Методическое пособие Психолого-социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Бюджетное учреждение Воронежской области
ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ПАРУС НАДЕЖДЫ»







ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ









Воронеж 2012

Психолого-социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Методические рекомендации разработаны коллективом ГУНТ ОЦРДП «Парус надежды» под руководством _________________________________

Автор: Медицинский психолог Черкасова Е.Н.
Представлен опыт организации коррекционно-развивающих занятий психолога с особыми детьми и их родителями. Приводятся теоретические основы организации психологической работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Предназначены для педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей, социальных работников, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями и семьям их воспитывающим.



Для решения проблемы обеспечения полноценной жизни ребенка с ограниченными возможностями (особого ребенка) в семейной среде и его интеграции в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-социальная поддержка семей, имеющих особых детей является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-социальной поддержкой семьи мы понимаем систему психолого-социальной деятельности, направленной на оптимизацию системы межличностных отношений в семье, обеспечение полноценной жизни особого ребенка в семейной среде путем создания условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи, а также обучения родителей детей с ограниченными возможностями коррекционным методикам для применения в домашних условиях.
Исходя из особенностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и их проблем, психолого-социальная поддержка может быть направлена:
на оптимизацию психологического контакта ребенка и членов его семьи со специалистом, внутреннего понимания болезни им и его родителями, снижения тревожности, мотивационной сферы, системы социально-психологических отношений;
на гармонизацию и оптимизацию внутрисемейных отношений.
Условием положительного взаимодействия специалистов нашего центра с особыми детьми их родителями стало создание дружественной среды и доброжелательной обстановки.
При коррекции внутреннего понимания болезни работа направлена на формирование адекватного отношения к болезни (ограниченным возможностям и особым потребностям) и рационального типа реакции на эту ситуацию.
Коррекция состояния внутренней тревожности является самостоятельной задачей психолого - коррекционной работы и достаточно эффективно решается в групповой работе, когда группа помогает «новичкам» на основе собственного позитивного опыта решения проблем, решая задачи «поддержи друга», «помогая другим - помогаешь себе», «подставь плечо».
Коррекция мотивационной сферы направлена на расширение и оптимизацию мотивационного стереотипа особого ребенка и включает гармонизацию всех факторов: мотивационных - «хочу», социальных - «надо» и возможности личности - «могу»
Для подростков с ограниченными возможностями важна нацеленность на профориентацию с учетом формирования позитивной шкалы ценностей, адекватных притязаний и самооценки.
Коррекция социально-психологических отношений имеет своей целью усиление адекватных реакций личности, профилактику формирования патопсихологического реагирования и повышение реабилитационного потенциала ближайшего социального окружения –семьи, воспитывающей особого ребенка.
Семья, занимающаяся воспитанием особого ребенка, находится в достаточно уязвимом социально-психологическом положении. Рождение ребенка с патологией является огромным стрессом для членов как «ядерной», так и расширенной семьи. Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные -нарушения супружеских, детско-родительских отношений. Часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.
Нами проводятся мероприятия, направленные на оказание социально- психологической поддержки семьи:
1. Оказание медико - психологического сопровождения семей с особыми детьми:
- проведение консультаций специалистов врачей и психологов;
- индивидуальная и групповая психологическая работа с детьми;
- семейное консультирование;
- проведение просветительских лекций и тренингов для родителей.
2. Проведение мероприятий, направленных на объединение семей, имеющих особых детей, в совместной деятельности:
- проведение встреч;
- круглых столов;
- тематических вечеров.
Работа ведется во взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения г. Воронежа, а также с учреждениями социальной помощи семьям и детям г. Воронежа, общественными объединениями, поддерживающими и помогающими семьям детей-инвалидов.
В качестве необходимых принципов работы психологов, педагогов и социальных работников мы используем принципы, выделенные К. Роджерсом, это:
принятие или безусловное положительное отношение к семье;
адекватное эмпатическое понимание чувств взрослого и ребенка;
конгруэнтность, т.е. способность специалиста в работе оставаться самим собой.
Основными условиями работы наших специалистов в рамках разрабатываемой технологии являются:
на всем протяжении работы с семьей демонстрировать свое полное доверие к ее возможностям; помогать в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед взрослым как родителем особого ребенка;
исходить из того, что у родителя есть внутренняя мотивация к самосовершенствованию себя в роли родителя особого ребенка; выступать для родителей как источник разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями решения той или иной проблемы;
быть активным участником взаимодействия; открыто выражать свои чувства.
Кроме того, психолого-педагогический процесс строится с учетом:
равноправия всех участников коррекционного процесса;
права семьи на свободный выбор;
права на ошибку;
права на собственную точку зрения.
Стиль отношений наших специалистов и членов семьи:
не запрещать, а направлять;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Мы исходим из представления, что каждая семья обладает необходимыми возможностями и ресурсами саморазвития и преодоления возникающих проблем воспитания особого ребенка, взаимодействия с ним. Поэтому совместная работа с семьей включает:
поиск сильных сторон личности родителей и ребенка, сложившейся системы воспитательных отношений;
опору на результаты психологической диагностики, которая включат использование различных опросников, проведение бесед с членами семьи, наблюдение за совместной деятельностью родителя и ребенка;
учет особенностей личности родителя и ребенка, системы воспитательных отношений в конструировании программ психолого-педагогической поддержки и в процессе ее осуществления.
То или иное несоответствие в осуществлении взрослым роли родителя особого ребенка (например, между ожиданиями родителей и возможностями ребенка, или между желанием научить его чему-то и отсутствием знаний, умений его осуществления) приводит к возникновению затруднений в межличностном взаимодействии. При этом сама проблема и ее причины могут в различной степени осознаваться семьей. Под руководством психолога или педагога затруднению предстоит оформиться в проблемную ситуацию.
Перед психологом и педагогом стоят следующие задачи:
1) помочь семье осознать проблему (причину несоответствия);
2) помочь в поиске путей и ресурсов ее разрешения (с учетом модели ролевой идентичности родителей);
3) поддержать семью в их реализации.
В процессе взаимодействия с семьей специалисты нашего центра опираются на представление о родителе и ребенке как целостных личностях, и используют их эмоционально-волевые, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-ценностные возможности.
Среди основных принципов работы следует выделить:
"Здесь и теперь". Принцип акцентирования на настоящем, который способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. Каждая игра, упражнение сопровождаются рефлексией участниками своих ощущений, переживаний, обсуждаются «открытия» сделанные участниками в процессе занятия.
Искренность и открытость. Этот принцип способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. В процессе занятия каждый участник может открыто высказать свои мысли и чувства в отношении другого участника или задания.
Активность. Принцип активного участия и взаимодействия всех членов коррекционного процесса – и родители, и психолог (педагог) принимают непосредственное активное участие в занятии.

