Сопровождение презентации Поглащенная доза излучения
1 слайд. Чернобыльская АЭС расположена на территории Украины вблизи города Припядь, В 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.
2 слайд. В результате аварии 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС в атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Всего было два залповых выброса. Мощность выброса радиоактивности в 100 раз превысила аналогичный показатель при взрыве двух атомных бомб, сброшенных США на японские города Хиросиму и Нагасаки в 1945 году.
3 слайд. Наиболее сильному радиоактивному загрязнению подверглись Гомельская и Могилевская области Белоруссии, Киевская и Житомирская области Украины и Брянская область России. В общей сложности это территория в 155000 км2 и с населением 7,1 миллиона человек (3 миллиона из которых дети). Формирование радиоактивного «следа» и «пятен» продолжалось весь май. Заметные выпадения радиоактивности с дождями достигли Австрии, ФРГ, Италии, Норвегии, Швеции, Польши, Румынии, Финляндии – наибольшее загрязнение здесь составляло по цезию – 137 около 1 Ки/км2.
4 слайд. Сейчас на экране вы видите общий вид 4-го блока Чернобыльской АЭС.
5 слайд. Реактор 4-го энергоблока ЧАЭС был полностью разрушен и представлял собой открытый и опасный для жизни мощный источник радиации и аэрозольного загрязнения.
6 слайд. В первые дни после аварии встал вопрос о строительстве сооружения, которое должно было предотвратить распространение радионуклидов из разрушенного реактора.
7 слайд. Было принято решение соорудить временную локализующую оболочку, известную как объект «Укрытие» или «Саркофаг»
8 слайд.
9 слайд. Сооружение «Саркофага» дало приоритеты:
вывод из эксплуатации разрушенного 4-го блока ЧАЭС,
безопасное обращение с радиоактивными отходами в чернобыльской зоне отчуждения и
постепенная реабилитация зоны отчуждения .
10 слайд. Чернобыльская трагедия по своим масштабам, по характеру изменения качества природной среды в зоне и окрестностях АЭС не имела прототипа, и специалистам трудно было прогнозировать те или иные явления, которые следует ожидать на пораженных радиацией участках
11 слайд. ВВD В результате взрыва пострадало
ВОколо 1200 человек на площадке (персонал АЭС, пожарные, аварийные работники)
Дозы облучения персонала реактора и пожарных составили 2-20 Гр
Ранние последствия для здоровья:
2 человека погибли от взрыва и ожогов;
ОЛБ у 134 работников, из них 47 человек умерло (28 человек умерли в 1986 от ОЛБ и 19 человек умерли в 1987-2004 от причин не связанных с облучением)
12 слайд. Дозы облучения основных групп населения составляла:
Группа
населения
Размер группы,
тыс.чел.
Средняя доза на ЩЖ, 1986 г. (мГр)
Средняя эффективная доза,
1986-2005 гг.
Ликвидаторы
530
-
117
Эвакуированные
115
490
31
Жители Беларуси, России, Украины
98 000
16
1,3
Жители отдаленных стран
500000
1,3
0,3
13 слайд. Острая лучевая болезнь зафиксирована:
Степень ОЛБ
Диапазон доз, Гр
Число пациентов
Число смертей
Легкая (I)
Средняя (II)
Тяжелая (III)
Очень тяжелая (IV)
0,8-2,1
2,2-4,1
4,2-6,4
6,5-16
41
50
22
21
1
7
20
ИТОГО
0,8-16
134
28
14 слайд. Всего умерло 47 человек, из них:
28 человек умерли от ОЛБ в течение первых 4 месяцев за период
с 1987 по 2006 гг., от разных причин умерло 19 человек, из них:
туберкулез - 2,
цирроз печени - 2,
внезапная остановка сердц
·а - 6,
злокачественные новообразования– 5,
травмы – 1.
За годы, прошедшие после катастрофы, доля практически здоровых ликвидаторов с 95% снизилась до 4%. При этом трое из четырёх страдают хроническими заболеваниями. Стресс, которому подверглись эти люди непосредственно после аварии, для многих послужил причиной суицидов и хронического алкоголизма. В отчетах ООН о последствиях Чернобыльской катастрофы сказано, что воздействие радиации на здоровье людей оказалось меньшим, чем предполагалось, а переселение жителей из 30 –километровой зоны принесло больше вреда, нежели пользы. Тяжелый стресс, последствия которого не поддаются точной оценке, перенесли все люди, непосредственно затронутые аварией.
15 слайд. Поле аварии на ЧАЭС были развернуты массовые измерения радиоактивного загрязнения воздуха и почвы, а затем комплексного исследования радиоактивности всех компонентов природной среды, включая и растительность. В результате исследований были сформулированы рекомендации по окружающей среде.
Нет необходимости в новых крупных программах исследований радиоактивности, однако полезно продолжение целевого мониторинга отдельных сред.
Информировать общественность об устойчивом радиоактивном загрязнении природных продуктов (грибы, дичь, ягоды и т.д.), а также рекомендовать кулинарные методы, снижающие содержание радионуклидов пищевом продукте.
Сократить количество и частоту взятия проб и измерений.
Меры реабилитации эффективны в районах с бедными (песчаными или торфяными) почвами, где наблюдается интенсивный перенос цезия из почвы в растения.
Нецелесообразны технологические меры реабилитации лесов и поверхностных вод.
16 слайд. Через несколько дней после аварии начал осуществляться массовый отбор проб грунта с последующим их анализом, что позволило построить карты изотопного загрязнения местности.
Уровни излучения в окружающей среде снизились с 1986 г. в сотни раз вследствие природных процессов и защитных мер.
Благодаря этому большинство ранее загрязненных территорий безопасны для проживания и хозяйственной деятельности.
17 слайд. Измерения и наблюдения происходят и по сей день. Вот некоторые факты из жизни животных.
Птенец белохвостого Орлана в зоне отчуждения. До 1986 года эти редкие птицы здесь не встречались.
18 слайд. Лошади Пржевальского были выпущены в Чернобыльской зоне в конце 90 – гг.
19 слайд. В ближайшие десятилетия следует продолжать целенаправленные исследования долгосрочных последствий чернобыльской аварии для окружающей среды, здоровья человека и для общества.
Важно также сохранить накопленные опыт и знания по уменьшению последствий аварии.
Трагедия, разыгравшаяся в Припяти, в тоже время с особой остротой обнажила многие проблемы общества, и в первую очередь – уродливую гримасу ведомственной «секретности», отсутствие общественного контроля за направленностью технической политики, неподготовленность хозяйственного механизма и административно-бюрократического аппарата к оперативным действиям в экстремальных условиях.
15