Психолого-педагогический консилиум 1 класс

Адаптация 1 А класса
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку  требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих  взрослых.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
При тестировании детей в садике я познакомилась с будущими учениками. От воспитателей получила краткую характеристику на каждого ребенка.  Уже имела представление об учениках. Зная, что школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, я разрешила сесть детям свободно. От учителя зависит то, какой сосед по парте достанется ребенку. Это не маловажный фактор успешной адаптации первоклассника: важно, как будут складываться отношения у детей, сидящих вместе.
Учащиеся I класса в начале учебного года еще не освоили непривычных норм поведения, просидеть 35 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Я проводила беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает;  учила  детей помогать друг другу, не поощряла  позицию «моя хата с краю», и кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогли им в трудный момент.
Чтобы моим  ученикам  нравилось в школе и  они не испытывали неуверенность  и страх, я в игровой форме проводила уроки, использовала красочную  наглядность, применяла  компьютер с презентациями.  На уроках проводила  физминутки, помогала ребенку вжиться в позицию школьника (здесь важно показать различие: школьник – не школьник). Для этого я беседовала с учениками  о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же  сформирует эмоционально-положительного отношение к школе.
Ввела понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, показываю способы, как все это можно достичь. Учила  ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости).  Развивала  у детей способность управлять своими эмоциями. Ученик должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание,  предлагаемые в устной форме и  по зрительно воспринимаемому образцу. Развивала учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Развивала  навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и  других участников совместной коллективной деятельности Были дети, которые  испытывали затруднения при обучении, я  поддерживала их в трудный момент, не критиковала  излишне за медлительность, а также не сравнивала  с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго. Учила детей выполнять работу самостоятельно. Часто родители слишком усердно помогали ребенку, что вызывало порой противоположный эффект: ученик привыкал к совместному приготовлению уроков и не хотел делать их в одиночку. Проводила беседу с такими родителями. 
В итоге проделанной работы все учащиеся  разделились по критериям адаптации:
Через наблюдения были выявлены некоторые мотивационные характеристики
Настойчив в поиске решения задачи – Дербеденев Д., Степаненко О., Просвиркина Ю, Чумакова С.
Легко становятся рассеянными во время скучного задания - Никонов Д. ,Маврушкина А.,Илгунайте П., Фролов С.

Обычно прерывает других- Бондар Н., Петрова Н.
Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя – Акимова Л., Лобачева В., Ефаева А.
Может быть лидером – Фролов С., Степаненко О.
Быстрая утомляемость:
Федоров Н., Моисеев К.--- Н.- не может работать самостоятельно, медленно читает, путает буквы, цифры, пишет под диктовку с ошибками. В адаптационный период много пропущено занятий – причина (болезнь),не развита учебная деятельность.
Коммуникативные учебные действия
Дети имеют первоначальные навыки работы в паре 75% (9) детей, у 25% (3) детей этот навык не сформирован. Понимают смысл простого текста 58% (7) школьников, 17% (2) не могут выделить смысл в тексте, 25% (3) детей не раскрыли себя. Знают и применяют первоначальные способы поиска информации 25% (3) детей, у 17% (2) этот навык не сформирован, 58% (7) детей не раскрылись. Умеют задавать вопросы 25% (3) детей, 33% (4) не умеют этого делать, 42% (5) детей не раскрылись в этом умении. Умеют слушать, принимать чужую точку зрения 33% (4) детей, 33% (4) не умеют, 33% (4) не раскрылись. Договариваться умеют 33% (4) детей, 25% (3) не умеют, 42% (5) не раскрылись. Строят простое речевое высказывание 42% (5) детей, 33% (4) не владеют этим умением, 25% (3) не раскрылись.
Общеучебные УУД
Умеют выделять познавательную цель с помощью учителя 33% (4) детей, 42% (5) не умеют, 25% (3) не раскрылись. Осуществляют поиск информации с помощью учителя 42% (5) школьников, 18% (2) не владеют этим навыком, 42% (5) не раскрылись. Строят речевое высказывание с помощью учителя в устной форме 42% (5) школьников, 18% (2) не владеют этим навыком, 42% (5) не раскрылись. Умеют давать оценку виду деятельности на уроке с помощью учителя 25% (3) детей, 8% (1) не владеет данным умением, 67% (8) не раскрылись. Слушают и понимают речь других 50% (6) школьников, 8% (1) не владеет данным умением, 42% (5) не раскрылись. Находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт 42% (5) школьников, 8% (1) не владеет данным умением, 50% (6) не раскрылись. Умеют работать по предложенному учителем плану 33% (4) детей, 8% (1) не владеет данным умением, 59% (7) не раскрылись. Используют знаково-символические действия 42% (5) школьников, 8% (1) не владеет данным навыком, 50% (6) детей не раскрылись.
Личностные УУД
Понимают предложения и оценки учителей и товарищей 58% (7) детей, 42% (5) не раскрылись в данном умении. Умеют оценивать себя по критериям, предложенными взрослыми 92% (11) детей, 8% (1) не владеет данным умением. Умеют уважительно от6носиться к другому мнению 42% (5) детей, 25% (3) не умеют этого, не раскрыли себя 33% (4) детей. Умеют понимать чувства других людей 67% (8) детей, у 33% (4) не сформировано данное умение. Умеют проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности 75% (9) детей, 25% (3) не владеют данным навыком. Умеют делать самооценку 83% (10) детей, 16% (2) не умеют. Умеют адаптироваться к некоторым сложным ситуациям 42% (5) детей, 8% (1) не умеет, 50% (6) не раскрыли себя в данном вопросе. Умеют взаимодействовать со сверстниками 92% (11) детей, 8% (1) не умеет выстраивать взаимодействие.



