Программа Повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей


МКС(К)ОУ «Школа-интернат 8 вида» г. Чёрмоза Ильинского р-а Пермского края
Программа
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей
Составила учитель Абдулова Н.Ш.
2013 год

Структура программы
Пояснительная записка
Содержание работы
Литература для педагогов
Литература и сайты для родителей
Методические рекомендации для специалистов по организации занятий с родителями
Задания для детско-родительского взаимодействия
Психолого-педагогические ситуации для родителей
Практико-ориентированные или тренинговые упражнения для родителей
Материал для контроля и самоконтроля
Пояснительная записка
Возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей.
Увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей.
Но самым серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается.
Компетентность родителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.).
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в собственных силах, способствует пониманию своих возможностей компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Исходя из выявленных потребностей родителей детей с ОВЗ, была составлена программа «Я - компетентный родитель»
Принципы построения программы:
научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;
доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;
интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной); диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.
Организационные основы реализации (функциональные блоки):
Административно-информационный. Сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении;
информация об обязанностях родителей и опекунов;
сведения о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями;
сообщения о деятельности общественных организаций в России и за рубежом.
Медицинский. Ответственный: медицинский работник (штатный, приглашенный);
Содержание работы: сообщения о причинах и профилактике возникновения психоневрологических заболеваний («Городская (краевая) система психоневрологической службы. Медицинские диагностико-консультативные учреждения», «Детские инфекционные болезни и их профилактика», «Особенности режима питания детей с некоторыми заболеваниями», «О недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача» и др.). Педагогический. Участники: специалисты (дефектолог, логопед, инструктор ЛФК), учителя, воспитатели;
Содержание: обучение отдельным методическим приемам (формирование навыков чтения, письма, счета, развитие речи и т.п.), принципы усвоения программного материала, этапы работы
Формы: групповые и индивидуальные консультации («Первый раз в первый класс», «Как научить ребенка считать и выполнять домашние задания по математике»); Учитель-логопед: правила организации речевого режима дома, установление контакта с ребенком, особенности речевых нарушений, последствия речевых нарушений, требования к речи родителей.
Инструктор ЛФК: правила организации лечебного режима, перечень гимнастических упражнений;
Учитель: правила организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.
Психологический. Общие проблемы психофизического развития детей
Особенности психической деятельности детей
Особенности поведения
Знакомство с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе
Характеристика неадекватных форм семейного воспитания
Внутрисемейные циклы и кризисы
Перспективы развития ребенка (возрастные изменения и др.)
Социально-правовой поддержки. Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком
Доведение информации о юридических правах родителей и ребенка
Правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных дел
Ответственный: юрист, социальный педагог (частично, при отсутствии юриста). Социальный педагог:
Социально-психологическое сопровождение семьи
Осуществление контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами
Взаимодействие с психологом, совместное проведение психокоррекционных мероприятий. Сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Формы организации работы с родителями:
Групповые: семинары, консультации, лекции, собрания, круглые столы, групповые тренинги.
Индивидуальные: беседы, консультации.
Цель: способствовать формированию компетентности родителей особых детей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии.
В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций:
информационная компетенция:
сформировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития детей с различными отклонениями в развитии;
способствовать расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в домашних условиях;
сформировать знания о структуре и содержании детско-родительских отношений.
Мотивационная компетенция:
содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка, прогнозированию перспектив его развития;
способствовать возникновению интереса к реализации воспитательной функции родителей;
способствовать преодолению излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком;
способствовать преодолению гиперопеки и инвалидизации ребенка, формированию установки на поощрение активности ребенка.
Технологическая компетенция
формировать у родителей навыки установления глазного, тактильного и речевого контактов;
формировать способы поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия.
способствовать формированию направленности родителей на установление диалогических форм взаимодействия и общения с ребенком как с равным партнером.
Рефлексивная компетенция:
способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.
Содержание работы с семьей
№ Тема мероприятия Форма Задачи
1 Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. Семинар Повышать уровень родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания, выработав единый взгляд педагогов и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка..2 Особый ребенок. Кто он? Лекция Познакомить родителей с общими и специфическими закономерностями развития детей с нарушениями в развитии, приемами выявления отклонений в развитии, доступными родителям.
3 Приемы выявления отклонений в развитии, доступные родителям Групповой
тренинг Формировать навыки анализа.
4 Значение различных видов чувствительности в жизни человека. Лекция Расширить представление о значении различных видов чувствительности в жизни человека, особенностях эмоционально-личностного развития детей с отклонениями в развитии.
5 Роль речи в жизни человека Практические занятия Формирование представлений о роли родителей в развитии речи детей с отклонениями в развитии, развития общения детей с отклонениями в развитии.
6 Обычные родители особых детей Групповой
тренинг Знакомство с понятием, структурой, общей характеристикой детско-родительских отношений; понятием «нормальных» и «нарушенных» детско-родительских отношений; влиянием нарушенных детско-родительских отношений на развитие ребенка.
7 Правила общения с ребенком Семинар Помочь в осознании родительской позиии: безусловное принятие, правила вмешательства и невмешательства.
8 Тактильный контакт. Визуальный контакт.
Голосовой контакт. Индивидуальная
консультация Познакомить с понятием, характеристикой, функцией, способами установления.
9 Давай играть и учиться вместе…
Роль и возможности родителей в коррекционно-развивающей работе.
Практические занятие Убедить родителей в необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии в домашних условиях.
Повышать практические навыки педагогической компетенции родителей.
Литература и сайты для родителей
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2005.
Самощенко, И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение: опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. – Донецк, 2003.
Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей / А.Н. Смирнова. – М., 1967.
Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М., 2004.
Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит... / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М., 1995.
www.defectolog.ru
Методические рекомендации для специалистов
Программа рассчитана на работу в течение 6 месяцев. Реализация программы предполагает организацию занятий с родителями и детско-родительской группой.
На занятиях с родителями психологом проводится работа по формированию представлений об особенностях развития детей с отклонениями в развитии, особенностях детско-родительских отношений, формированию и отработки навыков установления различных видов контакта. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, психогимнастических приемов, групповых дискуссий, библио- и сказкотератии, решения педагогических задач, разыгрывания ситуаций и т.д.
Отработка и применение усвоенных детьми и родителями знаний и навыков происходит на занятиях с детско-родительской группой. Занятия с детско-родительской группой проводит психолог, привлекая при необходимости воспитателя.
Задания для родительско-детского взаимодействия
«Пройди по следам Таты». Из мягких модулей выложена «дорожка» разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.
Игра «Охота на динозавриков». Группа участников встает в круг – родители позади своих детей. Психолог выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками (мама закрывает ладошки ребенка своими). Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик. Затем водящими становится та детско-родительская пара, у которой в руках был динозаврик.
Игра «Сиамские близнецы». Взрослый и ребенок становятся рядом друг с другом. Одной рукой обнимают друг друга за талию, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд психолога: встать, сесть, попрыгать, повернуться. Затем «близнецам» предлагается разделиться на 2 команды и справиться с эстафетным заданием: принести как можно больше конфет для чаепития (каждая пара может принести за один раз только одну конфету).
Психолого-педагогические ситуации для родителей
Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации:
Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания.
Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации:
Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания.
Тренинговые упражнения для родителей
Упражнение «Говори, сосед слева!». Все участники сидят (или стоят) по кругу. Психолог по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него. Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Список примерных вопросов:
Какой сегодня день недели?
У вас есть домашнее животное?
Где вы работаете?
На какой улице вы живете?
Сколько у вас детей? и т.д.
Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при их общении с детьми.
Упражнение «Глядение в глаза». Взрослые разбиваются на пары. По команде психолога они начинают глядеть друг другу в глаза с различными эмоциональными состояниями.
Обсуждение. Участники обмениваются своими чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения. Задача психолога – подвести к осознания того, что важен не только сам факт визуального контакта, но и время этого контакта, а также то эмоциональное состояние, на фоне которого этот контакт происходит.
Упражнение «Эффективное взаимодействие».
1 этап Вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.
2 этап Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?».
Материал для контроля и самоконтроля
Что общего между развитием ребенка с отклонениями в развитии и без них?
Объясните понятие «безусловное принятие».
В чем заключаются основные задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии?
Материалы экспресс-опросаЭкспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.
Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.
а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;
б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;
в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;
г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;
д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.
2. В результате посещения занятий я узнал(а):
а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;
б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;
в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;
г) как организовать детский досуг;
д) как организовать дома развивающую среду.
3. В результате посещения занятий я научился(лась):
а) партнерскому взаимодействию с ребенком;
б) организации разных видов детской деятельности;
в) созданию необходимой развивающей среды;
г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;
д) отслеживанию результатов семейного воспитания.
4. Занятия помогли мне:
а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;
б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;
в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;
г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;
д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.
6. Считаю, что предложенная программа является:
а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;
в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;
г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;
д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.7. Рекомендую включить в программу _______________________________________________
8. Рекомендую дополнить тематику занятий следующими темами
9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как
а) отличные;
б) хорошие;
в) удовлетворительные;
г) неудовлетворительные;
д) особое мнение _______________________________________________
10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, дефектологов, логопедов и др.):______________________________________
11. Общие пожелания:
Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.
Ожидаемые результаты
Осознание роли и влияния семьи на формирование личности ребенка с ОВЗ.
Формирование родительской позиции: безусловное принятие и изменение уровня родительских притязаний.
Овладение практическими навыками педагогической компетенции родителей.
Приложение
Результаты опроса родителей
Потребность Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет Я не нуждаюсь в помощи в этой области
1. Мне важна информация о нарушениях моего ребенка 4 2. Мне необходимо знать о диагнозе, последствиях нарушения, о необходимом моему ребенку лечении 4 3. Мне необходима информация о перспективах развития ребенка 4 4. Мне нужна информация о проблемах поведения моего ребенка 4 5. Мне важно участвовать в программах (занятиях), которые помогут мне лучше понимать поведение ребенка и управлять им 3 1 В классе Особый ребенок учится 4 ребенка. В опросе принимали 4 родителя.
Потребность Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет Я не нуждаюсь в помощи в этой области
6. Мне необходимо знать о тех программах, которые осваивает мой ребенок, и мере моей включенности в обучении ребенка 4 7. Мне необходима информация о дополнительных услугах или специалистах, которые помогут моему ребенку 3 1 8. Мне необходима помощь, которая позволит справляться с трудностями в семье (ревность других детей, проблемы с мужем, с родственниками) 3 1 9. Я хочу сам(а) участвовать в разных занятиях, которые помогут мне стать учителем моего ребенка 3 1 Потребность Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет Я не нуждаюсь в помощи в этой области
10. Я хочу посещать лекции для родителей по вопросам обучения ребенка 4 11. Мне кажется важным принимать участие в активных формах обучения, где я сам(а) могу научиться управлять поведением своего ребенка и обучать его 2 2 12. Я считаю важным посещать группы родителей имеющих сходные с моей проблемы 3 1 -
13. Я испытываю большую потребность только в индивидуальном консультировании специалистами 2 2 14. Мне важна информация о наличии в городе ассоциации родителей особых детей 1 3