Материалы для совместной деятельности логопеда с родителями детей с ринолалией (дошкольное)
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ ГУБЫ И НЕБА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ родителей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей. Наша цель научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей. Ваша помощь крайне необходима, для чего мы и предлагаем данное пособие. Родители детей с врожденной расщелиной губы и неба должны быть очень внимательны к своим детям. Нет необходимости ставить их в разряд больных детей и ожидать только срока оперативного лечения.
Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.
Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.
Предлагаемая нами система совместной работы логопеда и родителей предполагает психологическое взаимодействие между обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, если родители будут точно выполнять все инструкции логопеда, организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25-30 минут не реже 3-4 раз в неделю, очень важно не прерывать занятия. Только регулярность и настойчивость помогут Вам и вашему ребенку. Обязательно ведите тетрадь, где логопед сможет записать рекомендации и задания, а вы результаты выполнения их (не забывайте ставить дату!). Изучайте своего ребенка, наблюдайте за ним, замечайте его успехи, хвалите, поощряйте, но не ругайте за неудачу. Никогда не кричите на ребенка во время игры-занятия! Следите за тем, чтобы ваш ребенок не переутомлялся. Если до конца занятия еще 8-10 минут, а ребенок зевает, устал, закрывает глаза, пытается положить голову на руки и т.п. - тут же заканчивайте занятие, в следующий раз вы наверстаете упущенное. Возможно, занятия были слишком сложными, или ребенок неважно себя чувствует, или погода меняется (особенно это важно для метеочувствительных детей).
Следите, чтобы ваш ребенок доделывал все предложенные вами задания до конца.
Желаем успеха! У вас все получится!
Дети с врожденной расщелиной неба с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему недостатку. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта - ребенок рефлекторно сдвигает тело языка вверх и назад. Патологическое положение языка в полости рта постепенно закрепляется. Дети предпочитают спать на спине, что облегчает им удержание языка в глубине рта. При кормлении они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корня языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на произношение. Такое положение языка приводит и к тому, что во время речи выдыхаемая струя, встречая на пути через рот препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Таким образом нарушается речевое дыхание. Сообщение полости рта и носа создает увеличение резонирования носовой полости и речь становится назализованной. При постоянном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости, становится вялым и малоподвижным. Движение всего языка затормаживается и принятие позиций для произношения того или иного звука становится недоступным ребенку. Такое нарушение речи называется открытой ринолалией.
Чтобы предотвратить патологическое положение языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежании на животе или на боку.
Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различить их между собой и обобщить в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на чтении и письме.
Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни.
Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.
С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.
На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а-а-а, а-гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого неба следует давать питье маленькими глотками.
С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность.
К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т.д.). С ребенком нужно говорить только правильно артикулируя, не искажать звуки, не "сюсюкать", всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми.
В первые годы жизни ребенка проводится операция - пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:
• поднимать и опускать верхнюю губу;
• стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;
• ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;
• вибрировать пальцем верхнюю губу;
• постукивать около рубцов подушечками пальцев;
• щипать пальцами;
• взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.
Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а-п, п-а, б-а, па-па, ба-ба, ма-ма. Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: А Э О Ы У И. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.
Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении "лежа на спине", при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении "сидя, голова на подлокотнике". Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый "пальцевой душ". Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление движения - от средней линии лба к вискам. Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от кончика носа к переносице. Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей. Приемы вибрации и "пальцевой душ" осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.
Игры-упражнения следует проводить с ребенком не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.
В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами. Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука П; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.
После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению языка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, активизировать движения губ и щек, отработать диафрагмальное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.
Перемещение языка вперед в значительной степени определяет эффект всех занятий. Оно создаег условия для постановки правильных звуков, понижения носового оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего артикуляционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба; проводится массаж при мышечном напряжении в области рта, носа и щечно-скуловой области.
Ребенок 3,5-4 лет готов к систематическим занятиям с логопедом независимо от того была ли у него проведена пластика неба или нет.
Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.
Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из глотки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед, а кончик высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создает более тонкие движения. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день. У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, "поплевывание" может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с К. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания.
При произношении звукосочетаний постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.
Вокальные упражнения поются по подражанию. Они начинаются с пения мелодии на один гласный звук (А, Э, О, У). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гамма (а& постепенным увеличением тонов), что вырабатывает ровность, певучесть, гибкость голоса. и
Все перечисленные упражнения не следует выполнять подряд, д Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по -•* развитию дыхания, активизации мышц языка, губ и т.д. причем, дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать я с другими. Не надо повторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Лучшие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5-15 минут) по времени, но частых г упражнениях (7-8 раз в день).
