по вопросам.

У. ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его.


Развитие устной речи

152
Формы винительного и предложного падежа

Уметь согласовывать слова в предложений в соответствии с вопросом


Развитие связной речи

153
Согласование слов в предложении по вопросам винительного и родительного падежей



костер
развитие памяти

154
Согласование слов в предложении по вопросам дательного падеж




Развитие устной речи

155
Употребление формы творительного падежа по вопросам кем? Чем?




Развитие устной речи

156
Составление и запись предложений по вопросам кем? Чем?




Развитие внимания

157
Употребление формы предложного падежа по вопросам о ком? О чем?



Песок
развитие памяти

158
Работа с деформированным текстом.

Уметь выделять предложения в тексте. Знать правила оформления предложения. Устанавливать связ между предложениями в тексте.



Развитие устной речи

159
Установление порядка предложений в тексте. Подготовка к контрольной работе.




Развитие связной речи

160
Контрольная работа за 4 четверть

Уметь писать текст под диктовку в соответствии с грамматическими правилами
Диктант, списывание



Повторение – 10 ч.

161
Слова, обозначающие предмет, действие, признак.

Уметь выделять слова в тексте.


Развитие внимания

162
Написание слов с пропущенными буквами.

Знать правила написания слов


развитие памяти

163
Контрольная работа за год


Диктант ,списывавние



164

Составление предложений по вопросам

Отвечать на вопросы



Развитие связной речи

165
Составление предложений из слов, данных в начальной форме

Уметь согласовывать слова в предложений


Развитие устной речи

166
Большая буква в именах собственных.

Знать правила написания большой буквы.




167
Закрепление изученных орфограмм

Правописание шипящих с гласными


Развитие памяти

168
Правописание словарных слов

Словарные слова


развитие памяти

169
Связь слов в предложении.

Уметь согласовывать слова в предложений




170
Составление и запись предложений по вопросам

Уметь согласовывать слова в предложений в соответствии с вопросом


Развитие устной речи



Основные требования к уровню усвоения учебного предмета к концу 3 года обучения
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (2025 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит.

Учебно-методический комплекс.
Учебник:
Э. В. Якубовская, А.К Аксёнова Русский язык Москва «Просвещение», 2014


Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений
Раздел, тема
Содержание изменений
Подпись
Согласовано с зам. Директора по УВР



















































































РАССМОТРЕНО
на МО учителей нач. кл.
протокол №1
руководитель ШМО
_______/А.А. Бенькова/
«__» _________ 2016г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______/В.В. Салабутина/
«__» ___________2016г.











13PAGE 15


13PAGE 142715




Заголовок 1 Заголовок 215