ЛИТЕРАТУРА
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр.и доп. – СПб.: Речь, 2006, 352 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989. – 192 с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейн; теория отношений В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева.
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
 Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых . Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности, зарождаются и формируются личностные качества.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеют базовые положения ряда теорий и исследований:
- психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации;
- развитие в условиях дизонтогенеза требует создания  специальной коррекционно-развивающей среды.
Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.
Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения учитываются специалистами нашего Центра как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.
При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома.
С позиций теории отношений (В. Н. Мясищев, 1960) психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство «возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека» (Б. Д. Карвасарский, 1985). В основе нарушения целостности системы отношений личности «лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений», что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения, у другой  - невротические проявления, у третьей  - психосоматические. Нервно-психические расстройства обусловливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективно-оценочной системе индивида.
 Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.
К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, в первую очередь относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены преморбидными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания, выбором поведенческих стратегий и тактик.
Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.
В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.
Психолого-социальная помощь семьям, имеющим особых детей, включает в себя:
- психологическое изучение семьи;
- консультирование (психологическое, медицинское, педагогическое);
- коррекционные мероприятия.
В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем:
- обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
- оптимизацию самосознания родителей;
- формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Основная цель психологического изучения семьи – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
В качестве задач психологической диагностики семьи нами рассматриваются:
- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье (ТОБОЛ, SF - 36);
- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения (опросник ШСО);
- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье (опросник АВС);
- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
- определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.
      Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии, которое включает в себя обучение родителей (в том числе на собственном ребенке) коррекционным методикам для применения в домашних условиях.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:
 Принцип единства диагностики и коррекции развития, т.к. коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
 Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы, который ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
Принцип оказания личностно-ориентированной помощи, с использованием которого осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
 Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов Центра.
В психо-коррекционной работе с семьями мы выделяем два направления:
- психолого-педагогическое;
- и психокоррекционное.
 Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью).
Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:
1) создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;
2) переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
3) гармонизация психологического климата в семье;
4) коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
5) формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
      Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
- обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
- обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радостъ его «маленьких» успехов;
- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
- осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
При этом используются следующие формы работы:
- демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;
- конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;
- выполнение домашних заданий со своим ребенком;
- чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
- реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.
Также психокоррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.
Задачами этого направления являются:
- формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;
- коррекция взаимоотношений в диаде родитель  ребенок с отклонениями в развитии;
- коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;
- коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

