Статья на тему: Опыт организации учебной деятельности студента в личностно-ориентированной образовательной системе


Опыт организации учебной деятельности студента
в личностно-ориентированной образовательной системе
Преподаватнль общественных дисциплин государственного бюджетного профессиональго Образовательного учреждения «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»
Среднее профессиональное образование выделяется своей спецификой – оно направлено на человека, находящегося на этапе перехода от детства к взрослости, что требует создания особой образовательной среды, обеспечивающей такой переход на социально-значимой основе.
Сам учебный процесс в наших учреждениях предполагает более ускоренную и сжатую подачу материала по отдельным предметам, которые относятся к общеобразовательным. Кроме этого студенты сталкиваются с новой для них организацией обучения, новым коллективом и измененным статусом. Для большинства студентов возникает проблема быта, социального и психологического взросления.
В данной ситуации личностно-ориентированный подход является одной из наиболее значимым при обучении. Прежде всего, ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личнсти, через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта студента, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность , через ее мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д. так как принимает их и соразмеряется с ними.
Личностно-деятельностный подход к научению с позиций студента, прежде всего, предполагает свободу выбора им пути и методов учения. Такой подход психологически предполагает:
Во-первых, обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста.
Во-вторых, этот подход формирует активность самого студента, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом.
В-третьих, личностно-деятельный подход к научению с позиции студента предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним – познавательный мотив.
В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими студентами. Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации (принадлежности к группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки само актуализации.
С моей точки зрения этим условиям в полной мере удовлетворяет построение учебного процесса, осуществленное на крупноблочной подаче материала. Объединение нескольких исторических положений, правил в одно увеличивает его информационную емкость. Структура урока двухлинейная. Повторение по связи идет по всей длительности процесса и является фоном, на который накладывается новый материал.
Метод модульности в обучении предполагает, что в начале преподаватель создает представление о деятельности (историческом событии), переходит к анализу представления вместе со студентами и в конце создаёт условия для самостоятельного выполнения студентами заданий по теме.
Алгоритм преподавания может быть представлен по следующей схеме:
I. Лекция
1. план лекции охватывает главные моменты содержания блока.
2. Лекция содержит:
а) проблемные внеурочные задания по узловым моментам лекции, чтобы студенты лучше осознали содержание, а преподаватель понял, доступно ли было изложение;
б) аргументацию, альтернативные точки зрения, увязку истории и жизни;
в) указание на сложные моменты в изложении проблемы блоков в учебнике;
г) все проблемные задания обсуждаются по ходу или в итоге лекции.
3. Лекция заканчивается 5-7-минутной беседой по ключевым вопросам или написанием рецензии студентами.
II. Занятие
Преподаватель проводит вместе с консультантами, наполняя блок конкретными материалами (работа с источниками, картами, слайдами, видеорядом, электронными учебниками). В конце занятия – 5-7-минутный опрос по терминам.
Ш. Занятие
Занятие-семинар, занятие доучивания, доконсультирования с 15-20-минутной репродуктивной контрольной работой.
IY. Деловая игра
Студенты по группам выполняют следующие задания:
1. Освещение теоретического вопроса.
2. Формулировка вопросов для других групп и анализ полученных ответов.
3. Работа с исторической картой или документом.
4. Творческое задание.
Алгоритм по теме Великая Отечественная война он может быть реализован следующим образом.
Преподаватель проводит лекционное занятие с привлечением всех имеющихся у него аудиовизуальных средств с опорой на основные понятия, факты и первоначальные знания студентов по данной теме. Лекция охватывает основные вопросы и положения всей темы и заканчивается диагностикой в виде беседы или резюме по ключевым понятиям.
Второе занятие – рассказ преподавателя и студентов -консультантов об исторических фактах в более суженом варианте (отдельные этапы войны, сражения, причины, результаты и т.п.). Используются опорные схемы, повторение материала. В конце занятия производится тестовая диагностика по понятиям.
На третьем занятии взаимного контроля и обучения проводится выполнение сквозных проблемных заданий в созданных учебных группах (7-9 человек).
Примерное содержание заданий:
- теоретический вопрос: в чем сущность плана «Барбаросса»? Подготовка вопросов другим группам;
- анализ карты: определение расположения фронтов в конкретном сражении или операции;
- работа с документами: мемуары, приказы, оценки участников событий и др.;
- творческая работа по воссозданию эпохи: написать листовку, письмо с фронта, историю получения награды и т.п.
Следующее занятие – обобщающий контроль и получения задания на предварительное прочтение новой темы по учебнику.
Такой подход в преподавании решает множество задач. Он развивает познавательный интерес к предмету. Активизирует учебную деятельность студентов на занятиях, способствует становлению творческой личности т. к. большинство занятий имеет проблемный характер, дает возможность для взаимоообучения, предполагает групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые студенты занимают лидирующее положение, обучая отстающих в группе. Возможность совместного обсуждения проблемы позволяет также удовлетворять потребность студентов в общении. Включение в структуру занятий самой возможности выбора формы участия в них, выполнения творческих заданий способствует снятию усталости, развитию личностной свободы и раскованности студентов, особенно невротизированных, слабых и не совсем уверенных в себе.
Наблюдения за студентами на занятиях позволяют выявить неформальную структуру группы, тип взаимоотношений в ней, лидеров и аутсайдеров. Взаимный контроль и обучение оказывают сильное эмоциональное воздействие на студентов, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, работы в группе, принятия решения, умения брать ответственность на себя, развивают организаторские способности, воспитывают чувства соперничества и сопереживания, стимулируют взаимовыручку и взаимоуважение.
Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на студенте, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.