«Эффективные формы коррекционно-развивающей работы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста»
«Эффективные формы коррекционно-развивающей работы по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста»
Цель: повышение результативности коррекционно-логопедической работы с детьми – логопатами.
Задачи:
Коррекция и развитие всех компонентов речи
развитие сенсорных и моторных функций;
формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.
Основное отличие этой формы занятий от традиционных состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; г)физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий; д) даются задания на словотворчество детей; е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Такая форма занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, что является важным фактором, если учесть, что, с одной стороны, дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, с другой в период осень, весна у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Все это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий разнообразна. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:
сказочных сюжетов;
элементов фольклора;
воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; соревнований команд,
литературных персонажей;
известных и придуманных игр;
элементов сюжетно-дидактической игры;
сюжетных и пейзажных картин;
настольно-печатных игр;
сюжетов и героев мультфильмов.
Например, действуют персонажи знакомых сказок «Золушка» (звук л), «Приключения Колобка» (звуки л, л'), «Наш гость Чипполино» (звук ч), «Три поросенка» (звуки н, н'); в других герои мультфильмов «Клад кота Леопольда» (звуки л, л'); в третьих вымышленные герои сюжетов «Полет на звездолете» (звуки з, з'
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
развитию всех компонентов речи;
формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
развитию познавательных процессов;
развитию творческих способностей детей;
воспитанию нравственно-эстетических чувств.В сюжетно-тематических занятиях присутствует и воспитательный компонент, так как они учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
оргмомент;
сообщение темы занятия;
характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
произношение звуков в словах;
физминутка;
работа над предложением;
произношение звука в связной речи;
обучение элементам грамоты;
итог занятия.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы- в них происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.
1. Первый этап занятия организационный. Его цель введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная же задача педагога включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае включаются релаксационные, мимические и имитирующие упражнения или игры. (Например: занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» (звук л') начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом.) Затем следуют релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей.
Элементы психофизической гимнастики используются, например, в оргмоменте занятия «Клад кота Леопольда» (звуки л, л'). Дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и т.д. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей участников занятия.
Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.
Например, в занятии «Наши друзья Домовой и Домовенок» (звуки д, д' ) тема занятия сообщается следующим образом: «Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах дом, домовой? (Звук д.) Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д, д"».
Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
уточняется артикуляция положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
показывается «профиль» звука на рисунке;
уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные);
находится образное сравнение звука (звук р рычание тигра, звук ш шелестящая листва, звук л' весенняя капель);
звуки обозначаются цветовыми символами;
определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухо-речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.
5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
уточнение и расширение лексического запаса;
овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй поставленной задачей.
6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки это:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Поэтому на занятиях используются различные формы проведения физминутки.
Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и др.).
7. Работа над предложением.
Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.
На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
актуализация накопленного словаря;
формирование связности и четкости высказываний;
работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.
Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.
Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения ведется работа по анализу и синтезу словесного состава предложения.
8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:
развитие воображения и творческой фантазии;
развитие словотворчества;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.
Методы основной и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным). Например, в занятии «Поросята Пик, Пак и Пок у нас в гостях» (звуки п, п') использован насыщенный восклицательными интонациями диалог двух попугаев; а в занятии «Как Женя и Даша искали Пушка и Джека» (звуки ш, ж) диалог насыщен вопросительными интонациями.
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы.
9. Обучение элементам грамоты это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:
познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;
научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.
При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем. Варианты заданий для решения этих задач самые разные.
Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия является игровая и такая, в которой с минимальными затратами решается более полный комплекс задач. Например, в занятии «Похищение буквы й Бабой Ягой (звук и буква й) дети, преодолевая все препятствия на своем пути, встречаясь с разными героями, выполнив все речевые упражнения, находят похищенную букву, знакомятся с ней, читают слоги и слова. А в занятии «Наш гость инопланетянин» (звуки л, л') решаются и познавательные задачи.
10. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Помогли нашему герою. Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». Обязательное условие передача положительных эмоций.
При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.
Также в конце занятия важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? и т.д.
В заключении занятия всегда необходима положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше.
Еще одной из форм повышения эффективности коррекционно-развивающей работы логопеда является использование информационных-коммуникационных технологий (ИКТ).
Научно обоснованное применение информационных технологий, позволяющих качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС)
Одной из интересных форм представления материала на логопедических занятиях, как групповых/подгрупповых, так и индивидуальных, является создание и использование мультимедийных презентаций или готовых компьютерных программ.
Сочетая в себе динамику, звук и изображение, эта форма представления материала позволяет более длительно удерживать внимание ребенка, повышая познавательный интерес, что является актуальным с детьми –логопатами. Одновременное же воздействие на слух и зрение дает возможность достичь большего эффекта в коррекционно-логопедической работе, т.к.облегчает процесс восприятия и запоминания информации, которую я самостоятельно могу с помощью ИКТ скомпоновать, исходя из особенностей конкретной группы детей, темы и сюжета занятия.
Таким образом, используя в своей работе групповую/подгрупповую форму работы в виде сюжетно-тематических занятий, в основе которых лежит комплексно-игровой метод, используя ИКТ, я как логопед, более эффективно решаю коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения, расширению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию функции языкового анализа и синтеза, а также совершенствованию психофизических функций, развитию познавательной активности и достигаю высоких результатов в работе с детьми-логопатами.
Работая с детьми с ФФН, ОНР(2-3), сопровождаемых стертой формой дизартрии, ЗПР в конце года результативность – выпущено детей с нормой или со значительным улучшением- 83%
Используемая литература:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.-М, 2001г.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред.Кондакова А.М., Кузнецова А.А. 2-е изд. –М.2009.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное воспитание. 1994. № 10. С. 24-28.
Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология. 1995. № 3. С. 76-81.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М.2003г.
15