Вcя работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше.
Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный дооперационный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значительно короткий срок после проведения операции.
В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13-14 сутки, после того как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого цеба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.
По выписке из стационара необходимо дать ребенку отдох1гуть от больничной обстановки в течении месяца, но все рекомендации данные логопедом выполнять. Через месяц систематические занятия возобновляются.
Специалист, занимающийся вашим ребенком, определяет необходимость тех или иных упражнений, а также последовательность работы над звуком.
После операции постановка речи занимает от 2-4 месяцев до 1-2 лет в зависимости от вида расщелины, результатов операции, эффективности дооперационных занятий, способностей ребенка, результатов ортодонтического лечения и ответственности родителей. Взрослые должны обязательно присутствовать на занятиях, запоминать все указания логопеда и дома ежедневно заниматься с ребенком.
Встречается, что после проведенного хирургического, ортодонтического лечения, коррекционных занятий с логопедом, речь восстанавливается, но присутствует специфический оттенок: ребенок как бы посипывает носом во время произношения. Можно также заметить движения крыльев носа, а при поднесении зеркала к носовым ходам - запотевание. Такое явление называют носовой эмиссией - выходом воздуха через нос в процессе речи. Происходит это при анатомической или функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания, из-за отсутствия контроля за произношением или из-за недостаточной разработки мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Приемы устранения носовой эмиссии включают:
• артикуляционную гимнастику (активизация мышц мягкого неба, глотки, шеи, гортани);
• дыхательная гимнастика (диафрагмалыюе дыхание, послоговая дыхательная гимнастика);
• фонопедические (голосовые) упражнения:
а) вдох носом, на выдохе петь ПА ПЭ ПИ ПО ПУ... б) четкое произношение слогов НЬПА, НЬПЭ, НЬПО, ПЬПЫ, НЬПУ... (используются все согласные алфавита, последовательность гласных остается в том же порядке);
в) голосовые двигательные упражнения - произношение двусложных слов:
фипвип-фэпвэп фивпип-фэвпэпфибсип-фэбсэп фисбип-фэсбэпфифзип-фэвзэп фипсип-фэпсэпфивсип-фэвсэп фиспип-фэспэпфисвип-фэсвэп фивпип-фэвмэпфизбип-фэзбэп фисбип-фэсмэпфипвип-фэпмэп физфип-фэзмэпфибсип-фэбмэп фипсип-фэпмэпфифзип-фэфмэп фиспип-фэсмэпфивсип-фэвмэп фибзип-фэбмэпфисвип-фэсмэп фимпип-фэмпэпфипмип-фэпмэп фимбип-фэмбэпфибмип-фэбмэп фиффип-фэффэпфифмип-фэфмэп фимвип-фэмвэпфивмип-фэвмэп фимсип-фэмсэпфисмип-фэсмэп фимзип-фэмзэпфизмип-фэзмэп физбип-фэзмэпПредостережения для родителей
Обратите внимание: предложены разнообразные методики занятий с детьми с различными речевыми нарушениями. Однако не пытайтесь использовать эти методики по своему собственному усмотрению! Оптимальным вариантом решения проблем Вашего малыша является консультация высококвалифицированного специалиста в данной области, который адекватно оценит состояние речи Вашего ребёнка и определит, когда и как следует заниматься именно с Вашим малышом, какие упражнения необходимо выполнять в первую очередь, а какие не должны использоваться вообще!
Раннее и правильное определение тактики логопедического обучения Вашего ребёнка - это не менее половины успеха в непростом процессе восстановления его речи.
Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:
1) нормализация "ротового выдоха", т. е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;
3) устранение назального оттенка голоса;
4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;
5) нормализация просодической стороны речи;
6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.
При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов.
Первый этап - этап "предречевых" упражнений - включает следующие виды работы:
1) дыхательные упражнения;
2) артикуляционная гимнастика;
3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция (так как изолированное произнесение звуков нетипично для речевой деятельности);
4) слоговые упражнения.
На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.
Второй этап - этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.
Третий этап - этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.
Четвертый этап - этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля со стороны самого ребенка и логопеда. Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:
1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);
2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).
Участие названных факторов в усвоении звуковой системы различно в зависимости от возраста ребенка и от этапа коррекции.
