Доклад. Использование технологии личностно-ориентированного обучения для стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Минестерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации муниципального района
Мечетлинский район МОБУ ООШ имени Ф.З. Загафуранова д. Сулейманово













Использование технологии личностно-ориентированного обучения для стимулирования познавательной деятельности учащихся
районный семинар учителей физики




Каримова С.Р.
учительница математики и физики









2013 год
В процессе работы учителем математики я выявила, что из года в год познавательный интерес учащихся заметно снижается:
анализ текущих оценок свидетельствует об отсутствии системы в учебной деятельности большинства учеников;
сравнительная характеристика протоколов школьных олимпиад и конкурсов показывает, что немногие ученики участвуют во внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах по предметам (10-15%);
проблемные ситуации на уроках ставят школьников в тупик, что является показателем их слабой ориентации в информационном пространстве;
статистика читательских формуляров в школьной и районной библиотеках говорит о слабом интересе детей к научно-популярной литературе.
Противоречия между требованиями современного общества и низкой познавательной деятельностью учеников побудили меня к изучению передовых педагогических технологий и разработке и апробации своей методики обучения математики и физики.
Ведущая идея моей деятельности – развитие и воспитание грамотного, компетентного человека, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
. Задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить его самостоятельно ДОБЫВАТЬ знания и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике. Забота учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний
Каждый педагог осознает, как сложен и противоречив процесс становления личности, как нелегко на практике найти единственно верный, индивидуальный путь к конкретному ребенку, поэтому без изучения личности ребенка сегодня не обойтись. При реализации проблемы школы деятельность каждого участника учебно-воспитательного процесса направляется на создание условий полноценного развития и успешного обучения ребенка. Именно учитель помогает детям сохранять человеческое достоинство, успешно учиться и общаться. Одним словом, школа развивает личность, это основная ее задача. Но как ее решить?
Для достижения этих целей нужно строить учебный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, которое предполагает:
признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания;
признание способностей ребенка к саморазвитию и его право на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
передача ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
При личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебная познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально - духовной сферы, формирование качеств, связанных с будущей профессией, а также позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Новизна методики заключается в объединении личностно-ориентированной технологии с современными информационными технологиями с целью стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Диапазон для применения методики достаточно широк: на отдельных уроках и в системе уроков по отдельным темам, при подготовке к школьным и районным конкурсам и олимпиадам, во внеклассной работе, в воспитательной системе школы.
Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, Домашняя работа учащихся не сводится лишь к повторению и закреплению изученного материала на уроках. Больше того, она по мере взросления учащихся заключается главным образом в самостоятельном изучении учебного материала по учебникам и учебным пособиям с последующим обсуждением результатов этого изучения на уроке. И здесь особенно важны домашние задания творческого характера. Учитель поощряет домашнюю работу по собственному выбору, по изучению вопроса, не входящего в программу учебного предмета.
Модели личностно-ориентированного обучения различны: это индивидуальный подход во фронтальной и самостоятельной работе, групповая и парная работа, уровневая дифференциация, индивидуализированные задания, проектные и исследовательские работы, используемые мною в учебной деятельности. Новый стандарт образования позволил расширить возможности учета и реализации индивидуальных особенностей учащихся: выбор профиля обучения, различных элективных курсов, направлений исследовательской и проектной деятельности.
Возможности индивидуального подхода к учащимся можно использовать использую во фронтальной работе, в том числе при опросе. При объяснении материала использую различные уровни рассказа в устном изложении, т.е. вначале можно упрощать свой материал, а затем усложнять его; применять учебную беседу, в ходе которой можно провоцировать учеников на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных, внепрограммных знаний; учитывать индивидуальные различия в ролевой игре, в дискуссии и так далее.
Ряд возможностей учета индивидуальных особенностей учащихся представляет и групповая работа, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы
В групповой работе распространено деление учащихся на две категории по способу работы:
работа с относительно стабильными группами,
работа с нестабильными группами, то есть в случае каждого способа можно создать группы различного состава.
Самостоятельная работа учащихся - это такой способ учебной работы, где:
учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения;
работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;
выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
По месту выполнения самостоятельную работу можно разделить на самостоятельную работу в школе и самостоятельную работу, выполняемую за пределами школы, в том числе и дома.
Задания, учитывающие познавательные интересы учащихся, предусмотрены как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для стимулирования возникающих интересов, а также для создания предпосылок к возникновению интересов. Соответственно этим несколько различным различающимся целям используются задания, ориентированные на дополнение и углубление учебного материала, и задания, знакомящие ученика с материалом и с новой, близкой возрасту и психике ученика точки зрения. Относящиеся к этому типу задания весьма разнообразны:
чтение дополнительной научно-популярной литературы;
работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и прочей справочной литературой;
составление докладов, рефератов;
сбор и систематизация различной информации;
5) подготовка мультимедийных документов;
6) выполнение заданий на основании программ индивидуальной или групповой экскурсии (в том числе и виртуальной);
7) исследовательские работы и компьютерные проекты;
8) прочие творческие работы.
Можно рассмотреть индивидуализированные задания и с точки зрения обязательности их выполнения и регламентированности. На основе этого можно выделить следующие виды:
Задания, назначенные учителем.
Альтернативные, или выборочные задания
Предлагаемые учителем добровольные задания.
Добровольные задания, найденные самим учеником.

