Статья Социальная поддержка одарённых детей
СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Р. К. Сагдеев
Данная проблема актуальна в настоящее время, так как к одаренным детям требуется особый подход из-за особенностей их личности. Часто очень тяжело выявить одаренного ребенка: методы, используемые для работы с обычными детьми порой неэффективны при работе с одаренными детьми, поэтому требуется поиск новых, нестандартных приемов.
На данный момент нет определённых понятий для развития одаренности, что крайне отрицательно сказывается на общей системе работы с одаренными детьми. Так, например, неудовлетворительными являются сами понятия "одаренность" и "одаренный ребенок". В настоящее время эти понятия часто оказываются схожими понятию "достижения" одаренного школьника, что явно крайне неудовлетворительно и в теоретическом, и тем более в практическом смысле [1].
Цель данной статьи - рассмотреть особенности социально-педагогической помощи и поддержки одаренных детей.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [ ].Категории одарённых детей:
- Дети с высоким уровнем развития. В основном ранний возраст.
- Дети в области определённой науки.
- Дети обладающие высокой активностью, но не достигшие успехов в учёбе.
Нужно следить за творческой деятельностью ребёнка, та как он его сознание находится в стадии становления. Что бы работать с молодёжью, в первую очередь нужно самому самосовершенствоваться [2].
Черты одарённых и талантливых детей:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.[3]
Программы работ с детьми:
Художественные, театральные, спортивные, научные кружки;
факультативы;
Исследовательская деятельность;
конкурсы;
Выезные конференции, участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими учреждениями[4].
Одаренные дети нуждаются в социально-педагогическойподдержке и не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны обучаться во всех образовательных учреждениях. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем ее успели это заметить. Возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто-нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.
Список использованной литературы
Юркевич О.Д. Основные направления работы с одаренными детьми // М.: МГППУ , 2010
Светличный А.И. Работа с одаренными детьми //Завуч 2001. №4. С.3
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
Захарова Н.П. Как работать с одаренными детьми //Школьные технологии. 1999. №1-2, С. 3-4.
Золотарева А.В. Проблема развития одаренного ребенка в рамках региональной системы образования.- Ярославль .: ЯГПУ 2008.