У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произнесения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без сознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуковКоррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.
До операции решаются следующие задачи:
1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;
2) подготовка правильного произношения гласных звуков;
3) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.
После операции коррекционные задачи намного усложняются:
1) развитие подвижности мягкого нёба;
2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;
3) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).
Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:
а) массаж мягкого нёба;
б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;
в) артикуляционная гимнастика;
г) голосовые упражнения.
Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:
- увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;
- улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;
- выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.
Основная цель массажа мягкого нёба - разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно также легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука "а". Рот при этом должен быть широко открыт.
Гимнастика мягкого нёба
Я рекомендую следующие упражнения:
1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки - по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба. Большое количество следующих друг за другом глотательных движений удлиняет время, в течение которого мягкое нёбо находится в положении подъема.
2. Позевывание при открытом рте.
3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем нёба.
5. Ребенка тренируют в произвольном покашливании на одном выдохе от 2-3-кратных повторений до большего количества. В процессе выполнения упражнения должна сохраняться смычка нёба с задней стенкой глотки, а воздух должен направляться через ротовую полость. Целесообразно, чтобы первое время ребенок покашливал с высунутым языком. Затем вводится покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки. Выполняя данное упражнение, дети овладевают умением активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.
6. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков "а", "э", затем - "о", "у" с утрированной артикуляцией.
7. Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда "а", "э", "у", "о" в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится, переходят к плавному произнесению звуков. Например: а, э, о, у_______, а, у, о, э_______.
8. Паузы между звуками увеличиваются до 1-3 с, но подъем мягкого нёба, при котором проход в носовую полость оказывается закрытым, необходимо сохранять.
9. Описанные выше упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Их следует проводить постоянно в течение длительного времени. Систематические упражнения в дооперационном периоде подготавливают ребенка к операции и сокращают сроки последующей коррекционной работы.
10. Для воспитания правильной звучной речи необходима работа над правильным дыханием. Известно, что у ринолаликов очень короткий неэкономный выдох, при котором воздух выходит через рот и носовые ходы. Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например: вдох носом - выдох ртом; вдох - выдох носом; вдох - выдох ртом.
При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба.
Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы.
Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги.
Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.
Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары, гармошки и дают их ребенку в постоянное пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке, так как не имеют ротовой выдох достаточной силы. Потерпев неудачу, ребенок разочаровывается в игрушке и уже больше не возвращается к ней.
Поэтому начинать нужно с легких, доступных упражнений, дающих наглядный эффект. Например, дети могут задувать свечку сначала с расстояния 15-20 см, затем с более далекого расстояния. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдувать ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем носовые ходы постепенно освобождают. Часто бывает полезен и такой прием: в носовые ходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают и ребенок убеждается в неправильности своих действий.
Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение - дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5-6 мм, в конце - 2-3 мм. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Время "бурления" хорошо отмечать на песочных часах.
Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в "мыльные пузыри". Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра на духовых инструментах. Логопеду необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.
Одновременно с детьми проводят цикл упражнений, основная цель которых - нормализация речевой моторики.
Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные анатомо-физиологическими условиями.
Особенности артикуляции заключаются в следующем:
1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;
2) недостаточная губная артикуляция;
3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.
Устранение названных особенностей артикуляции - важное звено в коррекции дефекта. Этому служат упражнения так называемой артикуляционной гимнастики, развивающие губы, щеки, язык.
Упраждения для щек и губ:
1) надувание обеих щек одновременно;
2) надувание щек попеременно;
3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;
4) сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);
5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз обнажая оба ряда зубов;
6) "хоботок" с последующим оскалом при сжатых челюстях;
7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;
8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;
9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);
10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;
11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);
12) вибрация губ;
13) движение губ хоботком влево-вправо;
14) вращательные движения губ хоботком;
15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).
Упражнения для языка:
1) высовывание языка лопатой;
2) высовывание языка жалом;
3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;
4) поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;
5) поднимание и опускание задней части языка - кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;
6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;
7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;
8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы "скоблят" спинку языка;
9) круговое облизывание кончиком языка губ;
10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;
11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;
12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;
13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;
14) высунутый язык удерживать чашечкой;
15) закусывание зубами боковых краев языка;
16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;
17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т-т);
18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.
Перечисленные упражнения не следует давать все подряд!
Каждое небольшое занятие должно состоять из нескольких элементов:
- дыхательных упражнений,
- артикуляционной гимнастики,
- тренировки в произнесении звуков.