К  высокой степени адаптации отнеслись  Степаненко О., Дербеденев Д., Чумакова С., Акимова Л., Кожевникова М., Лобачева В., Просвиркина относительно быстро влились в коллектив, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняли мои требования. Иногда у некоторых детей отмечались сложности либо в контактах с детьми,  либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования. Но к концу октября трудности, как правило, нивелировались, отношения нормализовались. Ученики полностью освоились с новым статусом ученика, с новым режимом.
 К средней степени адаптации отнеслись Корольков Е., Зюзин А., Курдюков К., Никонов Д., Петрова Н., Трунтягина Н., Фролов С., Маврушкина А. Они
имеют более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Эти дети не умеют принять ситуацию обучения, общения с учителем и другими детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Они испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакции стали адекватными требованиям учителя.
К низкой степени адаптации отнеслись Бондар Н., Федоров Н., Зайкин Т., Илгунайте П.
У этих  детей  социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. И хотя период острой физической адаптации организма к учебным нагрузкам должен  закончиться до 10–15 октября, они будут весь первый год адаптироваться к школе.
Итоги первой четверти
Главная роль учителя на уроке – организатор учебного процесса, организовать его нужно так, чтобы ученик на уроке делал все сам: сам ставил цель, планировал работу, выполнял ее и оценивал себя. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Учебный процесс ведется с учетом здоровье сберегающих технологий: физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку.
За этот период обучающиеся овладели такими учебными действиями как наблюдение за объектом окружающего мира; сравнение предметов по отдельным признакам; умение работать с учебником, понимать иллюстрации, таблицы, схемы. Строят простое речевое высказывание в устной форме, понимают смысл простого текста, умеют задавать вопросы. Все учащиеся понимают учебный материал, усваивают основное содержание программы, проявляют интерес к самостоятельной работе, всегда готовятся ко всем предметам, общественные поручения выполняют охотно и добросовестно.
Внеурочная деятельность ведется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное представлено кружком «Здоровячок», целью которого является укрепление здоровья, развитие двигательных способностей обучающихся.
Научно-познавательное (проектная деятельность) – «Я – исследователь». Цель: знакомство обучающихся с особенностями первых научных исследований.
Художественно-эстетическое представлено кружком «Словотворчество». Цель: развивать у детей речь, мышление, память.
В заключение хочу перечислить факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
Полная семья
Высокий уровень образования родителей
Правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации в семье
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников
Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе, ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе.



15