Статья Формы совместной деятельности педагога с детьми по направлению «человек в истории и культуре»
Мельникова Валентина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории
Формы совместной деятельности педагога с детьми по направлению
«человек в истории и культуре»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
(Д. С.Лихачёв)
Обращение педагогов к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству является важной стороной формирования гармонично - развитой личности ребенка. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о культуре, традициях нашей страны, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое.
Согласно основной образовательной программы ДОУ, циклограмм видов деятельности возрастных групп педагоги детского сада в работе по данному направлению используют в комплексе следующие формы совместной деятельности с детьми:
Дидактическая игра
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры на развитие представлений о человеке в истории и культуре используются в работе с детьми всех возрастных групп:
технический прогресс: «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей», «Что сначала, что потом», «Знаю все профессии», «Ремёсла Киевской Руси» и др.
история цивилизации: «В гостях у Машеньки и медведя», «Три богатыря», «Как жили древние люди» и др.
приобщение к русской народной культуре, знакомство с русским народным творчеством: «Славянская семья, родство и занятия», «Народные промыслы», «Чудо узоры», «Весёлые матрёшки» и др.
Такие игры должны занять достойное место в практике воспитательной работы педагогов, в циклограмме видов детской деятельности и проводится еженедельно.
Сюжетно - ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.
Например: «Путешествие к бабушке Алёне», «На птичьем дворе», «В гости к хозяюшке», «Моя семья» и др.
Хороводные игры
Русские народные хороводные игры - это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано - буквально с двух лет. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.
Фольклорные прогулки на основе русских народных подвижных игр,
которые проводятся педагогами ДОУ систематически раз в неделю.
С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе). Поэтому, расставив по-новому игровые акценты, воспитатель при помощи одной игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику; акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли, разрешить некоторые психокоррекционные вопросы; уделив особое внимание словам и их проговариванию, проводить логопедическую работу; предложив детям подробнее проиграть бытовые подробности, расширить их знания о народной культуре.
Чтение художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Начиная с раннего возраста, педагоги знакомят детей с малыми формами фольклора: песенки, потешки, загадки, заклички, считалочки, пословицы, поговорки и т.д. Знакомят с русскими народными сказками, рассказами, стихами о предметах быта в русской избе. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с мифами, легендами, преданиями, былинами, сказками народов мира, стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия.
Работа по региональности
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.Основные формы проведения, используемые в работе с детьми: познавательные беседы, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях, например: «Мой город», «Бескрайний север», «Чем промышляет Север», «Мы на Севере живём», «Лесное царство» или животные и птицы северного края и др.
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к родине.
Содержание работы с детьми по направлению «развитие представлений о человеке в истории и культуре» отражается в развивающей предметно пространственной среде ДОУ.
Работа в мини-музее
Музей - это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, которые рассказывают о развитии человечества и представляют историческую или художественную ценность.
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать свое слово «музей» привычным и привлекательным для детей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Работа в мини-музее планируется и организуется 1 раз в неделю.
Работа с макетом или посещение этнографического музея «Русская
изба», расположенного в музыкальном зале с целью ознакомления детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края осуществляется педагогами дошкольных групп, начиная со 2 младшей группы, еженедельно согласно перспективного плана.
Программа также предусматривает осуществление образовательной деятельности с детьми в таких формах, как:
Театрализованная деятельность
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач:
приобщить детей к театральной культуре, познакомить с устройством
театра, видами кукольных театров, культурой посещения театра.
развить способность свободно держаться на сцене перед зрителями.
развить представление о жизни человека в различных цивилизациях.
Театрализованная деятельность дает ребенку возможность самому
«прожить» то, о чем он узнал на занятии. Живое действо оказывает на детей наибольшее эмоциональное влияние, оно более интересно.
Дети подготовительной к школе группы способны выучить и произнести текст не только обычной разговорной речи, но и речи древних эллинов с особенностями языка мифов. Спектакли рассчитаны на 35-40 минут, что посильно и для актеров, и для зрителей. Примерная тематика: «Как люди научились добывать огонь», «Встреча с героями мифов Эллады», «Страна восходящего солнца», «Древняя Русь».
Досуги, развлечения, народные праздники
Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов, развлечений и праздников. Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие праздники проводятся с целью знакомства детей с родной культурой, приобщая их к русским традициям, например, праздники «Рождество», «Зимние святки», «Проводы зимы», «Масленица».
Подобные праздники можно проводить не менее 2-3 раза в год до 1 часа в зависимости от возраста.
Таким образом, интеграция разнообразных форм совместной деятельности по направлению «человек в истории и культуре» с применением современных технологий способствует приобщению дошкольников к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству.
ЛИТЕРАТУРА:
Князева О.Л., М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской культуры» - СПб. : АКЦИДЕНТ, 2010.- 158 с.
Мулъко И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.
Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Голубок».