Для индивидуализации обучения служит применение проектного метода, который состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения, системное мышление.

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:
1) выбор темы проекта, его типа;
2) выделение возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
3) распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
4) самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
5) промежуточные обсуждения полученных данных на уроках;
6) защита проектов;
7) коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

«Как научиться наблюдать»
Исходя из обычно стоящих перед учителем задач каждый урок должен содержать четыре этапа: повторение пройденного, опрос; объяснение новой темы; закрепление; домашнее задание. Но если строго придерживаться этих пунктов, уроки будут однообразными, скучными, времени у учителя всегда будет не хватать. Исходя из этого, я решила, что одним из главных элементов моего стиля преподавания должны стать выходы «на природу».Практика показывает, что как бы логично ни излагал учитель учебный материал, какими бы наглядными ни были проводимые им опыты, если учащиеся будут при этом пассивны, то нельзя ожидать от урока хорошего результата. Ученики должны быть обязательно привлечены к поиску истины в процессе познания. Особенность же физики такова, что в ней этот процесс чаще всего начинается с наблюдения; поэтому неумение учеников наблюдать физические явления может служить первопричиной плохого понимания ими изучаемого материала. Чтобы избежать этого, с первых же уроков нужно обучать школьников правильному проведению наблюдений. На одном из уроков провожу беседу, в ходе которой совместными усилиями составляем с учащимися план или инструкцию проведения наблюдений:
1) выделение объекта наблюдения ( предмет, явление или процесс);
2) формулирование целей наблюдения ( сюда входит также высказывание предположений- выдвижение гипотез- о возможных зависимостях наблюдаемого явления от других и их проверка);
3)выбор наилучших условий для наблюдения;
4) проведение наблюдений;
5) анализ их результатов и заключение о том, достигнуты ли поставленные цели.
Кратко этот алгоритм можно представить так:
1) Что наблюдаем?
2) Зачем наблюдаем?
3) Как наблюдаем?
4) Что видим?
5) Достигли ли цели?

Эти пять пунктов являются «ориентиром» для проведения наблюдений, которые в дальнейшем используются учениками, уточняются, расширяются.
Итак, предлагаю учащимся смотреть, наблюдать, замечать, фиксировать физические явления вокруг нас. В результате появляются вопросы: почему у цветков лепестки белые? Почему темнеет асфальт после дождя? Почему в снежную зиму около деревьев образуются углубления? Почему? Почему? Таких «почему» множество, и, отвечая на них, учащиеся учатся находить физические объяснения наблюдаемому .Важно и то, что они начинают при этом понимать, как сложно дать быстрый, правильный и убедительный ответ на так называемые детские вопросы.
«Домашние практические задания»
Учить в 7-8 классе легко и интересно - много демонстраций и лабораторных работ. Для детей предмет новый, интерес вызывают практические задания, где можно проверить все самому. Поэтому по возможности я увеличиваю количество домашних практических заданий- самостоятельных физических опытов и исследований. Такие работы оформляются как лабораторные. Выполняя их, ребята закрепляют знания изученных физических величин и учатся на практике их измерять или определять. Часть работ может выполняться по желанию, за такие я ставлю только положительные оценки. Результаты выполнения домашнего исследования обязательно обобщаются и обсуждаются в классе.










Например:

7 КЛАСС
Тема «Плотность»
Цель: составление таблицы плотностей продуктов питания.

