Классный час по окружающему миру Лес- наше богатство 1класс
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2
Сценарий классного часа на тему:
«Лес – наше богатство»
Провела: учитель начальных классов
высшей категории
О. М. Юмашева
с. Венгерово 2015
Цель: привитие любви к природе и ее богатствам;
Задачи:
формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь ее и охранять;
расширять представления и знания детей о лесе, его обитателях;
воспитывать экологическую культуру;
развивать речь детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов, загадок и давать полный содержательный ответ на них;
Формирование УУД:
Личностные: сформированность положительного отношения детей к лесу как природному сообществу, в котором совместно обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные;
Регулятивные: актуализировать знания учащихся о природном сообществе – лес;
Познавательные: развивать у школьников критический подход к получаемой информации; умение пользоваться дополнительной литературой;Коммуникативные: умение правильно выражать свои мысли и вести дискуссию по теме «Лес- наше богатство».
Оборудование: электронная презентация на тему «Лес-наше богатство», аудиозапись песен о лесе и голоса птиц, шары, листья деревьев.
Ход мероприятия.
1слайд. (Звучит фонограмма)
Учитель: Ребята, как вы думаете, где можно слышать такие звуки? (ответы детей) А кто из вас был в лесу? С кем? Когда? Зачем?(выслушиваются ответы детей) Как вы думаете, о чем мы с вами будем вести разговор?
Конечно, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зеленом друге. 2 слайд
3слайд Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
4слайд(Звучит музыка П. Чайковского, отрывок из « Лебединого озера». Поочередно выходят дети, показывая соответствующий слайд, читают четверостишья, которые начинаются со слов «посмотри, погляди, послушай!, и в конце говорят: «Разве это некрасиво?»
Ты посмотри:
Улиток полон луг.
И все
Антенны выставили вдруг.
Погляди, паук идет,
Еле берегом бредет
Руки в боки, ноги – врозь,
По дороге вкривь, да вкось.
Посмотри сюда, дружок,
На этот яркий огонек,
Что растет невдалеке
От березы в тишине.
Ты послушай поутру,
Как синички тенькают в саду.
С ветки на ветку все летают,
Петь вольным птицам помогают.
Послушай ветра - ветерка,
Он часто меняет голоса:
Т о только шепот раздается,
То с вихрем, бурей унесется.
Учитель: Как прекрасна природа нашего родного села! Только надо уметь видеть эту красоту. Любящий природу человек не может жить без запаха прелых листьев, без звонкого ручейка, без шелеста трав, без мелодичных трелей птиц, звонкого пения кузнечика и, просто, без сверкающей на солнышке водной глади озер и рек
5слайд.Звучит фонограмма лесных звуков. На фоне музыки читают слова.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ведущий. Лес – это источник энергии. Лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать это делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять и выращивать.
Когда ты входишь в лес-
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И всё в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес!
Р. Рождественский
6слайдВедущий. А вам, ребята, приходилось ли гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать, не аукать, а просто тихо-тихо пройти по лесной тропе? В таком лесу можно увидеть много интересного: и зайца, и белочку – хлопотунью, и как работают дятлы или как мыши тащат в свой дом травку, как паучки плетут паутинку, как пчелы собирают сладкий сок – нектар и многое другое. Давайте совершим воображаемое путешествие на природу. Итак, приготовились, закрыли глазки и представили себе, что мы идем в лес.
(Звучит запись голосов птиц).
Ведущий. Слышите звуки леса? Все ближе и ближе, и мы в лесу.
Ученик. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Ведущий. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
1-й ученик. Лес – это наше богатство!
2-й ученик. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
3-й ученик. Лес – это дом для зверей и птиц.
4-й ученик. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать урожай!
5-й ученик. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ведущий. А вот и сам Лесовичок.
Лесовичок. Злой людоед однажды ночью пробрался в лес и таких дел здесь
понаделал: все листья с деревьев посрывал;
животных всех перепутал;
избушку ночью поломал.
