Разработка урока на тему : Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.
Тема урока: Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.
Цели урока:
обучающая – познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
развивающая – развивать умение студентов творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.
Задачи урока:
дать студентам знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
узнать о понятии «стиль», его разновидности;
развивать творческую и познавательную активность.
На уроке студентам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.
Форма работы студентов: индивидуальная.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Интернет, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, альбомы, кисточки, баночки с водой.
Основные понятия:
Натюрморт
Стиль
Студенты должны:
Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Реализация основной дидактической цели урока:
проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого студента;
дифференцированный подход к студентам проходит на этапе самостоятельной работы.
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Объяснение нового материала – 15 мин.
Сообщение темы урока.
Беседа.
Творческие задания.
Практическая работа – 30 мин.
Постановка художественной задачи.
Самостоятельная работа
Подведение итогов – 5 мин.
Экспресс – выставка.
Анализ работ.
Карточка достижений.
Кроссворд.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд № 1.
Эпиграф урока. Дело художника рождать радость.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Объяснение нового материала.
Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.
Преподаватель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?
Студенты: Это натюрморты.
Слайд № 3. («Мир вещей – натюрморт»)
Преподаватель Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Преподаватель Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Слайд № 4. (Натюрморт -) Приложение 1
Студенты: Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»
Слайд № 5. (Задание)
Творческое задание «Собери фразу».
Преподаватель. Как же возник и развивался этот жанр?
Слайд № 6 - 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)
Слайд № 16. (Карта)
Преподаватель Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
Слайд № 17. (Голландский натюрморт)
Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
Слайд № 18. (Натюрморт Ван Гога) Доклад. Приложение 1
Преподаватель Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
Студенты: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
Слайд № 19. (Натюрморт А. Матисса) Доклад. Приложение 1
Преподаватель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
Студенты: Словно его рисовал ребенок.
Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
Студенты:: Нет. Художник передал свое впечатление.
Преподаватель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Слайд № 20. (Натюрморт Пикассо) Доклад. Приложение 1
Преподаватель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
Слайд № 21 -24. (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)
Преподаватель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
Термин «Стиль». Поиск информации по Интернету или электронной БЭКМ.
Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».
Пособие «Стили в натюрморте».
Слайд № 25. (Стили натюрморта)
Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
Слайд № 26 (Задание)
Творческое задание. «Стиль».
Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?
Слайд № 27. (Натюрморты)
Преподаватель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Студенты:
Преподаватель. Так о чем же рассказывает натюрморт?
Студенты: О человеке.
Преподаватель. Что могут вещи рассказать о человеке?
Студенты: Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
Преподаватель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».
Студенты: Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
Преподаватель Что мы делаем дальше?
Студенты:. Размешаем предметы на листе.
Творческое задание «Составь натюрморт». Работа в парах.
Преподаватель. А что помогает передать настроение в натюрморте?
Студенты: Цвет.
Слайд № 28. (Цвет)
Преподаватель Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
Слайд № 29. (Колорит)
Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Слайд № 30. (Контраст)
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
Слайд № 31. (Нюанс)
или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
Студенты: Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
Преподаватель А если мы хотим передать сдержанную грусть?
Студенты: Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
Преподаватель Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Слайд № 32 - 33. (Светотень)
Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.
3. Практическая работа.
Преподаватель Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся в художников данных стилей.
Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. Слайд № 34.
Схема алгоритма.
Слайд № 34.
Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.
Рисовать мы будем не с натуры, а по шаблону. Давайте посмотрим видео «Поэтапное построение детского ведерка» и нарисуем его на альбомном листе. Далее цветовое решение любыми инструментами художника.
Самостоятельная работа студентов.
4. Подведение итогов.
Экспресс – выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.
Преподаватель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.
Анализ работ. Оценки студентов
Карточка достижений.
Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений».
Ф.И. уч-ся
Понравился ли тебе урок?
Что нового ты узнал на уроке?
Понравился ли тебе твой рисунок?
Что бы ты изменил в уроке?
Как я работал на уроке? (самооценка)
Какую оценку поставлю учителю?
Слайд № 35. (Кроссворд)
Кроссворд «Натюрморт».
Подобрать определения для слов.
А
В
А
Н
Г
А
Р
Д
И
З
М
Г
О
Л
Л
А
Н
Д
И
Я
К
О
Н
Т
Р
А
С
Т
Н
Ю
А
Н
С
К
О
Л
О
Р
И
Т
М
А
Т
И
С
С
Д
Е
К
О
Р
А
Т
И
З
М
Р
Е
А
Л
И
З
М
С
Т
И
Л
Ь
Преподаватель. Спасибо. Урок окончен.
Использованные источники:
С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.
«Открытый урок». Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru
Приложение 1
НАТЮРМОРТ в переводе с французского «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.
ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.
ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.
АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.
ФОВИЗМ (от франц. fauve дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм основная тенденция исторического развития искусства.
ДЕКОР – (от лат. decoro украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.
Заголовок 115