Задание: определить плотность съедобных веществ и составить таблицу «Плотность продуктов». Для этого выбрать продукты, упакованные в пачки правильной формы с указанием массы на них: сливочное масло, маргарин, соки, мороженное, шоколад, сахар-рафинад и др.
Тема « Механическое движение»
Цель: изучение траектории, пройденного пути, перемещения и скорости.
Задание: начертить в масштабе рисунок своего движения от дома до школы.
1. Обозначить на рисунке разным цветом траекторию и перемещение.
2. Определить пройденный путь.
3. Определить среднюю скорость своего движения.
8 КЛАСС
Тема « Испарение»
Цель: исследовать, от чего зависит испарение.
Задание: проделать опыты и объяснить их с молекулярной точки зрения.
1. Налить по чайной ложке воды в два блюдца и поставить одно из них в теплое место, другое- в прохладное место. Пронаблюдать за временем испарения. Как связаны испарение и температура?
2. На гладкую поверхность капнуть пипеткой по капле воды, масла, спирта, или уксуса и пронаблюдать за испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?
3.Исследовать зависимость скорости испарения от площади поверхности.
4. Исследовать скорости испарения от ветра.
Тема: «Постоянный электрический ток»
Цель: исследование электропотребителей в квартире
Задание:
1.Начертите схему электрической сети в вашей квартире.
2.выясните, какова мощность домашних электроприборов. Если напряжение в сети 220 В, вычислите силу тока в приборах во время их работы.
3. Спишите паспорт лампы и « расшифруйте» его. Рассчитайте сопротивление спирали и силу потребляемого тока.
4. Запишите номинальные мощности домашних электропотребителей (лампочки, утюга, холодильника, пылесоса и т.д.). Подсчитайте общую мощность всех электропотребителей.





«Личностно ориентированный урок в 9 классе по теме «Решение задач по кинематике.»

План- конспект
Личностно ориентированного урока по теме
« Решение задач по кинематике».(2ч.)
Цели:
1.Научить решать задачи по кинематике.
2.Развить общие навыки решения физических задач.
3.Совершенствовать рефлексию учащихся о собственных стратегиях решения задач.
4.Пополнить арсенал таких стратегий.
Инструменты личностно ориентированной технологии:
-учет сенсорных систем;
-использование логических уровней;
-применение модели ТОТЕ.
Место урока в учебной программе. На предыдущих занятиях проводится интеграция теоретических знаний по кинематике; эти знания включают следующие основные вопросы: положение тела в пространстве, проекция вектора на ось, система отсчета, уравнение равномерного прямолинейного движения точки, мгновенная скорость, ускорение, уравнение движения с постоянным ускорением, свободное падение тел, равномерное движение точки по окружности. Затем используются выработанные на этом занятии стратегии решения задач.
Организационно-педагогические условия урока. Обучение строится по выбору- индивидуально или в группах по 4 человека. Учащимся предоставляются по выбору 4 задачи различной сложности, при решении которых они могут обмениваться мнениями , задавать друг другу вопросы, пользоваться тетрадями , учебниками , дополнительной литературой.
Ход урока.
Первый этап. Совместное целеполагание и мотивация в форме дискуссии вокруг важности темы урока. При этом выдвигаются и обсуждаются следующие вопросы:
-Почему важно уметь решать физические задачи?
-Что ценного в их решении?
-Какие сложности ученики испытывали ранее при решении физических задач?
-Каковы критерии эффективности их решения?
-Какие цели ставит каждый на данном уроке, учитывая свой прежний опыт? (Чему именно необходимо научиться?)
-Где и зачем пригодятся эти умения?
Примечание .Ответы учащихся о критериях эффективности решения задач: быстрота решения и его качество( количество верно выполненных этапов решения, правильность результата, безошибочность и четкость записи решения.)

