Творческая самореализация школьников посредством организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения технологии на уроках и во внеурочное время


Творческая самореализация школьников посредством организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения технологии на уроках и во внеурочное время
Среди задач Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) следующие:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
создать условия для развития способностей обучающихся, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
В условиях работы школы по проблеме личностного самоопределения, благодаря пониманию важности реализации деятельностного и компетентностного подходов в обучении, средством для создания условий для творческой самореализации школьников осуществляется является проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии, во внеурочной деятельности.
Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Цель данного обучения состоит в том, чтобы Использование проектно-исследовательской технологии позволяет учащимся из «слушателя» готовых знаний превращаться в «добытчика» этих знаний.
Проектная технология является одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Эта технология позволяет применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, она стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках обучения по предмету «технология» заключается в подборе к изучаемым разделам тем проектов, которые являются итоговыми работами (приложение 2). Требованиями к выбору тем являются:
Соответствие необходимых для выполнения проекта умений и навыков программным требованиям
Возможность вариативности исполнения (разнообразия)
Практическая востребованность итогового продукта
Чёткое определение круга будущих пользователей получаемого продукта (для кого выполняется, кто будет применять)
Реализация творческих проектов предполагает и дополнительную внеклассную работу: индивидуальные консультации, отработка сложных элементов изделий, отработка навыков и т.п.
Для усиления мотивационного компонента презентация итогового продукта должна осуществляться не учителю, а в группе сверстников. Для этого защита некоторых творческих проектов включается в план проведения общешкольных тематических конкурсов. Например, общешкольный конкурс «Золушка» предполагает соревнование учениц 5-8 классов (по параллелям) в знании этикета, умении пришить пуговицу, рассортировать фасоль и бобы, сервировать стол на одного человека, стилистический конкурс на создание тематической причёски. Одним из этапов данного конкурса был введён этап защиты творческих проектов, выполнение которых осуществлялось на уроках технологии (на этом этапе 6-тиклассницы представляли изготовленные своими руками коробки для рукоделия), 7-миклассницы защищали свои проекты – панно (аппликации).
В рамках внеурочной деятельности учащиеся также выполняют творческие проекты, востребованность которых продиктована участием в непредметных мероприятиях. Например, для участия в традиционном конкурсе «Грация» девушкам необходимо самостоятельно изготовить сценические костюмы, в которых представить танцевальную композицию жюри. Поскольку костюм – его соответствие тематике, стилизация для танца – является одним из критериев оценки, его выполнение превращается в настоящую проектно-исследовательскую деятельность.
Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности учащихся предполагает организацию или дополнение общешкольных мероприятий, на которых получаемые продукты деятельности учащиеся представляют и защищают. Данные мероприятия не должны быть сугубо предметными, т.к. творческая самореализация предполагает общую эрудицию, способность применять все имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Такими конкурсами в школе являются:
Выставки декоративно-прикладного творчества
Конкурс «Золушка»
Конкурс «Грация» ( к сожалению на данный момент не может быть реализован по причине малого кол-ва учащихся в старших классах), но всегда есть альтернативные конкурсы, литературные гостиные , творческие тематические мероприятия
Самый распространенный тип проектной деятельности – творческий проект. Он позволяет школьникам свободно мыслить, при оформлении его результатов развивается логическое мышление, в процессе выполнения формируется чувство ответственности за выполняемую работу. Тематика разнообразная, чаще всего включает в себя разработку и изготовление полезных изделий. Сложность поставленной задачи зависит от возраста и способностей школьников. Применение этого метода не позволяет вовлекать в деятельность детей разного уровня подготовки.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, а подчиняются жанру конечного результата (семейный праздник, школьные традиционные мероприятия), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий праздника, театрализованное выступление на школьных мероприятиях: праздник «Маленькая страна» для 1-4 классов, для которого изготовлены были костюмы по проекту «Сценический костюм» для танца «Кавалергарды»; для выступления в конкурсах «Золушка» для 5-8 классов и «Грация» для 9-11 классов).
