Статья: Формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: игры – экспериментирования с младшими дошкольниками
Формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: игры – экспериментирования с младшими дошкольниками
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Одним из видов игр, которые мы используем в ходе воспитания детей младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения, это игры – экспериментирования и игры – путешествия на предметной основе.
Игры – эксперименты или игры – экспериментирования, а также игры – путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры – эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурногигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Игры – путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры разрабатываются или отбираются на основе следующих принципов:
учета возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
постепенного усложнения игр;
цикличной организации игр.
Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста, разработанные и объединены в три тематических цикла по основанию содержания воспитания культурно – гигиенических умений и навыков:
1-й цикл – «Водичка, водичка»;
2-й цикл – «Я одеваюсь сам»;
3-й цикл – «Так привыкли мы к порядку»
Игра 1-го цикла «Водичка, водичка»
«Прозрачная вода». Игра-экспериментирование
Цель: познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется), сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая – с чаем); стеклянная банка с широким горлышком; таз с водой; ложки; маленькие ковшики; сахар; стаканчики для детей; предметные картинки.
Ход игры.
В гости к ребятам приходит Капелька.
- Кто такая капелька? Где она живет?
Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.
- Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
- Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?
Взрослый предлагает добавить в стаканчики песок ложечкой. Помешать и понаблюдать, как сахар растворился.
Детям предлагают поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем идет рассматривание картинок через банку с водой.
- Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная.)
- Что мы узнали о воде?
Игры 2-го цикла: «Я одеваться сам могу»
«Что отражается в зеркале». Игра – экспериментирование
Цель: познакомить детей с понятием «отражение»; о необходимости использования зеркала для человека.
Материал: зеркала; ложки.
Ход игры.
Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.
- Кого вы видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? Теперь посмотрите на ложку без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. Мы можем увидеть в зеркале то, что не можем увидеть у себя. Посмотрите, обезьянка запачкала мордочку. Она не видит этого, это видим мы с вами. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо? Правильно, посмотрите в зеркало. Давайте понаблюдаем, как это сделать. (Импровизация.) Поэтому если вы себя увидите грязными в зеркале, значит, вы испачкались и необходимо умыться.
А еще, глядя в зеркало, можно корчить рожицы.
Организуется момент радости с детьми.
Игры 3-го цикла: «Так привыкли мы к порядку»
«Путаница или что для чего». Игра – путешествие
Цель: выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте.
Материал: тарелка; свитер; сапоги; игрушка; книжка.
Ход игры.
Взрослый спрашивает, что за предметы лежат на столе.
- Зачем нам нужна тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Давайте посмотрим все вместе, каждая ли вещь лежит на своем месте? Где должна находиться тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Что будет, если тарелка находится в шкафчике для одежды? (Может испачкаться, разбиться). Можно ли потом использовать ее для еды? Почему? Аналогично находятся и рассматриваются все остальные вещи. Детям предлагается разложить их по своим местам.
Преимущество игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок начиная с трех лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии, воспитатель становится для ребенка содеятелем и помощником, партнером по увлекательной игре. Предлагаемые игры вариативны в использовании. Они могут стать непосредственно образовательной деятельностью, могут использоваться в режимных моментах с образовательной целью, в самостоятельной и совместной деятельности со взрослым.
15