Помогите мне, ребята! Давайте разделимся на две бригады и устроим небольшое соревнование.
Конкурсная программа
7слайдПервый конкурс «На лесной опушке»
Задача: Ответить на вопросы лесной викторины.
1. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло. (кедр)
2. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой», «белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем – листочки. (береза)
3. Это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Его листья распускаются поздно весной. Что это за дерево? (дуб)
4. А вот это дерево… Постой! Ведь только что оно было зеленым, а теперь вдруг стало зеленовато-серым. А вот оно опять зеленое! Дерево «переодевается». Вспомните-ка его название. (осина)
5. Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью – ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать их стоит только после первых морозов–тогда они будут вкуснее. (рябина)
6. Это дерево называют плакучим, потому что его длинные тонкие ветви часто опускаются чуть ли не до самой земли, придавая дереву грустный вид. Знаете ли вы, что это за дерево? (ива)
8 слайдВторой конкурс «Посадка деревьев»
Каждой команде вручается конверт с изображениями листьев.
Задача: прикрепить лист к соответствующему дереву (на деревьях можно указать названия).
Ведущий. Теперь, когда деревья в нашем лесу посажены, посмотрите на грибы. А грибов что-то совсем не видно. Давайте поможем Лесовичку найти их. А для этого нужно три раза произнести заклинание:
«Гриб не гриб, а мой поверху».
9слайдТретий конкурс «Грибная поляна»
Ведущий. Итак, следующий конкурс «Грибная поляна».
Ваша задача – отделить съедобные грибы от несъедобных(Каждая команда получает карточки с изображением грибов)
9 слайд Четвертый конкурс «Кто как поет?»
Ведущий. Очень приятно побродить по лесу, послушать звуки. А их в лесу так много. И каждый поет на свой лад. Итак, следующий конкурс «Кто как поет?»
- голубь - воркует
- глухарь – токует
- лиса - лает
- медведь – ревет
- утка - крякает
- филин - ухает
- кабан – хрюкает
10 слайд Пятый конкурс «Домик Лесовичка»
Ведущий. Чтобы построить домик для Лесовичка, надо ответить на вопросы лесной викторины. За каждый правильный ответ – одно бревнышко.
1. Растет ли дерево зимой? (нет)
2. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон?
(змеи при линьке)
3. В названии какой птицы 40 гласных? (сорока)
4. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где любое другое животное их веса увязло бы? (копыта с перепонками)
5. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (в гору, т.к. у него передние лапы короче)
6. Какой зверь спит всю зиму вниз?
(летучая мышь)
7. Какие птицы роют норы для гнезда?
(ласточки)
8. Где у кузнечика уши?
(на ногах)
9. Листья каких деревьев осенью краснеют?
(осины, рябины, клена)
10. Птенцы какой птицы не знают своей матери?
(кукушка)
Ведущий. Итак, ребята, мы с вами помогли Лесовичку исправить все беды, которые совершил Людоед, но, к сожалению, такое иногда случается и у ребят, то ветку у дерева сломают, то гнездо разрушат. И считают, что ничего страшного не произошло. Но, оказывается, каждая такая ранка наносит непоправимый вред природе. И очень часто она просит людей о помощи. А чтобы этих ранок становилось все меньше и меньше, давайте с вами подготовим свои правила бережного отношения к лесу.
Лесовичок. Ой, ребята, а я вам раздам по красивому воздушному шарику, где вы эти правила и запишите.
Ученик. Русский лес! Берез листва,
Пенье птиц и тишина
Лучше не найти, поверь:
Это все твое и ты -
Властелин своей земли!
Ученик Лес – не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Их, пожалуй, считать – не сочтешь!
Будьте верными лесу, ребята,
Ведь красивее мест не найдешь!
Ведущий. А теперь, пора возвращаться домой. На прощанье мы споем песню « Лесной марш»