Ознакомительно-ориентировочный проект (исследовательская деятельность) используется для сбора краеведческой информации (о различных праздниках, народных традициях, обычаях, быте и одежде нашего края). Этот тип проектов выбирается реже, так как требует много времени и особой заинтересованности. Защита проекта носит театрализованный характер (чаще всего во время спектаклей, и др. школьных мероприятиях).
Практико-ориентировочные проекты рассчитаны для тех девушек, которые увлечены каким-либо ремеслом (в рамках внеурочной деятельности). Они разрабатывают техническую документацию на изготовление изделия, пробуют внедрить его в массовое производство (например, проекты «Шкатулка для рукоделия», «Вязаная игрушка»). Использование этого типа проектной деятельности формирует у учащихся основы проектной культуры, повышает престижность технологической подготовки, а также способствует пропаганде практически ценных проектов.
Исследовательские проекты выполняют ученицы старших классов. На основе изучения литературы по выбранной теме, ими разрабатывается техническая документация швейного изделия (выбор материалов, оборудования, расчет и построение конструкции изделия, технологическая последовательность изготовления, выполняются экономические расчеты по данному изделию). Реализация данного типа проекта совершенствует подготовку детей, раскрывает ученикам новую грань их возможностей, требует от них максимальной самоотдачи.
Алгоритм осуществления педагогических действий
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется по определенной схеме, начиная с чёткого обоснования выбора темы проекта и заканчивая защитой проекта, его оценкой.
Первый этап разработки проекта предполагает:
Выбор темы проекта (обоснование)
Структурирование предстоящей деятельности (выделение подтем)
Выбор темы проекта осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей. Одни учащиеся сами выбирают тему, что приветствуется (при условии, что выбор обоснован). Определённая группа школьников нуждается в том, чтобы им помогли: предоставили варианты, рассказали о некоторых.
Обоснование темы может быть выражено творчески. Например, так выглядит обоснование выполнения изделия из лоскутков «Коробка для рукоделия»:
Любезные мамы и папы!
Пожертвуйте старые шляпы,
А также пальто и жакеты,
Ненужные в доме предметы,
Всё то, что хранится-пылится
И вам ни на что не годится:
Перчатки, носочки, клубочки,
Остаточки и лоскуточки.
Сошьем мы забавных зверушек,
Получится много игрушек:
Из майки, из байки, из ватки-
Кармашки, подушки, прихватки;
Из марли, мочалки, соломы –
Русалки, солдаты и гномы.
Вы будите нами гордиться!
Нам всё-всё-всё пригодится!
Учащиеся формулируют требования к изготавливаемому продукту. Например, изделие должно быть удобным, функциональным, прочным, безопасным, должно отвечать эстетическим требованиям, быть экономически выгодным и т.д.
Чтобы проектная деятельность была успешной, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
На данном этапе учащиеся планируют свою деятельность:
Изучение темы в литературе (исследовательская работа, связанная с историей и разновидностями выбранного типа изделия) – например, в проекте «Сарафан» история сарафана (приложение 9)
Конструирование модели (предполагает разработку вариантов – банк идей, выбор более подходящего, а также стилизация изделия. Примером рассмотрения и обоснование выбора одной из моделей разработка проекта «Кукла-грелка» – приложение 10).Подбор материала, инструментов
Если работа выполняется в группе, то происходит распределение ролей и ответственности. Ученики отлично понимают актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.). Легко и с интересом они знакомятся с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Устанавливаются временные ограничители.
На втором этапе осуществляется теоретическая разработка изделия в соответствии с составленным планом действий. На этом этапе деятельность учителя заключается в координации деятельности (для 5-6 классов), консультировании, стимулировании активности и творческого разнообразия идей.
На данном этапе эффективно применение метода мозгового штурма: учащимся предлагается высказать всевозможные варианты решения проблемы или варианты выполнения изделия, а затем проанализировать целесообразность каждого предложения.