      ЛИТЕРАТУРА
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1978.- 53 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Просвещение, 1999. – 127 с.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – Спб.: Речь, 2006 – 378 с.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия; искусство отношений. - М.: Просвещение, 1998 – 289 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Слово, 2000 – 189 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ЭКСМО, 1995 – 317 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1993 - 360 с.
Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психолгической службы./ под ред. И.В. Дубровиной. – М., просвещение, 1995 – 287 с.
Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Раскина. – М.: Медицина, 1997 – 321 с.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред. С.Ю. Циркина. – СПб: Речь,1999 – 498 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями
Занятие 1
      Цели: коррекция личностных нарушений; обсуждение проблемы принятия дефекта ребенка его родителями.
      I.Разминка       1.Обсуждение записей в дневнике.
      2.Упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки:       Игра «Я умею».
Группа делится на пары, в которых есть первые и вторые номера. В качестве игровой основы избираются любые сложные жизненные ситуации, с которыми родители детей с отклонениями в развитии часто сталкиваются, например: отношение социума к ребенку с проблемами в развитии; психологическое состояние родителей, испытывающих переживания из-за проблем в обучении и развитии ребенка; межличностные и супружеские конфликты.
В процессе игры психолог распределяет номера между участниками таким образом, чтобы родители невротичного типа смогли бы почувствовать собственное самоутверждение, а родители авторитарного типа испытали бы смущение перед стойкостью первых. Каждая пара работает на виду у всех. Группа оказывает помощь первым номерам и препятствует работе вторых.
Задача первых номеров заключается в том, чтобы доказать вторым с помощью мимики, жестов, поз, игровых действий и набора фраз «Я могу», «Я умею», «Я знаю», «Я права», «У меня получится», что они действительно могут преодолеть любую трудную жизненную ситуацию.
Во время игры первые номера должны почувствовать и продемонстрировать группе свою глубочайшую уверенность в том, что они в действительности могут все это преодолеть и у них все это получается именно так. Вторые в это время всеми способами стараются им помешать, создают дополнительные препятствия и трудности. Затем участники меняются ролями.       3. Зарядка «Именно сегодня».
      II. Основная часть
 Обсуждение рассказа «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?».
  Рассказ мамы Толи
 Рассказ мамы Ильи.
Обратная связь. Обсуждение.
Примерные вопросы:
Как вы считаете, чья судьба привлекательнее?
Что помогло маме Ильи справиться с трудностями?
С какими сложными ситуациями удалось справиться вам?
Как вы их преодолели?
Какие собственные психологические ресурсы (приемы) вы использовали?
Поделитесь вашим жизненным опытом и вашими жизненными удачами.
 III. Аутотренинг
 IV. Музыкальная релаксация
V. Подведение итогов занятия
 Домашнее задание: запишите в дневник ласковые слова, которыми вы поддерживаете сами себя; прочитывайте их в трудные для вас минуты жизни.
 Прощание.
Занятие 2
Цели:      коррекция личностных нарушений; обсуждение проблемы негативного восприятия отцом недостатков развития его ребенка; формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и родительско-детских взаимоотношений; обучение технике мышечной релаксации и релаксации при совместном групповом пении.
I. Разминка
Приветствие       1. Обсуждение дневниковых записей.
Беседа по обсуждению дневниковых записей не должна превышать 35 мин.       2. Игра «Чудесный мешочек».
      Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждая из участниц опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры: «Вы вытащили из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».
      3. Игра «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мать и жена и строгая мать и жена».       4. Обсуждение моделей позитивного поведения.
      Модель       Я как мать должна:
      - уметь в случае стрессовой ситуации мысленно построить преграду, защитную стенку или поместить ребенка и себя в невидимый футляр или броню для того, чтобы отделиться от любого раздраженного или агрессивно настроенного по отношению к моему ребенку и ко мне субъекта.
     II. Основная часть
      Обсуждение рассказа «Папа, поиграй со мной».
      III. Аутотренинг
      Пластический тренинг «Цветок».
     IV. Музыкальная релаксация
      Вокалотерапия       Как правило, пение сближает людей. Совместное интонирование позволяет подстраивать друг к другу не только голоса, но и внутренние помыслы и чувства. В песне, как и в танце, происходит взаимное заряжение участников позитивной энергией; возникает чувство гармонии, общности интересов, принадлежности к группе единомышленников.       V. Домашнее задание
      Отметить в дневнике и описать радостные события супружеской жизни.











13PAGE 14115


13PAGE 14215