Второй этап. Учащиеся приступают к решению задач привычным способом. Затем происходит групповой анализ проявления критериев эффективности у каждого ученика. После решения задачи ученики отвечают на вопросы анкеты,
Вопросы ученику для самоанализа:
1.Что я делаю, когда читаю текст задачи?
А.Представляю картину, описанную в условии задачи.
Б.Проговариваю шепотом или про себя условие задачи.
В. «Вживаюсь» в образ действия задачи, т.е. представляю себя наблюдателем явлений, которые могли бы происходить в жизни.
Г.Вспоминаю обозначения физических величин.
Д. Делаю(что-то еще).
Осознайте свои действия и запишите те буквы, которые им соответствуют.
2.Что я делаю, когда записываю условие задачи?
А.Сразу записываю обозначения всех данных в условии величин и их значения.
Б.Перечитываю еще раз условие, слышу знакомое название величин и пишу соответствующее этому названию обозначение.
В.Чувствую, что понимаю условие, но не знаю, как записать обозначения.
Г. Делаю(что-то еще).
Напишите, как вы это делаете( обозначьте соответствующие буквы).
3. Что я делаю, переводя единицы измерения?
А.Сохраняю имеющиеся значения величин( забываю переводить их единицы в СИ).
Б.Вижу в условии задачи несоответствие единиц измерения, вспоминаю правильное написание и рассчитываю.
В.Слышу внутри себя «кг, м, с, и т.д.» и соотношу их с приведенными в условии задачи единицами.
Г.Чувствую, что данные единицы измерения нужно перевести.
Д.Возможно, ваш способ другой, тогда осознайте - какой.
Запишите свои действия.
4.Когда я приступаю к решению задачи, то
А. записываю все формулы, в которых встречается искомая величина.
Б.проговариваю про себя ее определение.
В. «наобум» подставляю значения данных в условии величин и понравившийся ответ записываю.
Г. Делаю..(что-то еще).
Напишите, как вы это делаете .
5.Когда я получаю результат, то
А. если ответ понравился, записываю его.
Б. проверяю единицы измерения и, если они совпадают с единицами измерения искомой величины, записываю ответ.
В. Сверяю свой результат с ответом.

Г. Проверяю достоверность результата сопоставлением с действительностью.
Д. делаю(что-то еще).
Запиши свои действия.
Третий этап. Выявление наиболее эффективных способов решения задач. С помощью полученных ответов на вопросы анкеты в группах записываются алгоритмы решения задач различной сложности.
Четвертый этап. Все стратегии обобщаются и записываются на доске. Каждый записанный алгоритм анализируется, обсуждаются его положительные и отрицательные аспекты.( Например: последовательность «шагов» 1В-2Б-3А-4А-5А ведет чаще всего к неверному результату, а 1Г-2А-3Б-4А-5В- к правильному ( в случае решения простых задач и средней сложности). На этом этапе учащиеся самостоятельно сравнивают свои стратегии с полученными в ходе обсуждения, делают необходимые добавления в свою стратегию или даже заново конструируют для себя наиболее эффективную.
Домашнее задание. Ученику предлагаются на выбор задачи различной сложности и возможность использовать при их решении свою скорректированную (или вновь сконструированную) стратегию или одну из записанных на доске.
Пример стратегии , составленной на данном уроке и признанной эффективной.
1.Внимательно прочитываю условие задачи, обращая внимание на возникающие у меня при этом образы и ощущения: мысленно представляю соответствующую описанию жизненную ситуацию, «становлюсь действующим лицом».
2. Анализирую уровень сложности. Если задача простая, то чаще всего, не записывая формулу, подставляю в нее в уме значения величин и пишу ответ. Так делаю, когда уверена в применяемой формуле, когда проверены единицы измерения и в итоге действий с единицами, подставленными в формулу, получена единица, совпадающая с единицами искомой величины.
Если задача среднего уровня сложности, вспоминаю формулы; в случае необходимости смотрю в конспект в тетради или учебник.
Сначала у меня возникают внутренние предположения, которые я быстро записываю. Затем произвожу вычисления, и полученный результат соизмеряю с действительностью. Заглядываю в ответ, пишу правильный ответ, записываю формулу, по которой решала. Если правильность ответа не вызывает сомнения, перехожу к следующей задаче.
Если задача сложная и все известные мне формулы не позволяют быстро ее решить, начинаю представлять ее условие, делаю рисунок (схему), пытаюсь выразить одни величины через другие. Добиваюсь получения формулы или пропорции, подходящей для решения. Если нравится то ,что получилось, записываю ответ, а если нет, то еще раз перечитываю условие и решаю заново. Если полученный ответ снова не убедителен, то советуюсь с соседом по парте или учителем.
Данный вид работы позволяет многим ученикам ответить на вопрос «Как решать физические задачи?», а также стать исследователем собственного опыта, что позволяет повысить эффективность задач в учении и расширить спектр доступных учащимся стратегий.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.
1.Использование проблемных творческих заданий.
2. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
4.Сообщение в начале урока не только темы урока, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось ( не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по- другому.
6. Стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
7. Оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


Заголовок 1 Заголовок 815