В результате ученики останавливаются на 3-4 моделях. Для итогового выбора модели используется технология «Сетка принятия решений». Каждый вариант оценивается по тем параметрам, которые были заданы самими детьми при формулировке требований к изделию:
Варианты Критерии оценки
Удобство и функциональность Прочность Эстетика Экономическая выгода Количество пользователей
Вариант 1 -- + + + --
Вариант 2 + -- + -- +
Вариант 3 + + + + +
Исходя из результатов оценки, дети останавливаются на наиболее оптимальном варианте.
Далее разрабатывается спецификация изделия, в которой требуется ответить на вопросы:
Для чего необходимо изделие?
Для кого оно полезно?
Какой способ использования предполагает?
Каковы финансовые затраты?
Из чего изготавливается?
Какие инструменты и оборудование используются для изготовления?
Важным моментом является подсчёт экономических затрат на изготовление изделия. В перечень затрат включаются на только расходы на материал, но и на коммунальные услуги, стоимость оборудования.
Например, стоимость изделия из лоскутков осуществляется так:
Затраты Стоимость за единицу (руб.) Количество Общая стоимость (руб.)
Стоимость материалов (С1)
Лента 5 руб. 1м 5 руб.
Лоскут Вторичное сырье - -
Нитки швейные 10руб. 1 катушка 10 руб.
Жестяная банка Вторичное сырье. 1 шт. -
15 руб.
Стоимость коммунальных услуг (С2)
Электроэнергия 1,51руб. 1 кВт 1,51 руб.
Расходы на отопление 7,15 руб. 4 кв.м. 28,6 руб.
Холодная вода, канализация 11,20 руб. 0,2 2,24 руб.
32,35
Стоимость оборудования (Со)
Игла 3 руб. 2 шт. 6 руб.
Ножницы 20 руб. 1 шт. 20 руб.
Линейка 3 руб. 1 шт. 3 руб.
Швейная машина, 5200 1 шт. 5200 руб.
Сантиметровая лента 5 руб. 1 шт. 5 руб.
утюг 310 1шт 310 рубИтого: 5544руб.
Себестоимость: С=С1+С2+Ао
Так как оборудование учащимися не приобретается, а выполняется работа в школе, то мы берутся амортизационные отчисления (Ао), которые составляют составили:
Ао = Со*0,05% = 5544*0,05% = 2,77руб.
Себестоимость изделия:
С = С1+С2+Ао = 15+32,35+2,77=50 рублей
Вывод: аналогичное изделие в магазине стоит минимум 200 рублей, значит, сделанная руками лоскутная шкатулка экономически выгодна.
Третий этап представлен технологическим воплощением замысла. Здесь главная задача учителя заключается в контроле за соблюдением техники безопасности, трудовой дисциплины и культуры труда. Кроме того, для развития самоконтроля со стороны учеников им предлагается оценивать каждый выполненный этап с точки зрения правильности выполнения, соблюдения техники безопасности, аккуратности, временных затрат. Таким образом происходит постоянная рефлексия деятельности, что позволяет оптимизировать работу в процессе.
На заключительной стадии (четвёртый этап) оформленный результат презентуется, защищается: на выставке, конкурсе (для 5-8 классов – «Золушка», для 9-11 классов – «Грация) или же на уроке-конференции; а также происходит оценка результатов. Оценку осуществляют сами ученики как итогового продукта, качества изготовления в соответствии с требованиями, так и всей последовательности выполняемых ими действий.
В условиях работы в средней школе №13 проектная технология приобрела надпредметный и общешкольный характер, т.к. презентация и защита ученических проектов происходит на общешкольных традиционных мероприятиях: выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах «Золушка», «Грация».
Таким образом, использование проектно-исследовательских и коммуникативных умений технологий в учебном процессе целесообразно. Это помогает развитию творческих способностей, логического мышления, профессиональных умений и навыков, интеграции в учебном процессе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.